Семинар-практикум для педагогов «Формирование умения строить диалог»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Известный русский лингвист
Л. П. Якубинский: «Диалог – не только форма речи, он ещё разновидность человеческого поведения»
Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек.
Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dialog_novyy.pptx | 79.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известный русский лингвист Л. П. Якубинский : «Диалог – не только форма речи, он ещё разновидность человеческого поведения»
Проблемы развития диалогической речи дошкольника: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Замусоривание речи сленговыми словами. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция .
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Д иалогические умения : 1 . Собственно речевые умения . 2. Умение речевого этикета. 3. Умение общаться в паре, коллективе. 4 . Умение общаться для планирования совместных действий. 5. Неречевые (невербальные) умения.
Требования к диалогической речи по возрастным группам Р анний возраст: выражение просьбы и желания словом. Ответы на вопросы взрослых (Кто это ? Что делает? Какая?). Младший дошкольный возраст: общение со взрослым и детьми. Использование речевого этикета (здороваться , говорить спасибо). Задавать вопросы (кто ? где? что делаешь? зачем ?). Средний дошкольный возраст: общение со взрослыми и сверстниками. Ответы на вопросы и умение задавать их по поводу предметов. Рассказы о своих наблюдениях, переживаниях, умение отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Участие в коллективной беседе, воспитание культуры общения детей (приветствие знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета )
Старший дошкольный возраст: Дети должны более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному, участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь, уметь формулировать вопрос. Общаться между собой по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога.
Методы обучения диалогической речи Разговор воспитателя с детьми Чтение литературных произведений Словесные поручения Речевые ситуации
Разнообразные игры Театрализованные: инсценировка, театрализованное представление, кукольный театр. Игры парами: « Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала », «Закончи предложение», «Съедобное – несъедобное». Дидактические игры парами или подгруппами: лото , домино, лабиринты, разрезные картинки. Подвижные игры: которые содержат диалоги (« Гуси-гуси », «Обыкновенные жмурки », «Коршун и наседка», «Краски» и другие ). Сюжетно- ролевые игры: «Дочки-матери», «Детский сад», «Школа».
Основные педагогические условия развития диалогического общения детей развивающая предметно - пространственная среда; правила организации жизни детей; не дисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.
Рекомендации воспитателям В книжный уголок поместить произведения, содержащие разные варианты диалогических реплик, наборы иллюстраций для «озвучивания» их детьми в форме пересказов и чтения стихов по ролям, книжки-игрушки . В игровых уголках иметь игрушечные телефоны, рации; материал для игры «Справочное бюро»; наборы для режиссерских игр (игрушки плоскостные и объемные), фланелеграф с набором фигур для показа детьми инсценировок произведений художественной литературы. В театральной зоне установить занавес (ширма), наборы настольных театров (театр игрушек, театр плоскостных фигур), оборудование для театра на ширме (фигурки на пальчики, теневые, перчаточные куклы), костюмы и элементы костюмов для игр-инсценировок. Подбор и расстановка мебели (мягкие пуфы, диваны, кресла) позволяют детям общаться в свободной непринужденной обстановке и создают предпосылки для проявления непосредственности и раскрепощенности , способствуют налаживанию более тесного общения друг с другом.
Закончи предложение Диалог – это когда говорят… Диалог – это ожидание ... Диалог - это путь к… Счастье – это когда тебя…
Источники 1 . Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26 2. Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9 3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114 4 . В. И. Яшина, М. М. Алексеева . Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш . проф. образования /
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Развивать понимание и принятие взаимодействия воспитателей с родителями как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологическог...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»...
Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....