Упражнения на темп и ритм
методическая разработка по логопедии

Томишинец Дарья Юрьевна

Упражнения на темп и ритм (картотека)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_temp_i_ritm.docx172.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Оборудование: картинки с изображением ладошек разной величины.

Инструкция: Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111111.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111112.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111113.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111114.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111115.png

«Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111112.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111113.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111114.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111115.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111116.jpg

«Маленькие ножки топают по дорожке»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — топнуть сильно, маленький след — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111137.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111138.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111139.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111140.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111141.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111142.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111143.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111144.jpg

Упражнение «Болтун»

Цель: развитие темпа речи

Инструкция: Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

- Как медленно вертится колесо!

- Помогите, человек тонет!

- Как долго тянется зима!

- Скорей бежим домой!

Упражнение «Скороговорки»

Цель: развитие темпа речи

Инструкция: Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Материал:

1. Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

2. Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят

Игра «Барабанщик»

Цель:  развитие ритма речи

Инструкция: Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра "Барабанщик" (второй вариант)

Цель: Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Ход игры: Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Клуб Дальномер * Просмотр темы - узкопленочный Киев-Вега коробочный. небольшая фотосессия.Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

"Осенние листочки"

Цель: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал: Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

цвет цветов Бесплатные фото и векторы

Игра «Дирижер»

Цель: развитие ритма речи

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение.

Материал: Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

Игра "Курочка и цыплята"

Цель: Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

Как нарисовать курицу с цыплятами

Используемая литература:

  1. Юртаева Татьяна Леонидовна. Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей с ОНР
  2. http://portal2011.com/besplatnye-konkursy-dlya-pedagogov-mou-detskij-sad-282-krasnoarmejskogo-rajona-g-volgograd/ 
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2011/01/10/igry-uprazhneniya-na-razvitie-vyrazitelnosti-rechi 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение темпа и ритма речи.

   Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения....

Упражнения на темп и ритм.

Упражнения на темп и ритм....

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи.

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи....