Использование песочного светового стола в работе логопеда
консультация по логопедии

Катунина Ольга Юрьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_peskom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочного светового стола в работе логопеда.

        « Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,  образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

        Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

        Современные условия дали толчок к поиску интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

        Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти.

        Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно стандартам) совершенно поменял деятельность всех педагогов, данная проблема и привела меня к идее использования песочного светового стола в своей работе.

        Благодаря играм с песком на световом столе развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряженность; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь.

        Что можно делать на световом столе с песком?

  • рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;
  • рисовать на песке тонким предметом или пальчиком;
  • рисовать на поверхности стола с помощью песка;
  • осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из рук в руки);
  • искать игрушки, спрятанные в песке;
  • создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории.

Метод использования песочного светового стола отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов. 

Вот некоторые упражнения, которые я использую на логопедических занятиях:

«Чувствительные ладошки» (Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева) 
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали. 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква.

«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из песка.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Посчитать различные предметы.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слоги на песке печатными  буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

«Дорожки из песка». 

Набрать в горсть  песок и медленно высыпать его на поверхность стола, создавая различные формы дорожек (к домику змеи или комарика) произнося при этом необходимый звук.

«Солнышко».

На песке рисуем круг, в центре схема звука, который автоматизируем. Предлагаем ребенку повторить  слоги, слова с данным звуком. За правильное повторение рисуем лучик солнца.

Для развития связно речи лексико-грамматических представлений, расширения словарного запаса  использую свободное рисование детей с описанием, рассказывание сказок с рисованием, придумывание сказок и их иллюстрирование.

 Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты:

- у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.

        

        

                                                                                  Логопед: Катунина О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Использование светового стола в работе с детьми младшей группы"

Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое. Мощно развивается тактильная чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все познаватель...

Световой песочный стол в работе логопеда

В презентации обобщен опыт использования светового песочного стола в работе логопеда...

Использование светового стола в работе с детьми РАС

Использование светового стола в работе с детьми с РАС...

Занятия песочной терапией с использованием песочного светового стола.

Занятия песочной терапией с использованием песочного светового стола. Цель занятий: научить детей конкретным умениям и навыкам, развить определенные психические процессы. Благодаря использов...

Перспективный план работы с воспитанниками 3-4 лет «Дидактические игры с использованием интерактивного светового стола с песком»

Сообщение на тему перспективный план работы с воспитанниками 3-4 лет «Дидактические игры с использованием интерактивного светового стола с песком»  ....