Проект «Портрет осени» В рамках лексической темы «Осень»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект «Портрет осени» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Портрет осени» В рамках лексической темы «Осень» | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 Золотая рыбка»
Проект
«Портрет осени»
В рамках лексической темы «Осень»
Разработала:
Учитель-логопед
Павлова Е.А.
Г.Ростов
Содержание:
- Паспорт проекта «Портрет осени»
- Актуальность
- Перспективный план реализации проекта
- Презентация
- Итоги
Продукт деятельности учителя-логопеда:
- проект «Портрет осени»;
- персональная фотовыставка «Осени волшебные мгновения»;
- интерактивная игра «Осеннее лукошко ор рыжей кошки Лотошки»;
- квест-игра «Путешествие в осень»;
- лэпбук «осень»
- памятка для родителей «Домашний лэпбук»
Продукт деятельности детей:
- познавательно – дидактический материал (фотографии, рисунки, картинки, иллюстрации, поделки);
- художественно-речевое творчество (рассказы, истории, сказки, стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки, игры и т.д.
Продукт деятельности родителей:
- стенгазета – сюрприз «Мы – фотокорреспонденты» с фотографиями детей и родителей, участников проекта;
- семейные фотоальбомы «Моя прогулка в осень»;
- мультимедийная презентация «Портрет осени»;
- поделки из природного материала на мини-выставку «Осенний сундучок»;
- фотовыставка «Листопад, листопад…»
Литература:
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Копытин А.М. «Техника фотографирования»
Интернет – ресурсы
Паспорт проекта «Портрет осени»
Лексическая тема «Осень»
Автор проекта: учитель-логопед павлова Е.А.
Участники: дети подготовительной группы, занимающиеся на логопункте, педагоги, родители
Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)
Вид проекта: познавательно-игровой, творческий
Проект «Портрет осени» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.
Актуальность
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги»
В.А.Сухомлинский
Гипотеза: каждое время года несет в себе красоту и очарование, и дает детям новые знания и представления.
Проблема: как интереснее подобрать материал по лексической теме «Осень», чтобы осень в глазах детей не была «унылой порой»
Решение: я решила изготовить лэпбук (тематическую папку) на лексическую тему «Осень» и привлечь к ее наполнению самих детей и их родителей, взяв за основу общение детей с фотоаппаратом. Ведь это не только возможность творить и создавать художественные произведения, но и замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Что же еще как не частицу души вкладывает ребенок в свои фотоработы, и именно фотографирование – один из способов развить эмоциональность, чувство прекрасного и способность через фотографию поделиться с друзьями своими переживаниями.
«Запускается» процесс коммуникации ребенка с фотографией, который развивает детское воображение и мышление, обеспечивает познавательное развитие, активизирует и стимулирует речевую активность, обогащает и увеличивает словарный запас, совершенствует монологическую и диалогическую речь детей, развивает ребенка творчески.
Работая над проектом, в основе которого лежит фотографирование, я ставила перед собой задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к интересной творческой деятельности; раскрепостить в общении со взрослыми и сверстниками; снизить уровень тревожности, неуверенности в себе; повысить мотивацию к дальнейшей совместной коррекционно-развивающей работе. Особенно радостно будет ребенку заниматься с пособием лэпбук, в котором есть его собственные фотографии и рисунки, рассказы и истории, сказки и стихи, описания, загадки, придуманные игры и пр.
Проект «Портрет осени» - это увлекательная игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности учителя-логопеда, детей и родителей в новом формате.
Детское фотографирование позволяет дошкольникам не только выразить себя, но и создает благоприятные условия для реализации личного потенциала ребенка, что очень важно при подготовке к успешному обучению в школе.
Параллельно реализуемому проекту проводится коррекционно-развивающая работа по лексической теме «Осень».
Цель: развитие у детей интереса к активному познанию окружающего мира с помощью фотографирования; удовлетворение потребности в самовыражении, самостоятельности и инициативности, в воплощении художественного замысла.
Задачи:
- обогащать личный положительный опыт детей;
- создавать условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате – фотографировании, пополнении лэпбука «Осень»;
- расширять и обогащать представления и знания детей по лексической теме «Осень»;
- развивать у детей навыки связной речи, активизировать словарь детей;
- развивать коммуникабельность, поощрять желание обмениваться впечатлениями и новой информацией друг с другом;
- стимулировать творческое самовыражение, раскрытие своего «Я», уверенности в себе, повышать самооценку;
- создавать теплое, радостное настроение, способность чувствовать и передавать другим эмоциональный восторг от встречи с красотой природы, сохранять ее виды с помощью фотографии, ее описания;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное, желание беречь ее и охранять;
- способствовать сплочению детско-родительских отношений, контакту учителя-логопеда с родителями.
Ожидаемый результат
Совместное участие логопеда, детей и родителей в проекте «Портрет осени» будет способствовать:
- достижению цели и решению поставленных задач;
- накоплению познавательно-дидактического, художественно-речевого материала для лэпбука «Осень»;
- формированию у детей умения применять полученные знания, комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполненных работах в форме рассказа, истории, сказки и т.д.;
- стимулированию речевой активности детей, обогащению и расширению словарного запаса, совершенствованию связной речи;
- формированию социально-коммуникативных навыков детей;
- повышению мотивационной активности к дальнейшей коррекционно-логопедической работе;
- принятию родителями позиции «Я – активный родитель», повышению родительской компетенции;
- повышению профессионального мастерства учителя-логопеда;
- повышению интереса и активности педагогов в проектной деятельности.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
- Блиц-опрос детей – что вы знаете об осени? Выявление уровня знаний детей.
- Поиск эффективных путей решения проблемы. Выход на проектную деятельность.
- Выбор темы проекта.
- Изучение методической литературы, работы с интернет ресурсами.
- Определение цели и задач проекта, способа его реализации.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Реклама проекта.
- Консультация с родителями по теме проекта.
- Консультация с педагогами.
- Разработка интерактивной игры «Осеннее лукошко от рыжей кошки Лотошки».
- Разработка квест-игры «Путешествие в осень».
- Изготовление макета лэпбука «Осень».
- Оформление памятки «Домашний лэпбук».
- Помощь родителей в техническом оснащении проекта, распечатка и редактирование фотографий на компьютере.
2 этап. Основной.
Перспективный план реализации проекта.
Работа с детьми.
Вовлечение детей в проектную деятельность.
Рассматривая изготовленный мной макет лэпбука «Осень», дети обратили внимание на то, что все кармашки, окошки, конверты пустые, в них ничего нет. Детские вопросы: - почему они пустые?- что здесь может быть?
- чем их можно наполнить?
Мотивация: если вы мне поможете собрать интересный, познавательный материал об осени, то мы сможем заполнить лэпбук, узнать много нового об осени, рассказать и показать другим детям, поиграть самим.
Детская проблема: как это можно сделать?
Детские предложения: нарисовать рисунки, собрать картинки, придумать загадки, сочинить рассказы, истории, стихи, сказки, чистоговорки, сделать разные поделки. А еще можно сфотографировать, мы с мамой часто фотографируем что-нибудь интересное и красивое.
Детей увлекла идея фотографирования, и я предложила им стать фотокорреспондентами, провести осеннюю фотосессию с последующими публичными выступлениями.
Всю нашу работу по сбору материала для оформления лэпбука мы обозначили проектом и придумали ему название «Портрет осени».
Девиз нашего проекта:
«Любуйся, восхищайся, узнавай и сохраняй!»
Эмблемой проекта стал значок с фотоаппаратом
- Беседа на тему «Кто такие фотокорреспонденты»?
- Общение на тему «Что такое фотосессия»? Обсуждение плана фотосессии:
- какие объекты и явления природы мы будем фотографировать?
- где это можно сделать?
- как мы это будем делать?
- кто нам поможет?
- как мы представим наши работы?
- что нам это даст?
3. Посещение персональной фотовыставки учителя-логопеда «Осени волшебные мгновения». Обсуждение. Словесное «рисование» детей по впечатлениям от фоторабот.
4. Свободное фотографирование детей и родителей.
5. Редактирование снимков на компьютере. Фотообзоры:
«Портрет осени. Сентябрь»
«Портрет осени. Октябрь»
«Портрет осени. Ноябрь»
6. «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей по фографиям
7. «Домашняя мастерская поделок Осенний сундучок». Мини выставка для детей и родителей детского сада.
8. Мастер-класс учителя-логопеда. Интерактивная игра «Осеннее лукошко от рыжей кошки Лотошки» (для детей, родителей и педагогов)
9. Чтение сказки «Модница осень» Алябьевой Е.А.
10. Изготовление фотоколлажа «Модница осень»
11. Речевая игра «Платье для осени»
12. Фотовыставка совместных работ детей и родителей «Листопад, листопад…»
13. Знакомство с народными названиями осенних месяцев, приметами, поговорками, пословицами об осени.
14. Коллективное сочинение сказки «Невероятные приключения листочка»
15. Оформление лэпбука «Осень» собранным материалом
16. Итоговая беседа по теме проекта.
17. Подготовка публичных выступлений детей на презентации проекта
Работа с родителями.
- Реклама проекта
- Консультация по теме проекта
- Консультация по тематике фотосессий
- Консультация по оформлению семейных фотоальбомов «Моя осенняя прогулка»
- Памятка для родителей «Домашний лэпбук»
- Консультация по проведению «Домашней мастерской слова»
- Интерактивная игра «Осеннее лукошко от рыжей кошки Лотошки»
Помощь родителей в реализации проекта:
- техническое оснащение проекта;
- проведение осенней фотосессии;
- редактирование и распечатка снимков;
- сбор материала для лэпбука;
- участие в мини выставке «Осенний сундучок»;
- оформление фотовыставки «Листопад, листопад…»;
- оформление стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты» (участники проекта);
- создание мультимедийной презентации проекта «Портрет осени»;
- подготовка детей к публичному выступлению на презентации (совместное словотворчество в «Домашней мастерской слова»;
Участие педагогов в проекте.
