Семинар-практикум для педагогов «Формирование умения строить диалог»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Известный русский лингвист 
Л. П. Якубинский:  «Диалог – не только форма речи, он ещё разновидность человеческого поведения»

Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек.

  Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения  ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dialog_novyy.pptx79.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад № 37» Формирование умения у дошкольников строить диалог Подготовила учитель –логопед Жаворонкова И.И. г. Ярославль, 2019

Слайд 2

Известный русский лингвист Л. П. Якубинский : «Диалог – не только форма речи, он ещё разновидность человеческого поведения»

Слайд 3

Проблемы развития диалогической речи дошкольника: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Замусоривание речи сленговыми словами. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция .

Слайд 4

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Слайд 5

Д иалогические умения : 1 . Собственно речевые умения . 2. Умение речевого этикета. 3. Умение общаться в паре, коллективе. 4 . Умение общаться для планирования совместных действий. 5. Неречевые (невербальные) умения.

Слайд 6

Требования к диалогической речи по возрастным группам Р анний возраст: выражение просьбы и желания словом. Ответы на вопросы взрослых (Кто это ? Что делает? Какая?). Младший дошкольный возраст: общение со взрослым и детьми. Использование речевого этикета (здороваться , говорить спасибо). Задавать вопросы (кто ? где? что делаешь? зачем ?). Средний дошкольный возраст: общение со взрослыми и сверстниками. Ответы на вопросы и умение задавать их по поводу предметов. Рассказы о своих наблюдениях, переживаниях, умение отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Участие в коллективной беседе, воспитание культуры общения детей (приветствие знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета )

Слайд 7

Старший дошкольный возраст: Дети должны более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному, участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь, уметь формулировать вопрос. Общаться между собой по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога.

Слайд 8

Методы обучения диалогической речи Разговор воспитателя с детьми Чтение литературных произведений Словесные поручения Речевые ситуации

Слайд 9

Разнообразные игры Театрализованные: инсценировка, театрализованное представление, кукольный театр. Игры парами: « Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала », «Закончи предложение», «Съедобное – несъедобное». Дидактические игры парами или подгруппами: лото , домино, лабиринты, разрезные картинки. Подвижные игры: которые содержат диалоги (« Гуси-гуси », «Обыкновенные жмурки », «Коршун и наседка», «Краски» и другие ). Сюжетно- ролевые игры: «Дочки-матери», «Детский сад», «Школа».

Слайд 10

Основные педагогические условия развития диалогического общения детей развивающая предметно - пространственная среда; правила организации жизни детей; не дисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Слайд 11

Рекомендации воспитателям В книжный уголок поместить произведения, содержащие разные варианты диалогических реплик, наборы иллюстраций для «озвучивания» их детьми в форме пересказов и чтения стихов по ролям, книжки-игрушки . В игровых уголках иметь игрушечные телефоны, рации; материал для игры «Справочное бюро»; наборы для режиссерских игр (игрушки плоскостные и объемные), фланелеграф с набором фигур для показа детьми инсценировок произведений художественной литературы. В театральной зоне установить занавес (ширма), наборы настольных театров (театр игрушек, театр плоскостных фигур), оборудование для театра на ширме (фигурки на пальчики, теневые, перчаточные куклы), костюмы и элементы костюмов для игр-инсценировок. Подбор и расстановка мебели (мягкие пуфы, диваны, кресла) позволяют детям общаться в свободной непринужденной обстановке и создают предпосылки для проявления непосредственности и раскрепощенности , способствуют налаживанию более тесного общения друг с другом.

Слайд 12

Закончи предложение Диалог – это когда говорят… Диалог – это ожидание ... Диалог - это путь к… Счастье – это когда тебя…

Слайд 13

Источники 1 . Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26 2. