Консультация учителя-логопеда
консультация по логопедии
Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед Черепинова Л.Г.
Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи мы понимаем владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической, как необходимого условия становления культуры речи в целом.
Составной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Для этого на занятиях применяются артикуляционные, дыхательные гимнастики, упражнения, направленные на нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов.
В основе звуковой культуры речи стоит правильное звукопроизношение. В ст. гр. 19 детей имеют нарушения звукопроизношения разной степени тяжести, в под. гр. у 3-х детей идет период автоматизации поставленных звуков в словах, остальные дети (83%) имеют норму звукопроизношения.
Одним из необходимых условий обучения детей правильно производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом является сформированность фонематического слуха. В старшей группе фонематический слух недостаточно сформирован у 7 человек, в подготовительной группе фонематические процессы не сформированы у 5 человек.
Говоря о культуре речи дошкольников, рассматриваем ее, как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность, точность, выразительность, т. к. они наиболее значимы и формируемы у детей старшего дошкольного возраста. Для этого я работаю над обогащением словаря тематическими группами слов, закреплением представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт и т. д.), работаю над правильным пониманием значений многозначных слов, знакомлю с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов, формирую умение отбора слов и точность словоупотребления.
Для того чтобы сформировать речевую культуру дошкольников необходимо научить детей правильно строить предложения. В старшей группе у 50% детей развитие связной речи не соответствует возрасту, дети допускают ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций. У 10% устная форма речи сформирована недостаточно. В подготовительной группе у 75% детей связная речь соответствует возрастной норме.
В кабинете учителя-логопеда существуют определенные правила, с которыми дети знакомятся в начале учебного года. Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их в повседневной жизни. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности учителя-логопеда с детьми, позволяет каждому ребёнку соблюдать правила культуры речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".
Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...
Консультация учителя-логопеда для родителей: "Когда нужно обращаться к логопеду?"
Основные этапы речевого развития ребенка....
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...
Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования...