Проект «Портрет зимы» В рамках лексической темы «Зима»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Павлова Елена Анатольевна

Вид проекта: познавательно-игровой, творческий

Проект «Портрет зимы» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_portret_zimy.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 Золотая рыбка»

Проект

«Портрет зимы»

В рамках лексической темы «Зима»

Разработала:

Учитель-логопед

Павлова Е.А.

г. Ростов

Содержание:

  • Паспорт проекта «Портрет зимы»
  • Актуальность
  • Перспективный план реализации проекта
  • Презентация
  • Итоги

Продукт деятельности учителя-логопеда:

- проект «Портрет зимы»;

- персональная фотовыставка «По зимним дорожкам»;

- интерактивная игра «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка зимы от кошки Лотошки»

- квест-игра «Путешествие в зиму»;

- лэпбук «Зима»

- памятка для родителей «Домашний лэпбук»

Продукт деятельности детей:

- познавательно – дидактический материал (фотографии, рисунки, картинки, иллюстрации, поделки);

- художественно-речевое творчество (рассказы, истории, сказки, стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки, игры и т.д.

Продукт деятельности родителей:

- стенгазета – сюрприз «Мы – фотокорреспонденты» с фотографиями детей и родителей, участников проекта;

- семейные фотоальбомы «Моя зимняя прогулка»;

- мультимедийная презентация «Портрет зимы»;

- поделки из бросового материала ;

- фотовыставка «Новогодняя игрушка», «Зимние зарисовки».

Литература:

Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»

Копытин А.М. «Техника фотографирования»

Интернет – ресурсы

Паспорт проекта «Портрет зимы»

Лексическая тема «Зима»

Автор проекта: учитель-логопед Павлова Е.А.

Участники: дети подготовительной группы, занимающиеся на логопункте, педагоги, родители

Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)

Вид проекта: познавательно-игровой, творческий

Проект «Портрет зимы» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.

Актуальность

        «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги»

В.А.Сухомлинский

        Гипотеза: каждое время года несет в себе красоту и очарование, и дает детям новые знания и представления.

        Проблема: как интереснее подобрать материал по лексической теме «Зима», чтобы зима в глазах детей оставила яркие, незабываемые впечатления.

        Решение: я решила изготовить лэпбук (тематическую папку) на лексическую тему «Зима» и привлечь к  ее наполнению самих детей и их родителей, взяв за основу общение детей с фотоаппаратом. Ведь это не только возможность творить и создавать художественные произведения, но и замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Что же еще как не частицу души вкладывает ребенок в свои фотоработы, и именно фотографирование – один из способов развить эмоциональность, чувство прекрасного и способность через фотографию поделиться с друзьями своими переживаниями.

        «Запускается» процесс коммуникации ребенка с фотографией, который развивает детское воображение и мышление, обеспечивает познавательное развитие, активизирует и стимулирует речевую активность, обогащает и увеличивает словарный запас, совершенствует монологическую и диалогическую речь детей, развивает ребенка творчески.

        Работая над проектом, в основе которого лежит фотографирование, я ставила перед собой задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к интересной творческой деятельности; раскрепостить в общении со взрослыми и сверстниками; снизить уровень тревожности, неуверенности в себе; повысить мотивацию к дальнейшей совместной коррекционно-развивающей работе. Особенно радостно будет ребенку заниматься с пособием лэпбук, в котором есть его собственные фотографии и рисунки, рассказы и истории, сказки и стихи, описания, загадки, придуманные игры и пр.

        Проект «Портрет зимы» - это увлекательная игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности учителя-логопеда, детей и родителей в новом формате.

        Детское фотографирование позволяет дошкольникам не только выразить себя, но и создает благоприятные условия для реализации личного потенциала ребенка, что очень важно при подготовке к успешному обучению в школе.

        Параллельно реализуемому проекту проводится коррекционно-развивающая работа по лексической теме «Зима».

        Цель: развитие у детей интереса к активному познанию окружающего мира с помощью фотографирования; удовлетворение потребности в самовыражении, самостоятельности и инициативности, в воплощении художественного замысла.

