Карта нервно-психического развития детей, на основе диагностики К .Л .Печоры , Г .В. Пантюхиной
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Карта нервно-психического развития ребенка 1 года жизни
Фамилия, имя ребенка__________________________ Дата рождения___________________
Дата обследования______________________
Сенсорное развитие | Эмоции, социальное поведение | Действия с предметами | ||||||
Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | |||||||
10 дней | □ | Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступенчатое слежение) | □ | Вздрагивает и моргает при резком звуке | ||||
18-20 дней | □ | Удерживает в поле зрения неподвижный яркий | □ | Успокаивается при сильном звуке | ||||
1 месяц | □ □ | Плавное прослеживание за движущимся предметом Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете | □ | Длительное слуховое сосредоточение: прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение | □ □ | Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | □ | Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона, пальцы сжаты в кулачок |
2 месяца | □ | Длительное зрительное сосредоточение: длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым | □ | Ориентировочно-поисковые реакции: ищет глазами, откуда исходит звук | □ □ | Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого Длительное сосредоточение на другом ребенке | □ □ | Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок) Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 сек. Ритмичные движения пальцами-сжимание и разжимание (чаще при сосании) |
3 месяца | □ □ | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или на игрушке Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет | □ □ | Ищет глазами откуда исходит звук Поворачивает голову и находит источник звука глазами | □ □ | Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним Подражает мимике взрослого Ищет глазами ребенка, издающего звуки | □ □ | Размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайное наталкивание на игрушку, низко висящую над грудью Удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот |
4 месяца | □ □ | Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее в течении 2-3 сек. Узнает близкого человека. Радуется ему | □ □ | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию | □ □ □ | Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления» (двигательные, эмоциональные и голосовые реакции ребенка) Смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему. | □ □ □ | Целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку Держит, толкает, следит взглядом за предметом Удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палей в захвате не участвует |
5 месяцев | □ □ □ | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины Смотрит на свое отражение в зеркале | □ □ | Узнает голос матери или близкого человека (радуется) Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует | □ □ | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки. Протягивает ручки, чтобы его взяли | □ □ □ □ | Берет игрушку из рук взрослого Удерживает в руке игрушку (ладонный захват) Берет игрушку из разных положений Держит по игрушке в каждой руке |
6 месяцев | □ □ | Смотри на упавшую игрушку Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица) | □ □ | По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается) Прислушивается к различным звукам (в т.ч.-к шепоту) | □ □ | Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотри на него Реагирует на незнакомых людей (проявляет настороженность, плач) | □ □ □ | Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении Подолгу занимается с ними: размахивает. Подносит к глазам. Ко рту, ощупывает Перекладывает из одной руки в другую |
7 месяцев | □ □ □ □ | Снимает кольца со стержня («пирамидка») Толкает мяч Стучит в бубен, барабан Извлекает звук из звучащей игрушке | □ | Улыбается своему отражению в зеркале | □ □ □ | Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук Манипулирует предметами, изменяя их положение: бросает, размахивает, вкладывает, перекладывает, нанизывает и т.д. Одновременно манипулирует двумя предметами | ||
8 месяцев | □ □ □ □ □ □ | Катает мяч по поверхности Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку) Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку) Стучит в бубен (барабан) Переворачивает миску с игрушками Подражает действиям взрослого | □ □ | Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, плачет) Подражает жестам взрослого | □ □ □ | Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват) Подражает отдельным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки Проявляет интерес к новым предметам | ||
9 месяцев | □ □ | Выполняет плясовые движения под музыку Снимает и надевает кольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см(пирамидка) | □ □ | Движется навстречу другому ребенку Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому. | □ □ | С предметами действует длительно и по-разному, в зависимости от их свойств: катает, открывает, гремит… Мелкие предметы берет большим и указательным пальцами (пинцетный захват) | ||
10 месяцев | □ □ | Накладывает маленький кубик на большой (разные по величине) Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине | □ | Взаимодействие с другими детьми: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются. | □ □ | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: игрушки вынимает и вкладывает, коробки открывает и закрывает, мячик катает Действия с предметами принимают устойчивый характер | ||
11 месяцев | □ □ □ □ □ | Прокатывает шарики (мячи)со ската Различает предметы по форме: кубик от шарика Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики) Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват) Накладывает маленький кубик на маленький кубик (одинаковые по величине) | □ □ | Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают Объединяется в игру с другим ребенком на основе избирательного отношения | □ □ □ | Накладывает маленький кубик на большой Снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца) Формируется указательный жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки. | ||
12 месяцев | □ □ □ □ | Различает предметы по форм е: кубик, кирпичик, шарик. Прокатывает шарики (мячи) со ската Узнает на фотографии знакомого взрослого (2 фото) Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | □ □ | Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении | □ □ | Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. Переносит действия разученные с одного предмета на другие: водит, кормит, баюкает куклу, собачку и др. Развивается указательный жест: показывает на игрушку. |
