Формирование слоговой структуры речи на лого- физкультурных занятиях в ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дубенская Елена Владимировна
Одним из наиболее трудных для коррекции речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. 
Новые технологии и поиски новых подходов к данной проблеме мы нашли на лого- физкультурных занятиях. Достаточно часто логопедические задания  в преодолении речевых нарушений звукослоговой структуры слова в нашем ДОУ,   проводятся совместно с инструктором по физической культуре.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logo-_fizkulturnye_zanyatiya_v_dou.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры речи на лого- физкультурных занятиях в ДОУ

учитель- логопед Е.В. Дубенская

МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки» г. Тамбов

С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением.

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

На занятиях физической культуры мы чаще стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие , но забывая о том, что можно использовать различные приемы и методы в коррекции различных нарушений речи, в том числе и слоговой структуры слова.

Коррекционно- развивающая работа проводится на основе дифференцированного подхода, с учетом структуры нарушения, при условии систематизированного поэтапного проведения занятий по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Широко распространены такие нарушения как: искажения слов, сводящиеся к их упрощению; добавления слогов; перестановка слогов в слове; перестановка звуков соседних слогов; уподобление одного слога другому

Формы речевой работы с детьми на занятиях по физической культуре:

дыхательная гимнастика; стихи и песни тематического содержания;  речевки и т.д.

Речь детей формируется под влиянием  речи взрослых, которым они пытаются подражать. Следовательно, если взрослый четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.

Дыхание — один из первых и очень важных этапов воздействия на развитие  речи.

Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания осуществляется на  занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (речевое дыхание).

Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка,  отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

Одним из методов стимулирования и развития речи дошкольников, где они учатся быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивая интонационную выразительность речи и грамматический строй-  это речевые подвижные игры.

Одним из видов речевых игр являются народные подвижные игры. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь, в том числе формируя слоговую структуру слова

Таким образом считаем, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в развитии грамматического строя речи, в частности в формировании слоговой структуры слова, а так же гармоничного развития, как физического, так и психического здоровья детей, делает занятия  полезными и увлекательными.

Список использованной литературы:

  1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ.- М., 2005
  2. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед - №1 – 2008
  3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-112с.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М.,2004
  5. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Инновационные подходы в физическом воспитании   детей   дошкольного   возраста   //   Физическая   культура: Воспитание, образование, тренировка. -2004 - №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме «Особенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II.

Данный документ раскрывает осоенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II уровня, сопровождается презентацией. Приложен конспект индивидуальнго занятия по теме "Автоматизация звук...

Презентация «Этапы работы для правильного формирования слоговой структуры речи».

Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную  кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средств...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Формирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)

Фомирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)...

Приёмы формирования слоговой структуры речи у дошкольников

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и др.)Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи...

Доклад "Приемы формирования слоговой структуры речи"

Практический материал для воспитателей, родителей....