работа над укрепланием здоровья детей с ТНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Здоровье детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_ukrepleniem_zdorovya_i_korrektsiey_dvigatelnyh_narusheniy_detey_s_tnr.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над укреплением здоровья и коррекцией двигательных нарушений детей с ТНР
Безусловно, укрепление и сохранение здоровья важно для всех категорий детей. Мы все знаем что такое здоровьесберегающие технологии. Однако все чаще мы наблюдаем, что в детские учреждения поступают уже нездоровые дети (у них речевые, двигательные, психико-эмоциональные отклонения), некоторые имеют статус ОВЗ, в частности, ТНР, однако не все соглашаются на ПМПК, но мы понимаем, что они не нормотипичные, они не осваивают программу.
Я, в основном, работаю с детьми с ТНР, и это самая многочисленная группа детей ОВЗ. Все абсолютно замечают, что речевое развитие детей с каждым годом ухудшается. НО я хочу сказать, что тяжелое речевое нарушение как правило сопровождается другими нарушениями, нарушение памяти, внимания, восприятия, двигательной активности, оптико-пространственных ориентиров, мелкой и общей моторики, то есть это системное нарушение, и одной звукопостановкой и развитием речи проблема не решается.
То есть существует мнение, что дети просто не выговаривают звуки, сейчас логопед покажет, как правильно говорить, и процесс пойдет. Но нет, все гораздо серьезней, в результате внутриутробных или родовых отклонений развития произошли нарушения в нервной системе ребенка, и нарушение речи, это уже вершина «айсберга» дисфункций, то, что бросается в глаза, а на самом деле у таких детей огромное множество других проблем.
Нарушена зачастую мелкая моторика (но это уже всем известно, что центр речи и двигательный центр находятся рядом, и что, развивая моторику, мы так же оказываем косвенное влияние на речь).
Однако часто встречается общая двигательная диспракисия, нарушена координация (заметно при моторной алалии, дети физически слабые, не справляются с бегом, прыжками)
Нарушено восприятие (зрительное, слуховое, тактильное.) Дети не воспринимают материал, особенно на слух.
Нарушено произвольное внимание (приходится с бубном плясать, чтоб привлечь его), а там, где внимание, нарушен, естественно, произвольный контроль за деятельностью и поведением, произвольное запоминание (они не могут запомнить 4 строчки, пересказать текст), эти симптомы характерны для СДВГ.
Нарушены оптико-пространственное восприятие (право-лево, верх-низ, выполнить по образцу узор, начало-конец), способность к абстрактной математической деятельности, и снижен интеллект в различной степени на фоне всех этих нарушений.
Таким образом, если не заниматься лечением ребенка, укреплением его здоровья дома и в ДОУ, и коррекцией всего сопутствующего арсенала нарушений, то это не дает должного результата и в речевом развитии.
Особенно хочется коснуться СДВГ. Этот синдром в мире расценивается по-разному, в России это не лечат должным образом, ну у нас ничего не лечат. О причинах тоже разные есть мнения, как генетические называют, так и эмбриональные повреждения, инфекции. Диагностируют чаще к старшему дошкольному возрасту, хотя, по мне, и в 2-3 года картина на лицо в тяжелых случаях. За границей существует разные протоколы лечения, педагогическая коррекция вместе с препаратами риталина (метилфенидата).
Что делать? Как работать с ребенком, который просто не способен воспринимать информация. Наказывать бессмысленно, это спонтанные неконтролируемые реакции. Очень помогает нейрокоррекция с нейропсихологом. Но элементы нейрокоррекции приходится использовать в своей работе и воспитателям и логопеду.
Первое, что нужно всем детям, но таки особенно, четкий режим дня, но и индивидуально. здоровый образ жизни, зарядка, физические нагрузки. Коррекция дыхания, необходимо для улучшения кровоснабжения мозга, а также дыханием можно регулировать функции организма, снижать гормон стресса.
1 Игры и упражнения, направленные на мозжечковую стимуляцию, это различные раскачивания, быстрая смена позы в пространстве, прыжки (батут) А у нас теперь балансиров нет, карусели нет, горка опасно, все опасно. Все это ложится на плечи родителей, они должны этим заниматься, кататься на самокате, велосипеде должен ребенок учиться, это все развивает мозг.
У меня балансир теперь есть в группе, дети его сначала осваивают, потом начнем вводить логопедические упражнения на балансире.
Развивать пространственную ориентация помогают различные кинезиологические упражнения, перекрёстные движения рук, рук и ног. При таких упражнениях образуется много нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Рисование двумя руками туда же относится. Различные игры типа мозаик, для коррекции зрительной диспраксии. Мозолистое тело, координирующее работу полушарий, развивается активно до 7 лет.
Очень бы помогла комната эмоциональной разгрузки.
Таким образом, я хотела сказать, что речевые дети, в большинстве случаев, это дети с нарушениями здоровья, неврологией, поэтому нельзя, чтобы речевое развитие проводилось у них по коррекционной программе, а лепка, музыка, физкультура и прочие занятия, по основной, они тоже должны быть адаптированы, конечно, наша цель вывести детей в норму или приблизить к ней, но если сразу давать непосильные задания, дети не справятся.
И еще один вывод, без укрепления здоровья, коррекции всех сопутствующих нарушений, и речевые нарушения не устраняются, это очень сложно объяснить родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».
В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....
Работа по укреплению здоровья детей в ДОУ
Укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка....
Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском сад...
«Организация работы по укреплению здоровья детей»
laquo;Организация работы по укреплению здоровья детей»...
Отчет по годовой задачи "Совершенствование работы по укреплению здоровья детей и формирование высокой физической подготовленности детей через повышение двигательной активности и развития основных движений в подвижной игре"
Полноценное физическое развитие и здоровье детей это основа формирование личности ребенка....
Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Семинар – практикум для педагогов «Организация работы по укреплению здоровья детей»
Семинар – практикум для педагогов «Организация работы по укреплению здоровья детей»...