Движения общие | Речь понимаемая | Активная речь | Навыки и умения | |||||
10 дней | □ | Лежит на спине | □ | Рефлекторный крик младенца | ||||
18-20 дней | □ | Лежит на спине | □ | Рефлекторный крик и рефлекторные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й») | ||||
1 месяц | □ □ | Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.) | □ | «Гуканье, гыканье»: короткие звуки «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением | ||||
2 месяца | □ | Лежа на животе поднимает, и некоторое время удерживает голову | □ | «Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков- «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о) | ||||
3 месяца | □ □ □ | Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытянутые руки, затем на предплечья При поддержке за подмышки кратковременно упирается на выпрямленные ноги Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого) | □ | Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого | □ □ | Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль» Интонационно окрашенный крик, смех | ||
4 месяца | □ □ □ □ | Упирается на предплечья рук в положении на животе При присаживании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом При поддержке за подмышки кратковременно упирается на выпрямленные ноги Поворачивается со спины на бок | □ □ | Прислушивается к голосу взрослого Узнает знакомые голоса | □ □ | Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу») Интонационно окрашенный крик, смех | □ | Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери |
5 месяцев | □ □ □ □ | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук Переворачивается со спины на живот Стоит при поддержке за подмышки Удерживает голову при присаживании за руки | □ □ □ | Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним Настойчиво пытается что-либо достать | □ | Певучее гуление: подолгу, громко, певуче и интонированно гулит, повторяя за взрослым звуки | □ | Ест с ложки полугустую и густую пищу |
6 месяцев | □ □ □ □ | Переворачивается с живота на спину Попытки к ползанию Стоит, держась за опору Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью | □ □ | Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями) Начинает понимать просьбы «дай ручку», «иди ко мне» | □ | Начало лепета: произносит хорошо различимые отдельные слоги (ба, ма, па, и др.) | □ □ | Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами Пьет из чашки небольшое количество жидкой пищи |
7 месяцев | □ □ □ □ □ | При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки Активно ползает на животе Сидит, опираясь руками впереди себя Стоит у опоры, опираясь руками впереди себя Стоит у опоры, опираясь на всю стопу | □ | На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1 предмет, находящийся на постоянном месте | □ | Активный лепет: подолгу лепечет, повторно произносит одни и теже слоги лепета (ма-ма-ма, па-па-па) («лепетные цепочки») | □ | Пьет из чашки, которую держит взрослый |
8 месяцев | □ □ □ □ | Сам садится, сидит и ложится Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается Переступает боком, держась за барьер Ползает на четвереньках | □ □ | На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах По слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др. | □ | Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета | □ □ | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке Пьет из чашки, которую держит взрослый |
9 месяцев | □ | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками | □ □ | На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения Знает свое имя-на зов оборачивается и приближается к взрослому | □ | Подражает взрослому. Повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете | □ □ | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев | □ □ | Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее Идет вперед с поддержкой за обе руки | □ □ | По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и др. | □ | Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете | □ □ □ | Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взрослого) Протягивает руки к воде в процессе умывания Приподнимает ногу во время надевания ползунков; протягивает руку при надевании/снимании одежды |
11 месяцев | □ □ | Стоит самостоятельно Делает первые самостоятельные шаги | □ □ □ | По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачка и др. Проявляет первые обобщения в понимаемой речи, по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игрушек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч») Понимает названия отдельных предметов | □ □ □ | Произносит облегченные слова («ав-ав», «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам») Простые двусложные слова («мама, папа, баба, дядя») Жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой) | □ □ □ | Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании Увереннее держит чашку и пьет из нее под небольшим контролем взрослого Спокойно относится к высаживанию на горшок |
12 месяцев | Ходит самостоятельно (без опоры) | □ □ □ □ | Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия По слову выполняет разученные действия | □ □ | Легко подражает новым слогам Произносит 5 -10 облегченных слов: звукоподражательные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух») | □ □ | Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта нервно-психического развития.
Карта нервно-психического развития детей ясельного возраста...
Карта нервно-психического развития ребенка.
Карта нервно-психического развития ребенка. Ф.И.О. ребенка:__________________________________________________________ Дата рождения:__________________________________________________________...
Карта нервно- психического развития ребенка
На протяжении первого года пребывания малыша в детским саду психолог заполняет карту нервно-психического развития ребенка.Карта позволяет выделить детей, принадлежавших к группе риска (отстающих в сво...
Карта нервно-психического развития
Карта нервно-психического развития 1- го и 2 - го года жизни....
Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
примерная Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет...
Карта нервно - психического развития детей до 3 лет
Нервная система - ведущая физиологическая система организма.Нервно - психическое развитие (НПР) - это совершенствование, качественное изменение интелектуальных и двигательных умений ребенка....
Карта нервно - психического развития детей раннего возраста
Карты для заполнения результатов диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в соответствии с сензитивными периодами....