Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи.
картотека по логопедии

Ячменева Валентина Владимировна

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи

http://www.studmed.ru/docs/static/c/5/f/5/3/c5f53348254.jpg

Упражнение 1

 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

От топота копыт пыль по полю летит.http://img.galya.ru/galya.ru/Pictures/catalog_dir/2005/04/12/ta_9656.jpg

Упражнение 2

 Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/poznyakov/poznyakov0812/poznyakov081200114/4002846-jumping-child-in-red-shirt-and-pink-pants--isolated.jpg

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3http://www.begemott.ru/photos/1105616.jpg

 Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та                тат у                та тат у

тат а                та та                та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение 4http://cs407325.userapi.com/v407325778/32b0/EhDiEs8gRfQ.jpg

 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август        аист                атом

яхонт                ялик                яма

умница        улица                узник

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

руки — рука                        замок — замок

горы — гора                        пироги — пироги

козы — коза                        гвоздики — гвоздики

совы — сова                        кружки — кружки

Мама пришла.                        Я бегу, бегу, бегу

Упражнение 6

 Произнесите слова, выделяя ударный слог.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=60110419-26-72&n=21

Доктор — доктора

Город . . . . . .

Сторож . . . . . .

Учитель . . . . . .

Вечер . . . . . .

Упражнение 7

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы – как  петельки

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

Упражнение 8

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

Упражнение 9

 Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.http://rufolklor.narod.ru/petyh2.jpg

Баба сеяла горох — Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Упражнение 10

Произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.

С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!

Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!

С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!

Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!

Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!

Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!

И удары раздавались, Бум — бум — бум!

Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г.Виеру)

Упражнение 11. Ищем ритм

 Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами, движениями (раз-два-три, раз-два-три).http://schastliviymir.ru/wp-content/uploads/2012/06/umenie-slushat.jpg

Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).

Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).

Упражнение 12

Дети стоят парами по кругу: один ребенок — к кругу лицом, другой — спиной. Иитонированно произносят женские имена, хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произносении мужских имен топают правой ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бедрам или по рукам друг друга.

Упражнение 13  «Игропластика»

Переход из положения сидя  на пятках в упор стоя на коленях. Группировка в приседе и седе на пятках. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Речитатив:

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи, Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,  Если ты солдатик смелый!

Упражнени 14  “Хор лягушек”

 Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “Чунга – чанга” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=105098237-33-72&n=21

Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.

Упражнение 15  “Игра в слова”.

У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Взрослый  называет слова, а дети отстукивают ритм слова:

Я найду слова везде  и на небе и в воде,

На полу на потолке,  на носу и на руке.

Вы не слышали такого, вы не слышали такого,

Не беда играем в слово, не беда играем в слова:

Упражнение 16  Отзовись, кого зову”.

Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.

Взрослый простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т.д.)

Литература

Поварова И.А., Коррекция заикания в играх и тренингах - СПб.: Питер, 2004

Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение темпа и ритма речи.

   Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения....

Памятка для воспитателей по профилактике у дошкольников нарушений темпа и ритма речи

Профилактика нарушений темпа и ритма речи у дошкольников позволит создать необходимые условия для гармоничного формирования речи детей....

Нарушение темпа и ритма речи

консультация по данной теме...

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...