"Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру"
статья по развитию речи (младшая группа)
Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_a.a._syuzh-rol.igry_._vystuplenie.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру.
Особенность детей в нашей группе заключается в том, что они посещают детский сад третий год. В ДОУ они пришли в первую группу раннего возраста.
На данный момент у 51% детей речь развита на высоком уровне, в соответствии с возрастными нормами, у 30% на среднем и только у 19% детей наблюдается скудный словарный запас. Последние в большей степени дети, которые пришли в группу в этом учебном году.
С целью развития речи, расширения активного и пассивного словаря детей мы используем игры, в том числе и сюжетно-ролевые, такие как: «пиццерия», «детское кафе», «служба доставки», «такси», «медицинский центр», «полиция», «семья», «путешествие», «магазин», «салон красоты».
Предлагаем более подробно рассмотреть сюжетно-ролевую игру - «медицинский центр».
Посредством этой игры мы вводим в словарь детей такие слова и понятия, как: открытая регистратура, электронная запись, планшет, талон, очередь, дистанция, маска (в значении средства индивидуальной защиты органов дыхания), приём, осмотр, термометр, температура, вирус (коронавирус), постельный режим, лекарства, лечение.
Мы вводим эти слова последовательно, проходя все этапы сюжетно-ролевой игры, с которыми вы все знакомы.
Для достижения цели по расширению активного и пассивного словаря детей младшего дошкольного возраста мы начинаем с предварительной работы. В предварительную работу мы включаем рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», настольные игры, чтение стихотворений и рассказов о профессии врача, беседы с детьми об их опыте взаимодействия с врачами, наблюдение за работой медицинского работника в детском саду и экскурсию в медицинский кабинет. На этом этапе мы проговариваем слова, которые планируем ввести в словарь детей.
Далее педагог проводит демонстрацию речевого и игрового поведения, с использованием кукольных персонажей и атрибутов, сопровождая её рассказом о содержании действий: «Наша Катя заболела. Сейчас я возьму телефон и позвоню доктору. «Здравствуйте, доктор, наша Катя заболела. У неё температура. Приезжайте поскорее». А пока мы уложим Катю в кроватку, дадим ей попить компот и протрем лоб влажным платочком». Мы проигрываем весь речевой сюжет перед детьми, используя предметы, названия которых мы вводим, и показывая их функциональное назначение. Играя и слушая педагога, подражая ему, дети быстро и хорошо запоминают название.
Играя, не следует отвлекаться от сюжета: например, делать замечания или привлекать детей к участию, так как они могут потерять целостность восприятия сюжета.
После проигрывания речевого сюжета или его фрагмента педагогом мы включаем в игру одного ребенка, побуждая его к игровым действиям и ролевому диалогу. Дети охотно включаются в игру со взрослым. Необходимо следить за тем насколько ребёнок понимает взрослого. Для этого педагог просит показывать и называть игрушки или предметы, о которых идёт речь. Большое значение для запоминания названий предметов и действий с ними имеет манипулирование предметами самими детьми.
Далее мы организуем парное ролевое взаимодействие со сверстником. Оба ребенка должны принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. При этом педагог руководит игрой, следит за тем, чтобы диалог детей происходил в рамках игрового сюжета, помогает, в случае если кто-то из детей испытывает затруднения.
И только при условии прохождения этих этапов, можно переходить к самостоятельной игре детей. На этом этапе педагог выполняет роль наблюдателя. По наблюдениям можно сделать вывод, что многие дети в самостоятельной игре используют введённые нами слова и понятия, развертывают специфические ролевые действия и ролевой речи, направленные на кукольных персонажей, а также осуществляют парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, диалог.
Родители также отмечают положительную динамику развития речи детей. По их мнению, дети стали более самостоятельно и осознанно играть. Повысился интерес к играм с сюжетом, расширился словарный запас.
Мы продолжим работу над: обогащением словарного запаса детей, как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; дальнейшим развитием и совершенствованием грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении; установлением связности и последовательности высказываний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...
Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...
Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...
Тема по самообразованию во второй младшей группе на 2016-2017 год «Социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ро...
Игры и упражнения на развитие активного и пассивного словаря глаголов.
Глагол является основой любой фразы, предложения. Поэтому очень важно у детей сформировать достаточный глагольный словарь. В статье подобраны игры для развитя, активизации словаря глаголов, предлагаем...
Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»
laquo;Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры» «Игра – это огромное светлое окно...