Проект «Портрет зимы» В рамках лексической темы «Зима»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Вид проекта: познавательно-игровой, творческий
Проект «Портрет зимы» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_portret_zimy.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 Золотая рыбка»
Проект
«Портрет зимы»
В рамках лексической темы «Зима»
Разработала:
Учитель-логопед
Павлова Е.А.
г. Ростов
Содержание:
- Паспорт проекта «Портрет зимы»
- Актуальность
- Перспективный план реализации проекта
- Презентация
- Итоги
Продукт деятельности учителя-логопеда:
- проект «Портрет зимы»;
- персональная фотовыставка «По зимним дорожкам»;
- интерактивная игра «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка зимы от кошки Лотошки»
- квест-игра «Путешествие в зиму»;
- лэпбук «Зима»
- памятка для родителей «Домашний лэпбук»
Продукт деятельности детей:
- познавательно – дидактический материал (фотографии, рисунки, картинки, иллюстрации, поделки);
- художественно-речевое творчество (рассказы, истории, сказки, стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки, игры и т.д.
Продукт деятельности родителей:
- стенгазета – сюрприз «Мы – фотокорреспонденты» с фотографиями детей и родителей, участников проекта;
- семейные фотоальбомы «Моя зимняя прогулка»;
- мультимедийная презентация «Портрет зимы»;
- поделки из бросового материала ;
- фотовыставка «Новогодняя игрушка», «Зимние зарисовки».
Литература:
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Копытин А.М. «Техника фотографирования»
Интернет – ресурсы
Паспорт проекта «Портрет зимы»
Лексическая тема «Зима»
Автор проекта: учитель-логопед Павлова Е.А.
Участники: дети подготовительной группы, занимающиеся на логопункте, педагоги, родители
Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)
Вид проекта: познавательно-игровой, творческий
Проект «Портрет зимы» может быть использован учителями-логопедами других детских садов, воспитателями общеобразовательных групп старшего дошкольного возраста, учителями начальных классов школы.
Актуальность
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги»
В.А.Сухомлинский
Гипотеза: каждое время года несет в себе красоту и очарование, и дает детям новые знания и представления.
Проблема: как интереснее подобрать материал по лексической теме «Зима», чтобы зима в глазах детей оставила яркие, незабываемые впечатления.
Решение: я решила изготовить лэпбук (тематическую папку) на лексическую тему «Зима» и привлечь к ее наполнению самих детей и их родителей, взяв за основу общение детей с фотоаппаратом. Ведь это не только возможность творить и создавать художественные произведения, но и замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Что же еще как не частицу души вкладывает ребенок в свои фотоработы, и именно фотографирование – один из способов развить эмоциональность, чувство прекрасного и способность через фотографию поделиться с друзьями своими переживаниями.
«Запускается» процесс коммуникации ребенка с фотографией, который развивает детское воображение и мышление, обеспечивает познавательное развитие, активизирует и стимулирует речевую активность, обогащает и увеличивает словарный запас, совершенствует монологическую и диалогическую речь детей, развивает ребенка творчески.
Работая над проектом, в основе которого лежит фотографирование, я ставила перед собой задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к интересной творческой деятельности; раскрепостить в общении со взрослыми и сверстниками; снизить уровень тревожности, неуверенности в себе; повысить мотивацию к дальнейшей совместной коррекционно-развивающей работе. Особенно радостно будет ребенку заниматься с пособием лэпбук, в котором есть его собственные фотографии и рисунки, рассказы и истории, сказки и стихи, описания, загадки, придуманные игры и пр.
Проект «Портрет зимы» - это увлекательная игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности учителя-логопеда, детей и родителей в новом формате.
Детское фотографирование позволяет дошкольникам не только выразить себя, но и создает благоприятные условия для реализации личного потенциала ребенка, что очень важно при подготовке к успешному обучению в школе.
Параллельно реализуемому проекту проводится коррекционно-развивающая работа по лексической теме «Зима».
Цель: развитие у детей интереса к активному познанию окружающего мира с помощью фотографирования; удовлетворение потребности в самовыражении, самостоятельности и инициативности, в воплощении художественного замысла.
