Упражнения на темп и ритм
методическая разработка по логопедии
Упражнения на темп и ритм (картотека)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_temp_i_ritm.docx | 172.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хлопки в ладоши»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Оборудование: картинки с изображением ладошек разной величины.
Инструкция: Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
«Пчёлы и мёд»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
«Маленькие ножки топают по дорожке»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением следов разной величины.
Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — топнуть сильно, маленький след — слабо)
Упражнение «Болтун»
Цель: развитие темпа речи
Инструкция: Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
- Как медленно вертится колесо!
- Помогите, человек тонет!
- Как долго тянется зима!
- Скорей бежим домой!
Упражнение «Скороговорки»
Цель: развитие темпа речи
Инструкция: Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.
Материал:
1. Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
2. Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят
Игра «Барабанщик»
Цель: развитие ритма речи
Инструкция: Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
Игра "Барабанщик" (второй вариант)
Цель: Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал: "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Ход игры: Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
"Осенние листочки"
Цель: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").
Материал: Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игра «Дирижер»
Цель: развитие ритма речи
Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение.
Материал: Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Игра "Курочка и цыплята"
Цель: Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
Используемая литература:
- Юртаева Татьяна Леонидовна. Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей с ОНР
- http://portal2011.com/besplatnye-konkursy-dlya-pedagogov-mou-detskij-sad-282-krasnoarmejskogo-rajona-g-volgograd/
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2011/01/10/igry-uprazhneniya-na-razvitie-vyrazitelnosti-rechi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы для родителей "Упражнения для отработки темпа и ритма речи на материале имен"
небольшая подборка игр в помощь родителям...
Методические рекомендации родителям дошкольников с недостатками темпа и ритма речи.
Дыхательные упражнения. Релаксация....
Нарушение темпа и ритма речи.
Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения....
Упражнения на темп и ритм.
Упражнения на темп и ритм....
УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМП И РИТМ РЕЧИ
Картотека...
Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи
Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...
Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи.
Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи....