консультация Готовность ребенка к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Астраханцева Альбина Михайловна

какм подготовить ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovitelnoy_gruppy.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы

Подготовила: учитель-логопед

Астраханцева А.М.

 Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

 хорошее физическое развитие ребенка;

 развитый физический слух;
 развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
 нормальное функционирование ЦНС;
 владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,
счетные операции);
 произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
 познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
 коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе,
сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков
типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины - «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным
словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-
грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.   Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

    К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать
вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь
по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
   Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение,
фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и
синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

    У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи).

     Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой  неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

    Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения
устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной
школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация" готовность ребенка к школе

В консультации   мы рассмотрели все компоненты готовности к школьному обучению. Начало школьного обучения - закономерный этап в жизни каждого ребенка.  И сегодня, как никогда, проблема ...

Консультация "Готовность ребенка к школе"

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе....

Консультация "Готовность ребенка к школе"

Данная консультация освещает основные параметры подготовки ребенка к школе....

Консультация "Готовность ребенка к школе"

Воспитывать педагогическую компетентность у родителей....

Консультация "Готовность ребенка к школе"

Готов ли Ваш ребенок к школе?...

Консультация "Готовность ребенка к школе!"

Консультация для родителей на тему:"ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ". Рекомендации для родителей будущих первоклассников.Нужно ли учить ребенка считать, писать и читать до школы? Споры о том...

Консультация "Готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей...