Консультация учителя-логопеда
консультация по логопедии

Черепинова

Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста

                                        Учитель-логопед Черепинова Л.Г.

 Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи мы понимаем владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.  Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической, как необходимого условия становления культуры речи в целом.

Составной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Для этого на занятиях применяются артикуляционные, дыхательные гимнастики, упражнения, направленные на нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов.

В основе звуковой культуры речи стоит правильное звукопроизношение. В ст. гр. 19 детей имеют нарушения звукопроизношения разной степени тяжести, в под. гр.  у 3-х детей идет период автоматизации поставленных звуков в словах, остальные дети (83%) имеют норму звукопроизношения.

Одним из необходимых условий обучения детей правильно производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом является сформированность фонематического слуха. В старшей группе фонематический слух недостаточно сформирован у 7 человек, в подготовительной группе фонематические процессы не сформированы у 5 человек.

Говоря о культуре речи дошкольников, рассматриваем ее, как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность, точность, выразительность, т. к. они наиболее значимы и формируемы у детей старшего дошкольного возраста. Для этого я работаю над обогащением  словаря тематическими группами слов,  закреплением  представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт и т. д.), работаю  над правильным пониманием значений многозначных  слов, знакомлю с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов, формирую  умение  отбора слов и точность словоупотребления.

Для того чтобы сформировать речевую культуру дошкольников необходимо научить детей правильно строить предложения. В старшей группе у 50% детей развитие связной речи не соответствует возрасту, дети допускают ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций. У 10% устная форма речи сформирована недостаточно. В подготовительной группе у 75% детей связная речь соответствует возрастной норме.

В кабинете учителя-логопеда существуют определенные правила, с которыми дети знакомятся в начале учебного года. Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их в повседневной жизни. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности учителя-логопеда с детьми, позволяет каждому ребёнку соблюдать правила культуры речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...

Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".

Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...

Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей  детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...