Развитие фонематического слуха
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Игра «О чём говорит улица?» Детям предлагают закрыть глаза и прислушаться. Затем они отвечают что (какие звуки) они услышали. |
Игра «Послушай, повтори» Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет. |
Игра «Где позвонили?» Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление. |
Игра «Дятел» Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача детей: отстукивание ритма, заданного взрослым. (по принципу игры «Эхо»). |
Игра «Разговор шёпотом» Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка. |
Игра «Угадай, кто это?» Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала…(Ква-Ква-Ква) Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка». |
Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»? Ребёнок, на которого указывает педагог называет ведущего по имени (или какое – нибудь слово). Задача ведущего игрока узнать по голосу, кто его позвал. |
Игра «Внимательные ушки» Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово. |
Игра «Подними флажок» Используются флажки красного, синего и зелёного цветов. Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком. Перед детьми ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий – зелёный) . |
Игра «Хлопни, как я» «один хлопок, два хлопка, три хлопка» (по принципу игры «Эхо»). |
Игра «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика). Игра «Самолет высоко – низко» (высота голоса). |
Игра «Попугайчики» Оборудование. Игрушка Попугай Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п. |
Игра «Озорные бубенцы» Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет. |
Игра «Тихо – громко говори» Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко. |
Игра «Эхо» 1 Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог. Игра «Эхо» 2 Ход игры. Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить. |
Игра «Прохлопай как я» Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет. Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп. |
Игра «Хлопни-топни» Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой. |
Игра «Рисуем ритмы» Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами. Ход игры. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его. |
Игра «Попугай» Оборудование. Игрушка Попугай Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п. |
ЗАДАНИЯ НА ЗВУИ, СЛОГИ |
Игра «Придумай слово» |
Игра «Поймай звук» В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие. |
Игра «Найди звук» Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя. |
Игра «Общий звук» Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук. |
Игра «Кто больше?» Педагог даёт детям установку на определённый звук. Перед детьми ставится задача: называть картинки с заданным звуком. |
Игра «Убежал звук» Взрослый называет слова с недостающим звуком. Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. Например: (.пельсин, .нанас) |
Игра «Картинке – своё место» (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Разложить картинки к своему вагончик, в зависимости от места звука в слове. |
Игра «Назови одинаковый звук в словах» Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. |
Игра «Назови первый звук в слове. Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».) |
Игра «Построй пирамидку» Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов. |
Игра «Кубик» Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку. |
Игра «Кто летит?» (Звукоподражание, дифференциация звуков) (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”). |
Игра «Где нужный звук?» Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук. |
Игра «Клубочки – моточки» Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше |
Игра «Отвечай – не торопясь»
|
Игра «Лови слово» Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует также. |
Игра «Поймай слово» Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка… |
Игра «Кто-кто в теремочке живет?» Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’]. |
Игра «Крестики – нолики» У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек. |
Игра «Цветные фишки» Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик. |
Игра «Подушечка и кирпич» Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка». |
Игра «Цепи-цепи-кованы» Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку. |
Игра «Чудесный мешочек» Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове. |
Игра «Найди звук» Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал". Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д. |
Игра «Сколько звуков» Оборудование. Пуговицы или пробки Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок. |
Игра «Будь внимателен» Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с]. |
Игра «Рыболов» Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове. |
Игра «Отгадай загадку» Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Например: Мягкие лапки, А в лапках царапки (кот) Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки (стол). |
Игра «Квартирка звука» Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место. |
Игра «Внимательные глазки» Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. |
Игра «Отбери картинки» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м]. |
Игра «Исправь Незнайкины ошибки» Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом. |
Игра «Малыш» Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч. Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый" бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому". |
Игра «Улиткины дорожки» Оборудование. Схемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик. Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"улиткины дорожки". |
Игра «Где наш дом?» Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5). Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....