        Задачи:

- обогащать личный положительный опыт детей;

- создавать условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате – фотографировании, пополнении лэпбука «Зима»;

- расширять и обогащать представления и знания детей по лексической теме «Зима»;

- развивать у детей навыки связной речи, активизировать словарь детей;

- развивать коммуникабельность, поощрять желание обмениваться впечатлениями и новой информацией друг с другом;

- стимулировать творческое самовыражение, раскрытие своего «Я», уверенности в себе, повышать  самооценку;

- создавать теплое, радостное настроение, способность чувствовать и передавать другим эмоциональный восторг от встречи с красотой природы, сохранять ее виды с помощью фотографии, ее описания;

- воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное, желание беречь ее и охранять;

- способствовать сплочению детско-родительских отношений, контакту учителя-логопеда с родителями.

        Ожидаемый результат

 Совместное участие логопеда, детей и родителей в проекте «Портрет зимы» будет способствовать:

- достижению цели и решению поставленных задач;

- накоплению познавательно-дидактического, художественно-речевого материала для лэпбука «Зима»;

- формированию у детей умения применять полученные знания, комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполненных работах в форме рассказа, истории, сказки и т.д.;

- стимулированию речевой активности детей, обогащению и расширению словарного запаса, совершенствованию связной речи;

- формированию социально-коммуникативных навыков детей;

- повышению мотивационной активности к дальнейшей коррекционно-логопедической работе;

- принятию родителями позиции «Я – активный родитель», повышению родительской компетенции;

- повышению профессионального мастерства учителя-логопеда;

- повышению интереса и активности педагогов в проектной деятельности.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

  • Блиц-опрос детей – что вы знаете о зиме? Выявление уровня знаний детей.
  • Поиск эффективных путей решения проблемы. Выход на проектную деятельность.
  • Выбор темы проекта.
  • Изучение методической литературы, работы с интернет ресурсами.
  • Определение цели и задач проекта, способа его реализации.
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
  • Реклама проекта.
  • Консультация с родителями по теме проекта.
  • Консультация с педагогами.
  • Разработка интерактивной игры «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки», или «Копилка Зимы от кошки Лотошки».
  • Разработка квест-игры «Путешествие в зиму».
  • Изготовление макета лэпбука «Зима».
  • Оформление памятки «Домашний лэпбук».
  • Помощь родителей в техническом оснащении проекта, распечатка и редактирование фотографий на компьютере.

2 этап. Основной.

Перспективный план реализации проекта.

Работа с детьми.

Вовлечение детей в проектную деятельность.

        Рассматривая изготовленный мной макет лэпбука «Зима», дети обратили внимание на то, что все кармашки, окошки, конверты пустые, в них ничего нет. Детские вопросы: - почему они пустые?- что здесь может быть?

- чем их можно наполнить?

        Мотивация: если вы мне поможете собрать интересный, познавательный материал о зиме, то мы сможем заполнить лэпбук, узнать много нового о зиме, рассказать и показать другим детям, поиграть самим.

        Детская проблема: как это можно сделать?

        Детские предложения: нарисовать рисунки, собрать картинки, придумать загадки, сочинить рассказы, истории, стихи, сказки, чистоговорки, сделать разные поделки. А еще можно сфотографировать, мы с мамой часто фотографируем что-нибудь интересное и красивое.

Детей увлекла идея фотографирования, и я предложила им стать фотокорреспондентами, провести зимнюю фотосессию с последующими публичными выступлениями.

Всю нашу работу по сбору материала для оформления лэпбука мы обозначили проектом и придумали ему название «Портрет зимы».

        Девиз нашего проекта:

«Любуйся, восхищайся, узнавай и сохраняй!»

Эмблемой проекта стал значок с фотоаппаратом

  1. Беседа на тему «Кто такие фотокорреспонденты»?
  2. Общение на тему «Что такое фотосессия»? Обсуждение плана фотосессии:

- какие объекты и явления природы мы будем фотографировать?

- где это можно сделать?

- как мы это будем делать?

- кто нам поможет?

- как мы представим наши работы?

- что нам это даст?

3. Посещение персональной фотовыставки учителя-логопеда «По зимним дорожкам». Обсуждение. Словесное «рисование» детей по впечатлениям от фоторабот.

4. Свободное фотографирование детей и родителей.

5. Редактирование снимков на компьютере. Фотообзоры:

«Портрет зимы» - декабрь

«Портрет зимы» - январь

«Портрет зимы» - февраль

6. «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей по фографиям

7. Домашняя мастерская поделок  из бросового материала - «Новогодняя игрушка»

8. Мастер-класс учителя-логопеда. «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка Зимы от кошки Лотошки»

9. Изготовление фотоколлажа «Новогодняя история»

10. Речевая игра «Платье для зимы; речевые ситуации»

11. Фотовыставка совместных работ детей и родителей «Зимние зарисовки»

12. Знакомство с народными названиями зимних месяцев, приметами, поговорками, пословицами о зиме.

