Консультация "Готовность ребенка к школе!"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей на тему:
"ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ".
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Нужно ли учить ребенка считать, писать и читать до школы? Споры о том, чему и как учить будущего школьника не сходят со страниц специальных журналов. Строго говоря, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки до школы. Здесь ребенка обучают грамоте, письму и математике с самого начала. И все же овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. И не случайно большинство первоклассников, только переступивших порог школы, как правило, умеют читать, владеют счетом. Но самое главное: не объем этих знаний, а их качество.
И здесь «полезность» обучения целиком и полностью зависит от того, насколько правильно они сформированы, на какой основе зарождается обучение. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе лишь при условии, что вы научили малыша слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав. Первоклассник должен не просто научиться читать, он должен знать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. А само чтение должно быть слитное или, в крайнем случае, послоговое. Побуквенное чтение, напротив, затрудняет работу учителя, так как ребенка придётся переучивать. Поэтому, если вы решили учить ребёнка читать, задумайтесь, как это сделать правильно, чтобы не навредить ребёнку.
То же самое и со счетом. Он кажется весьма полезным, если опирается на понимание математических отношений, значений числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен чисто механически. Говорят, математика трудна, запутанна. Именно с этим предметом у большей части родителей и детей возникают проблемы, сложности. Если вы всё-таки решили преподать азы этой давней и прекрасной науки вашему ребёнку, задумайтесь: с чего же лучше начать обучение? В таком случае, советую, познакомьте своих детей с цифрами, со счетом в пределах 20. Покажите, как образуется каждое новое число. Обратите внимание на то, что число предметов не зависит от их размеров, цвета, формы. Научите ребенка пересчитывать, отсчитывать то или иное количество предметов, познакомьте его со знаками +, -, =. Постарайтесь решать вместе с ним простые задачи, которые опираются на личный опыт ребенка, или используйте при решении простых задач наглядность.
Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв), и он умеет правильно передавать их при письме. Но, в свою очередь, это требует овладения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное, неотрывное движение). Необходимо также регулировать размах движения руки при письме - важно ведь сохранить одинаковый размер букв, а если нужно, то и произвольно его изменить (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за этим движением. Нужно также научить детей владеть орудием письма - правильно держать ручку и правильно ею действовать. Еще очень важно, чтобы ваш ребёнок научился правильно сидеть, не склоняясь низко, сохранить при письме правильную осанку и положение рук, головы.
Обучение письму – это очень трудная задача, и решением этой задачи должна заниматься школа. Можно, чтобы ребёнок печатал буквы, но не писал. Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как начнёт учиться писать: например, можно познакомить ребёнка с разлиновкой тетради, научить обводить клеточки, писать отдельные элементы букв.
Развитию ручной умелости до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, изготовление различных поделок из бумаги, ткани, проволоки. И не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие в дошкольные годы техникой рисунка, выучиваются писать значительно быстрее своих сверстников.
Но самое главное при подготовке детей к школе заключается в следующем. У старших дошкольников необходимо развивать образное мышление, память, внимание, речь и обязательно мелкую моторику рук.
Для того, чтобы речь ребёнка была правильной и красивой, помогите ему накопить конкретные представления об окружающем мире. Постарайтесь правильно называть предметы и явления, расширяйте круг слов, обозначающих действия, не упускайте свойства и качества предметов. Учите ребёнка связно описывать то, что он видит, почаще прибегайте к пословицам и поговоркам в вашем повседневном общении - и ребёнок последует вашему примеру и будет говорить красивее.
Внимание шестилетнего ребенка в большой степени зависит от поставленной перед ним задачи. Например, ребенок, который привык к тому, что его ведут и перед ним не поставили задачу запоминать дорогу, легко заблудится в любом месте. И совсем иначе концентрирует свое внимание на внешних ориентирах ребенок, которому поставили задачу самостоятельно дойти куда-либо и вернуться. Чтобы развивать внимание ребенка, предлагайте ему посильные задания, требующие точности в движениях, например разрезные картинки, конструкторы, мозаики. Дайте ему карандаш и попросите подчеркнуть букву «а» в журнальной статье. Предлагайте ему найти изменения в картинках, отличия у предметов. Одним из эффективных упражнений, тренирующих внимание и умение работать по инструкции, является рисование под диктовку. Предложите нарисовать загадочное существо и диктуйте: 1 клетка вправо, 4 клетки вниз…
Важным условием развития памяти ребёнка является формирование у него любознательности и интереса к окружающему. Не отмахивайтесь от детских «почему», не проходите мимо интересных событий. Обучайте ребёнка приёмам логического запоминания, таким как смысловое соотнесение и смысловая группировка: разложить по группам, последовательно…Память, также как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии и систематической тренировке: посмотри, запомни, повтори, что изменилось.
В развитии мышления ребёнка очень важная роль отводится формированию положительной самооценки, самовосприятия, уверенности в своих способностях и положительном отношении к нему других людей. Кроме наличия явных и отчётливых знаний о предметах, ребёнок должен оперировать догадками и предположениями. Родителям следует организовать жизнь ребёнка так, чтобы могла проявиться его активность (в труде, конструировании, играх…) В этом ребёнку поможет умение сравнивать, анализировать, выделять существенное, обобщать и систематизировать.
Одним из важнейших признаков готовности ребенка к школе является мотивационная готовность к процессу учебы. Объясните ребенку, что школа – это место, где получают знания и становятся умными людьми. Помогите ребенку сформировать положительное отношение к школе и окружающему миру. Научите его уступать и достойно проигрывать. Объясните ему, что свое «хочу» необходимо подчинить своему же «надо». С такими установками переход к школьной жизни окажется безболезненным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
"ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ".