Задачи:
- обогащать личный положительный опыт детей;
- создавать условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате – фотографировании, пополнении лэпбука «Зима»;
- расширять и обогащать представления и знания детей по лексической теме «Зима»;
- развивать у детей навыки связной речи, активизировать словарь детей;
- развивать коммуникабельность, поощрять желание обмениваться впечатлениями и новой информацией друг с другом;
- стимулировать творческое самовыражение, раскрытие своего «Я», уверенности в себе, повышать самооценку;
- создавать теплое, радостное настроение, способность чувствовать и передавать другим эмоциональный восторг от встречи с красотой природы, сохранять ее виды с помощью фотографии, ее описания;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное, желание беречь ее и охранять;
- способствовать сплочению детско-родительских отношений, контакту учителя-логопеда с родителями.
Ожидаемый результат
Совместное участие логопеда, детей и родителей в проекте «Портрет зимы» будет способствовать:
- достижению цели и решению поставленных задач;
- накоплению познавательно-дидактического, художественно-речевого материала для лэпбука «Зима»;
- формированию у детей умения применять полученные знания, комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполненных работах в форме рассказа, истории, сказки и т.д.;
- стимулированию речевой активности детей, обогащению и расширению словарного запаса, совершенствованию связной речи;
- формированию социально-коммуникативных навыков детей;
- повышению мотивационной активности к дальнейшей коррекционно-логопедической работе;
- принятию родителями позиции «Я – активный родитель», повышению родительской компетенции;
- повышению профессионального мастерства учителя-логопеда;
- повышению интереса и активности педагогов в проектной деятельности.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
- Блиц-опрос детей – что вы знаете о зиме? Выявление уровня знаний детей.
- Поиск эффективных путей решения проблемы. Выход на проектную деятельность.
- Выбор темы проекта.
- Изучение методической литературы, работы с интернет ресурсами.
- Определение цели и задач проекта, способа его реализации.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Реклама проекта.
- Консультация с родителями по теме проекта.
- Консультация с педагогами.
- Разработка интерактивной игры «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки», или «Копилка Зимы от кошки Лотошки».
- Разработка квест-игры «Путешествие в зиму».
- Изготовление макета лэпбука «Зима».
- Оформление памятки «Домашний лэпбук».
- Помощь родителей в техническом оснащении проекта, распечатка и редактирование фотографий на компьютере.
2 этап. Основной.
Перспективный план реализации проекта.
Работа с детьми.
Вовлечение детей в проектную деятельность.
Рассматривая изготовленный мной макет лэпбука «Зима», дети обратили внимание на то, что все кармашки, окошки, конверты пустые, в них ничего нет. Детские вопросы: - почему они пустые?- что здесь может быть?
- чем их можно наполнить?
Мотивация: если вы мне поможете собрать интересный, познавательный материал о зиме, то мы сможем заполнить лэпбук, узнать много нового о зиме, рассказать и показать другим детям, поиграть самим.
Детская проблема: как это можно сделать?
Детские предложения: нарисовать рисунки, собрать картинки, придумать загадки, сочинить рассказы, истории, стихи, сказки, чистоговорки, сделать разные поделки. А еще можно сфотографировать, мы с мамой часто фотографируем что-нибудь интересное и красивое.
Детей увлекла идея фотографирования, и я предложила им стать фотокорреспондентами, провести зимнюю фотосессию с последующими публичными выступлениями.
Всю нашу работу по сбору материала для оформления лэпбука мы обозначили проектом и придумали ему название «Портрет зимы».
Девиз нашего проекта:
«Любуйся, восхищайся, узнавай и сохраняй!»
Эмблемой проекта стал значок с фотоаппаратом
- Беседа на тему «Кто такие фотокорреспонденты»?
- Общение на тему «Что такое фотосессия»? Обсуждение плана фотосессии:
- какие объекты и явления природы мы будем фотографировать?
- где это можно сделать?
- как мы это будем делать?
- кто нам поможет?
- как мы представим наши работы?
- что нам это даст?
3. Посещение персональной фотовыставки учителя-логопеда «По зимним дорожкам». Обсуждение. Словесное «рисование» детей по впечатлениям от фоторабот.
4. Свободное фотографирование детей и родителей.
5. Редактирование снимков на компьютере. Фотообзоры:
«Портрет зимы» - декабрь
«Портрет зимы» - январь
«Портрет зимы» - февраль
6. «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей по фографиям
7. Домашняя мастерская поделок из бросового материала - «Новогодняя игрушка»
8. Мастер-класс учителя-логопеда. «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка Зимы от кошки Лотошки»
9. Изготовление фотоколлажа «Новогодняя история»
10. Речевая игра «Платье для зимы; речевые ситуации»
11. Фотовыставка совместных работ детей и родителей «Зимние зарисовки»
12. Знакомство с народными названиями зимних месяцев, приметами, поговорками, пословицами о зиме.