13. Игра «Разведчики» (увидеть, сфотографировать, что изменилось в природе)

14. Квест – игра «Путешествие в зиму»

15. Коллективное сочинение сказки «Невероятные приключения снежинки»

15. Оформление лэпбука «Зима» собранным материалом

16. Итоговая беседа по теме проекта.

17. Подготовка публичных выступлений детей на презентации проекта

        

Работа с родителями.

  1. Реклама проекта
  2. Консультация по теме проекта
  3. Консультация по тематике фотосессий
  4. Консультация по оформлению семейных фотоальбомов «Моя зимняя прогулка»
  5. Памятка для родителей «Домашний лэпбук»
  6. Консультация по проведению «Домашней мастерской слова»
  7. Интерактивная игра «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка Зимы от кошки Лотошки»

Помощь родителей в реализации проекта:

- техническое оснащение проекта;

- проведение зимней фотосессии;

- редактирование и распечатка снимков;

- сбор материала для лэпбука;

- участие в домашней мастерской поделок «Новогодняя игрушка»;

- оформление фотовыставки «Зимняя зарисовка»;

- оформление стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты» (участники проекта);

- создание мультимедийной презентации  проекта «Портрет зимы»;

- подготовка детей к публичному выступлению на презентации (совместное словотворчество в «Домашней мастерской слова»;

        

Участие педагогов в проекте.

Воспитатели старших дошкольных групп:

  1. Познавательные презентации: фотоблоки «Декабрь», «Январь», «Февраль».
  2. Словесное рисование по фотоблокам.
  3. Слушание неречевых звуков на прогулке: шум ветра, скрип снега, хруст льдинок, голоса птиц и др.
  4. Посещение фотовыставок: «По зимним дорожкам», «Зимние зарисовки».
  5. Составление коллективного рассказа по фотографиям: «Зима в нашем городе».

Музыкальный руководитель

  1. Слушание зимней музыки русских и зарубежных композиторов
  2. Просмотр музыкального видеоролика: «Зимняя мозаика» (с использованием фотографий)
  3. Придумывание танцевальных этюдов «Снегопад», «Танец снежинок», «Метель».
  4. Помощь в подготовке музыкального сопровождения презентации проекта.

Инструктор по физической культуре

  1. Организация и проведение турпохода в зимний лес с видео и фотосъемкой.
  2. Спортивный праздник «Осенний марафон»
  3. Подготовка спортивного номера на презентацию проекта.

3 этап. Заключительный.

Презентация проекта.

Проводится в музыкальном зале

Приглашенные: родители, педагоги, администрация, дети.

  1.  Выставка семейных альбомов «Моя зимняя прогулка»
  2. Презентация стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты»
  3. Презентация лэпбука «Зима»
  4. Музыкальное поздравление детей. Спортивный номер
  5. Мультимедийная презентация «Портрет зимы»
  6. Публичные выступления детей и родителей
  7. Поздравление заведующего ДОУ с успешным завершением проекта. Награждение детей дипломами «Я – юный фотокорреспондент». Вручение памятных подарков (блокнот с ручкой)

Учитель-логопед благодарит детей и родителей за активное участие в проекте и приглашает провести фотосессию «ВЕСНА»

Вывод.

В ходе реализации проекта «Портрет зимы» были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить новые способы получения информации, выразить себя, реализовать личный потенциал. Дети и взрослые расширили и обогатили свои знания о зиме. В процессе собственного сочинительства и публичных выступлений у детей обогатился словарный запас, активизировалась связная речь. Накоплен интересный познавательно-дидактический, художественно-творческий материал. Все участники проекта испытали чувство удовлетворения от совместной творческой деятельности.

Перспектива.

Оформить лэпбуки «Весна»,  «Лето», используя прием фотографирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением....

Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы" Зима. Признаки зимы" в средней группе

Подбор заданий для закрепления навыков использования лексико-грамматических категорий...

Составление повествовательного рассказа цепной структуры с опорой на картинно-графический план в рамках лексической темы «Зимующие птицы».

Конспект по цепному рассказу Занятие из цикла по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению рассказыванию методом построения картинно-графического плана в старшей группе детей с ОНРIII...