Воспитатели старших дошкольных групп:
- Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
- Работа с мнемотаблицами, отгадывание мнемозагадок
- Придумывание пиктограмм .
- Чтение художественной литературы. Разучивание стихотворений, закличек, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами.
- Слушание неречевых звуков: шум ветра, дождя, голоса птиц и др.
- Дидактические, настольно-печатные, речевые, театрализованные игры по теме проекта.
- Подвижные игры
- Художественно-эстетическое творчество
- Знакомство с картинами русских художников, составление описательных рассказов.
- Посещение фотовыставок: «Осени волшебные мгновения», «Листопад, листопад..», мини- выставки поделок «Осенний сундучок». Просмотр фотоблоков: «Портрет осени. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь»
- Викторины, развлечения, досуги. Осенний праздник.
- Экскурсия в сосновый лес, городской парк. Составление коллективного рассказа «Осень в нашем городе»
Музыкальный руководитель
- Слушание осенней музыки русских и зарубежных композиторов
- Просмотр музыкальных видеороликов на осеннюю тему
- Разучивание осенних песен, хороводов, инсценировок
- Помощь в подготовке музыкального сопровождения презентации проекта
Инструктор по физической культуре
- Организация и проведение турпохода в сосновый лес с видео и фотосъемкой.
- Спортивный праздник «Осенний марафон»
- Помощь в подготовке спортивного номера на презентацию проекта
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта.
Проводится в музыкальном зале
Приглашенные: родители, педагоги, администрация, дети.
- Выставка семейных альбомов «Моя осенняя прогулка»
- Презентация стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты»
- Презентация лэпбука «Осень»
- Музыкальное поздравление детей. Спортивный номер
- Мультимедийная презентация «Портрет осени»
- Публичные выступления детей и родителей
- Поздравление заведующего ДОУ с успешным завершением проекта. Награждение детей дипломами «Я – юный фоокорреспондент». Вручение памятных подарков (блокнот с ручкой)
Сюрпризный момент
В музыкальный зал под осеннюю музыку входит Осень и три пажа: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь с корзинками фруктов и последних осенних цветов.
Осень
Я – осень золотая!
Я в гости к вам пришла.
И по земле шагая,
Дары вам собрала!
Сентябрь:
Я– сентябрь,
Богат дарами,
Фруктами и овощами,
Ягодами и грибами,
Шишками и желудями
И орехами в лесу, все в корзинку соберу (все в лэпбуке соберу)
Октябрь:
Я – октябрь и у меня
Тоже есть свои дары:
Это дождик и немножко
Очень мокрые дорожки
И последние цветы.
Трепет паутинки тонкой,
Лист, дрожащий на ветру.
Листопада шорох звонкий
Все в корзинку соберу!
Ноябрь:
Я ноябрь! Мои дары-
Солнца лучик робкий,
Небо хмурое, дожди,
Лед на лужах тонкий.
Птиц печальных перекличка
Нарушает тишину.
Вот уж яркая синичка
Стучит клювом по стеклу.
Все в корзинку соберу!
Осень и пажи угощают всех фруктами. Учитель-логопед благодарит детей и родителей за активное участие в проекте и приглашает провести фотосессию «ЗИМА»
Вывод.
В ходе реализации проекта «Портрет осени» были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить новые способы получения информации, выразить себя, реализовать личный потенциал. Дети и взрослые расширили и обогатили свои знания об осени. В процессе собственного сочинительства и публичных выступлений у детей обогатился словарный запас, активизировалась связная речь. Накоплен интересный познавательно-дидактический, художественно-творческий материал. Все участники проекта испытали чувство удовлетворения от совместной творческой деятельности.
Перспектива.
Оформить лэпбуки «Зима», «Весна», используя прием фотографирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.
Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе в рамках лексической темы «Золотая осень»
Материал раскрывает планирование образовательной среды для детей 5-6 лет по теме "Золотая осень"...
Нетрадиционная техника рисования отпечаток листьев на бумаге для детей. Рисование по теме Осень в детском саду Тема: «Осенний букет»
Нетрадиционная техника рисования отпечаток листьев на бумаге для детей. Рисование по теме Осень в детском садуТема: «Осенний букет» Описание :Чтобы воспитать в ребёнке чувст...
Проект «Портрет зимы» В рамках лексической темы «Зима»
Вид проекта: познавательно-игровой, творческийПроект «Портрет зимы» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошко...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы" Поздняя осень" в средней группе
задания по карреплению навыков употребления грмматических категорий...
Рекомендации для родителей по лексической теме:«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».
Рекомендации для родителей по лексической теме...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»
Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...