13. Игра «Разведчики» (увидеть, сфотографировать, что изменилось в природе)
14. Квест – игра «Путешествие в зиму»
15. Коллективное сочинение сказки «Невероятные приключения снежинки»
15. Оформление лэпбука «Зима» собранным материалом
16. Итоговая беседа по теме проекта.
17. Подготовка публичных выступлений детей на презентации проекта
Работа с родителями.
- Реклама проекта
- Консультация по теме проекта
- Консультация по тематике фотосессий
- Консультация по оформлению семейных фотоальбомов «Моя зимняя прогулка»
- Памятка для родителей «Домашний лэпбук»
- Консультация по проведению «Домашней мастерской слова»
- Интерактивная игра «Лото «Зима» от рыжей кошки Лотошки» или «Копилка Зимы от кошки Лотошки»
Помощь родителей в реализации проекта:
- техническое оснащение проекта;
- проведение зимней фотосессии;
- редактирование и распечатка снимков;
- сбор материала для лэпбука;
- участие в домашней мастерской поделок «Новогодняя игрушка»;
- оформление фотовыставки «Зимняя зарисовка»;
- оформление стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты» (участники проекта);
- создание мультимедийной презентации проекта «Портрет зимы»;
- подготовка детей к публичному выступлению на презентации (совместное словотворчество в «Домашней мастерской слова»;
Участие педагогов в проекте.
Воспитатели старших дошкольных групп:
- Познавательные презентации: фотоблоки «Декабрь», «Январь», «Февраль».
- Словесное рисование по фотоблокам.
- Слушание неречевых звуков на прогулке: шум ветра, скрип снега, хруст льдинок, голоса птиц и др.
- Посещение фотовыставок: «По зимним дорожкам», «Зимние зарисовки».
- Составление коллективного рассказа по фотографиям: «Зима в нашем городе».
Музыкальный руководитель
- Слушание зимней музыки русских и зарубежных композиторов
- Просмотр музыкального видеоролика: «Зимняя мозаика» (с использованием фотографий)
- Придумывание танцевальных этюдов «Снегопад», «Танец снежинок», «Метель».
- Помощь в подготовке музыкального сопровождения презентации проекта.
Инструктор по физической культуре
- Организация и проведение турпохода в зимний лес с видео и фотосъемкой.
- Спортивный праздник «Осенний марафон»
- Подготовка спортивного номера на презентацию проекта.
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта.
Проводится в музыкальном зале
Приглашенные: родители, педагоги, администрация, дети.
- Выставка семейных альбомов «Моя зимняя прогулка»
- Презентация стенгазеты «Мы – фотокорреспонденты»
- Презентация лэпбука «Зима»
- Музыкальное поздравление детей. Спортивный номер
- Мультимедийная презентация «Портрет зимы»
- Публичные выступления детей и родителей
- Поздравление заведующего ДОУ с успешным завершением проекта. Награждение детей дипломами «Я – юный фотокорреспондент». Вручение памятных подарков (блокнот с ручкой)
Учитель-логопед благодарит детей и родителей за активное участие в проекте и приглашает провести фотосессию «ВЕСНА»
Вывод.
В ходе реализации проекта «Портрет зимы» были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить новые способы получения информации, выразить себя, реализовать личный потенциал. Дети и взрослые расширили и обогатили свои знания о зиме. В процессе собственного сочинительства и публичных выступлений у детей обогатился словарный запас, активизировалась связная речь. Накоплен интересный познавательно-дидактический, художественно-творческий материал. Все участники проекта испытали чувство удовлетворения от совместной творческой деятельности.
Перспектива.
Оформить лэпбуки «Весна», «Лето», используя прием фотографирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением....
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы" Зима. Признаки зимы" в средней группе
Подбор заданий для закрепления навыков использования лексико-грамматических категорий...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы "Зимующие птицы " во 2й младшей группе
Задания для закрепления знаний по изученной теме...
Составление повествовательного рассказа цепной структуры с опорой на картинно-графический план в рамках лексической темы «Зимующие птицы».
Конспект по цепному рассказу Занятие из цикла по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению рассказыванию методом построения картинно-графического плана в старшей группе детей с ОНРIII...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы "Зимующие птицы " во подготовительной группе
задания для закрепления навыков использования грамматических категорий...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы "Зима. Зимние признаки " во подготовительной группе
задания по закреплению навыков употребления грамматических категорий...