Игры и упражнения на развитие активного и пассивного словаря глаголов.
консультация по логопедии (старшая группа)

Надежда Сушилкина

Глагол является основой любой фразы, предложения. Поэтому очень важно у детей сформировать достаточный глагольный словарь. В статье подобраны игры для развитя, активизации словаря глаголов, предлагаемые разными авторами для работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_formitrovanie_slovarya_glagolov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие активного и пассивного словаря глаголов.

Развитие пассивного словаря глаголов.

Задачи:

Развитие предикативного словаря.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1.Лото «Кто быстрее принесет картинку»

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

2.«Что делает человечек?»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: набор картинок, изображающих различные действия по количеству детей.

Ход игры: Перед началом игры  нужно подготовить картинки с изображением различных действий – такие картинки можно выбрать из различных лото или нарисовать самостоятельно серию картинок, схематично изображающих действия человечка. Раздать детям по одной картинке.

– Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки (человечки) что-то делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка, – пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.

Если малыши затрудняются с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавить описание предметов, которые есть на картинке.

– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?

i_081

3.«Кто что делает?»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: для этой игры необходимо попросить родителей принести фотографии, на которых ребенок совершает различные действия.

Ход игры: Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, можно  добавить остальные. Разложить фотографии перед ребенком.

– Посмотри, это твои фотографии. Вот Анечка. И вот Анечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься?

В дальнейшем можно проводить эту игру в группе. Использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось.

– Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня спит. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает.

Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия. Эта работа проводится индивидуально.

– Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т. д

2.Активизация и закрепление словаря глаголов.

Задачи:

Актуализация и обогащения словаря глаголов.

Развитие тактильной чувствительности.

Развитие зрительного и слухового внимания.

-1.Игра «Кто как кричит?»

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

-2.Лото «Кто как передвигается?»

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

3.Упражнение «Скажи правильно».

Цели: Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: глаголов.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова. Затем вместе с ребенком взрослый производит различные действия (топает, хлопает, прыгает, ползает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.). После уточнения названия каждого действия взрослый, топая, спрашивает: «Я прыгаю?»; хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» Такая игровая ситуация побуждает малыша правильно называть действия.

4. Игра «Дружные слова»:

а)        выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет — синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

-Игры и упражнения на развитие словаря антонимов

1.. Игра с мячом "Скажи наоборот" [Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. 18]

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть - (раздеть),

Поднять - (опустить),

Бросить - (поймать),

Спрятать - (найти),

Положить - (убрать).

2.. Слова - "неприятели" [Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. [18].

Содержание: к данным словам придумать слова - "неприятели".

. Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.

3.Игра «Составь предложение».

У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть — отплыть, завязать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.

-4.Игра « Скажи наоборот».

-5.Игра « Испорченный телефон».

Дети делятся на пары один ребенок называет глагол, а другой подбирает слово наоборот.).

6.« Игра мальчик «наоборот»»

Цель: Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (см. рис.). Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» --- он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик наоборот, если бы его попросили: встать? показать ладони? открыть рот? опустить руки? поймать мяч? согнуть руки? положить ручку? отодвинуть стул? и т. п. Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям: подбежать, взлететь, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, ссориться, кричать, трудиться, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

7.Игра с мячом «Кто первый»

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово - неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…;хвалить - …; говорить - …;начинать -…; встречать -...; поднимать -

-Упражнения на развитие умения подбирать синонимы

Активизация и закрепление словаря синонимов.

Задачи:

Актуализация синонимов.

Развитие синонимии.

Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра "Как сказать?" [Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. 18]

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) Как сказать, если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

2.. Игра "Конкурс слов – сравнений [(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. 18].

Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить,чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать "словами - приятелями".

3. Игра "Подбери слово" [Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. 18].

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать "слово - приятель" к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова: бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить) Оборудование: мяч.

4. Игра "Солнышко" [Краузе Е.Н. 19].

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

Подбери близкое по смыслу слово к слову "беседовать".

(говорить, разговаривать).

Оборудование: солнышко, лучики.

5.Игра «Найди приятеля»

Содержание: Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

Цель: Научить детей подбирать синонимы к заданному слову: бежать — мчаться; работать — трудиться; баловаться — шалить; барахтаться — бултыхаться; вырасти — подрасти; вырывать — выдергивать; завинтить — завернуть, закрутить; намочить — смочить, замочить; обвалиться — провалиться, обрушиться.

Содержание. Логопед называет глагол и предлагает назвать это же слово, но по-другому. Кто больше всего придумает слов синонимов тот и выигрывает.

6.-Упражнение «Исправь ошибки»

Цель: Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет — умывается — стирает         несет — везет

бежит — прыгает        подметает — чистит

лежит — спит        шьет — вяжет

Содержание. „Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?" Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию. „Покажи, кто спит, а кто лежит" или «Покажи, кто везет, а кто несет" можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

·        Назовет слов на звук (букву) М

·        Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

 

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

 

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

 

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

 

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

 

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

 

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

1)    для прикрепления бумаги к доске;

2)    можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)    сдать в металлолом;

4)    провести маленький круг

5)    положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

 Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

 

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

 

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

 

 Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

 

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

 

Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

 

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...

Игры и задания на развитие активного словаря старших дошкольников

Формирование лексики проводится по следующим направлениям:расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мы...

"Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру"

Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....