Игры и упражнения на ориентировку в пространстве.
статья по логопедии
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_orientirovku_v_prostranstve.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве
Освоение телесного пространства
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркировкой, которая заставила бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева»— это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например:«вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»— простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону;«вниз»— приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе со взрослым, который и поясняет каждое направление. Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем —только взором.
Перед игрой, узнать у ребенка, знает ли он части лица и тела. Работа возможна перед зеркалом или с куклой. Ребенок смотрит либо на свое отражение, либо на другого ребенка (взрослого) и называет все части лица, которые знает. В дальнейшем можно предложить ребенку нарисовать голову человека и назвать (волосы, лоб, брови, ресницы, глаза, уши, нос, щеки, рот, подбородок).
Ходьба и прыжки:
а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;
б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;
в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку:
с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т.д.). Можно использовать обручи, например, прыгни в левый-правый обруч, назад-вперед и т.д.
«Выше — ниже».
Ребенку предлагается гимнастическая палка, где нужно, в зависимости от инструкции, либо перепрыгнуть через нее, по команде вверх, либо пройтись под ней.
Игра «Вверху-внизу» Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела Ход игры.Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Игра «Где мяч?» Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)
Игра «Робот». (Сначала делаем со взрослым, затем по инструкции взрослого, далее ведущим становится ребенок)
Цель: отработка пространственных представлений в двигательной сфере.
Данная игра позволяет развивать зрительно-пространственные функции в двигательной сфере. Ведущий прячет мелкий предмет, в комнате, причем, участники игры закрывают глаза. Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они - «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай … шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо. Также важным является ориентировка на фиксированную «браслетом» руку. Данная игра имеет несколько уровней сложности. Перечислим некоторые из них:
– При первичном знакомстве с игрой взрослый является ведущим. Он отдает «приказания» куда надо следовать «роботам», чтобы найти спрятанный предмет. Причем, ведущий встает рядом с детьми в одну линию и двигается вместе с ними. При ошибках детей обращается их внимание на «браслет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. Л.И.Плаксина
комплекс игр...
Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве с использованием пособии:
Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве с использованием пособии:...
Игры и упражнения по формированию ориентировки в пространстве.
Игры и упражнения для формирования ориентировки в пространстве....
Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве детей с ТНР.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над,...
Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве
Подвижные игры...
Игры и задания на ориентировку в пространстве
Наглядный материал для детей старшей и подготовительной группы для ориентировки в простанстве...