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Нужно ли учить ребенка считать, писать и читать до школы? Споры о том, чему и как учить будущего школьника не сходят со страниц специальных журналов. Строго говоря, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки до школы. Здесь ребенка обучают грамоте, письму и математике с самого начала. И все же овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. И не случайно большинство первоклассников, только переступивших порог школы, как правило, умеют читать, владеют счетом. Но самое главное: не объем этих знаний, а их качество.
И здесь «полезность» обучения целиком и полностью зависит от того, насколько правильно они сформированы, на какой основе зарождается обучение. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе лишь при условии, что вы научили малыша слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав. Первоклассник должен не просто научиться читать, он должен знать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. А само чтение должно быть слитное или, в крайнем случае, послоговое. Побуквенное чтение, напротив, затрудняет работу учителя, так как ребенка придётся переучивать. Поэтому, если вы решили учить ребёнка читать, задумайтесь, как это сделать правильно, чтобы не навредить ребёнку.
То же самое и со счетом. Он кажется весьма полезным, если опирается на понимание математических отношений, значений числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен чисто механически. Говорят, математика трудна, запутанна. Именно с этим предметом у большей части родителей и детей возникают проблемы, сложности. Если вы всё-таки решили преподать азы этой давней и прекрасной науки вашему ребёнку, задумайтесь: с чего же лучше начать обучение? В таком случае, советую, познакомьте своих детей с цифрами, со счетом в пределах 20. Покажите, как образуется каждое новое число. Обратите внимание на то, что число предметов не зависит от их размеров, цвета, формы. Научите ребенка пересчитывать, отсчитывать то или иное количество предметов, познакомьте его со знаками +, -, =. Постарайтесь решать вместе с ним простые задачи, которые опираются на личный опыт ребенка, или используйте при решении простых задач наглядность.
Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв), и он умеет правильно передавать их при письме. Но, в свою очередь, это требует овладения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное, неотрывное движение). Необходимо также регулировать размах движения руки при письме - важно ведь сохранить одинаковый размер букв, а если нужно, то и произвольно его изменить (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за этим движением. Нужно также научить детей владеть орудием письма - правильно держать ручку и правильно ею действовать. Еще очень важно, чтобы ваш ребёнок научился правильно сидеть, не склоняясь низко, сохранить при письме правильную осанку и положение рук, головы.
Обучение письму – это очень трудная задача, и решением этой задачи должна заниматься школа. Можно, чтобы ребёнок печатал буквы, но не писал. Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как начнёт учиться писать: например, можно познакомить ребёнка с разлиновкой тетради, научить обводить клеточки, писать отдельные элементы букв.
Развитию ручной умелости до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, изготовление различных поделок из бумаги, ткани, проволоки. И не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие в дошкольные годы техникой рисунка, выучиваются писать значительно быстрее своих сверстников.
Но самое главное при подготовке детей к школе заключается в следующем. У старших дошкольников необходимо развивать образное мышление, память, внимание, речь и обязательно мелкую моторику рук.
Для того, чтобы речь ребёнка была правильной и красивой, помогите ему накопить конкретные представления об окружающем мире. Постарайтесь правильно называть предметы и явления, расширяйте круг слов, обозначающих действия, не упускайте свойства и качества предметов. Учите ребёнка связно описывать то, что он видит, почаще прибегайте к пословицам и поговоркам в вашем повседневном общении - и ребёнок последует вашему примеру и будет говорить красивее.
Внимание шестилетнего ребенка в большой степени зависит от поставленной перед ним задачи. Например, ребенок, который привык к тому, что его ведут и перед ним не поставили задачу запоминать дорогу, легко заблудится в любом месте. И совсем иначе концентрирует свое внимание на внешних ориентирах ребенок, которому поставили задачу самостоятельно дойти куда-либо и вернуться. Чтобы развивать внимание ребенка, предлагайте ему посильные задания, требующие точности в движениях, например разрезные картинки, конструкторы, мозаики. Дайте ему карандаш и попросите подчеркнуть букву «а» в журнальной статье. Предлагайте ему найти изменения в картинках, отличия у предметов. Одним из эффективных упражнений, тренирующих внимание и умение работать по инструкции, является рисование под диктовку. Предложите нарисовать загадочное существо и диктуйте: 1 клетка вправо, 4 клетки вниз…
Важным условием развития памяти ребёнка является формирование у него любознательности и интереса к окружающему. Не отмахивайтесь от детских «почему», не проходите мимо интересных событий. Обучайте ребёнка приёмам логического запоминания, таким как смысловое соотнесение и смысловая группировка: разложить по группам, последовательно…Память, также как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии и систематической тренировке: посмотри, запомни, повтори, что изменилось.
В развитии мышления ребёнка очень важная роль отводится формированию положительной самооценки, самовосприятия, уверенности в своих способностях и положительном отношении к нему других людей. Кроме наличия явных и отчётливых знаний о предметах, ребёнок должен оперировать догадками и предположениями. Родителям следует организовать жизнь ребёнка так, чтобы могла проявиться его активность (в труде, конструировании, играх…) В этом ребёнку поможет умение сравнивать, анализировать, выделять существенное, обобщать и систематизировать.
Одним из важнейших признаков готовности ребенка к школе является мотивационная готовность к процессу учебы. Объясните ребенку, что школа – это место, где получают знания и становятся умными людьми. Помогите ребенку сформировать положительное отношение к школе и окружающему миру. Научите его уступать и достойно проигрывать. Объясните ему, что свое «хочу» необходимо подчинить своему же «надо». С такими установками переход к школьной жизни окажется безболезненным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»
Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района Консультация для родителей «Во сколько лет отд...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...