Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии
Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения детьми дошкольного возраста звуковым строем русского языка изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zvukovoy_storony_rechi_v_ontogeneze_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста
Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения детьми дошкольного возраста звуковым строем русского языка изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной. Освоение артикуляции звуков речи - очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия, что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.
В.А.Богородский выделял 4 периода:
· подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;
· период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырёх месяцев;
· период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;
· период, когда ребёнок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.
Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго перио
Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1. Подготовительный - до одного года;
2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трёх лет;
3. Дошкольный - до 7 лет;
4. Школьный.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью.
Ребёнок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция наиболее или наименее интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется, замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), в начале криков и на их спаде, там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдалённо напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.
Согласно мнению В.П. Глухова, для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребёнку удовольствие. Ребёнок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикуляции.
Период гуления отмечается у всех детей. Так же автор характеризовал гуление в отличие от криков как «согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определённые с точки зрения их места образования». Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца ребёнок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи.
Как утверждает В.М. Смирнов, гуление (по своим фонетическим характеристикам) у всех детей народов мира одинаково. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.п. Ребёнок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям так называемое «зрительное общение», во время которого ребёнок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребёнком его «речевые реакции». Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций ребёнка.
В период гуления (модулированное произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным) звуковая сторона детской речи лишена четырёх важнейших особенностей, присущих речевым звукам: коррелированности; «фиксированной» локализации («стабильной» артикуляции); константности артикуляционных позиций (имеет место большой и в значительной мере случайный «разброс» артикуляций); релевантности, т.е. соответствия этих артикуляций орфоэпическим (фонетическим) нормам родного языка.
Только в период лепета, который выражается в произнесении сочетаний звуков, соответствующих слогу, и продуцировании различных по
объёму и структуре слоговых рядов, эти нормативные особенности звукопроизношения постепенно начинают проявляться. В этот период складывается «синтагматическая организация» речи: формируется «структуризация» слога (появление «протосогласного» и «протогласного»), отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребенка физиологического механизма слогообразования.
Через 2-3 месяца речевые проявления получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова, а именно – замкнутая последовательность слогов, объединённая акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. При нормальном развитии ребёнка «гуление» в 6-7 месяцев постепенно переходит в лепет.
По данным Р.Якобсон, лепет начинается с неопределённых звуков, которые ещё не являются ни согласными, ни гласными. Винарская Е.Н. отмечает, что начальный лепет воспроизводится аутоэхолалически по механизму обратной тактильно – кинестетической связи. Ребенок подражательно воспроизводит близкие с его собственными звуками слуховые раздражения из внешней среды. В 8,5 - 9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями.
Значение лепета в развитии речи переоценить нельзя, так как А.Н. Гвоздев отмечал, что лепет способствует выработке элементов произношения, становятся более устойчивыми и определенными артикуляции отдельных звуков, начинает функционировать слуховое сосредоточение на речи взрослых, развивается активное воспроизводство слогов под руководством слуха. В возрасте 7-9 месяцев ребёнок делает попытки подражать взрослому, произнося звуки. В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребёнка. Появляются первые «нормативные», предметно-отнесённые слова (соответствующие лексической системе данного языка). Круг артикуляций в течение двух-трёх месяцев не расширяется, равно как нет отнесения звуков к новым предметам или явлениям; при этом тождество употребления псевдослова обеспечивается не только и не столько тождеством артикуляции, сколько тождеством звукового облика целого слова.
По данным исследований И.Е.Исениной, лепетные слова являются протознаками: в них имеются зачатки номинативных значений, интонаций, грамматических категорий, их употребление соотносится с элементарными правилами диалога. Они обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, для функционального определения их статуса необходимо привлечение паралингвистического материала. В возрасте 10-12 месяцев ребёнок все существительные (которые являются практически единственной представленной в «грамматике» ребёнка частью речи) употребляет в именительном падеже в единственном числе. «Приостановка» фонетического развития в этот период «речевого онтогенеза» (на срок 3-4 месяца) связана со значительным увеличением числа слов активного словаря и, что особенно важно, с появлением первых настоящих обобщений, хотя и соответствующих, по концепции Л.С. Выготского, «синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам». В речи ребёнка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи.
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путём заимствует определённые звукосочетания (варианты звукопроизнесения) из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык как целостную систему знаков, ребёнок осваивает звуки сразу как фонемы.
По данным исследований Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Х. Швачкина, Л.В. Нейман, фонетический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребёнок учится отделять звуки окружающего мира от звуков обращенной к нему речи. Ребёнок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка «по- своему».
С. Н. Ржевкин и Н. Х. Швачкин считают, что способность воспринимать фонематически все звуки языка, дифференцировать их по
наименее значимым признакам формируется у ребёнка только к концу второго года жизни, а в возрасте от двух с половиной до трёх лет дети начинают выступать в качестве борцов за правильное произношение, несмотря на то, что сами допускают ещё много фонетических ошибок в силу недостаточной способности умения управлять своим речевым аппаратом.
Выделение фонем, по данным Н.Х. Швачкина, происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются [и] - [э], [у] - [о], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у]. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Примерно через год различается мягкость и твердость согласных, а к началу третьего года жизни фонематический слух ребёнка оказывается достаточно сформированным.
К трём годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь ещё несовершенна в фонетическом отношении. Для неё характерна общая смягчённость; замена заднеязычных звуков [к], [г] переднеязычными - [т], [д], иногда замена звонких звуков глухими. Значительная часть трёхлетних детей не умеют произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими. К началу четвёртого года жизни ребёнок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребёнка становится понятной для окружающих.
К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.
Подводя итог вышесказанного, можно выделить следующие особенности развития звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Дети пяти-шести лет способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Этому способствует такой материал, как стихи, потешки, считалки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.
Они способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и др.
Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.
У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).
Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, неточное употребление ударений в словах.
Обычно дети шести-семи лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности проставления словесного ударения: «понял», (вместо «понял»). Взрослый всегда поправляет ребенка, давая образец произношения слова.
Рассмотренные закономерности овладения звуковой стороной речи, дают возможность определить показатели фонетической стороны речи старших дошкольников. Итак:
- Дети 5-6 лет способны произносить трудные звуки, использовать средства интонационной выразительности, регулировать громкость голоса, ритм, темп речи. Замечать ошибки в речи других людей.
- Дети 6-7 лет способны говорить внятно и четко.
Таким образом, развитие произношения в онтогенезе осуществляется поэтапно: от умения произносить отдельные звуки к словам. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребёнка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр детей дошкольного возраста»
Данная консультация объясняет значение дидактической игры для развития связной монологической речи детей. Также в ней представленны дидактические игры помогающии в работе с детьми для развития и...
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...
«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Общее родительское собрание по теме "Развитие речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста"
Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Хотела бы сегодня рассказать Вам о том, как появляется и развивается в дальнейшем речь у наших детей и от каких факторов зависит развитие речи у ребёнка, а та...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)
Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...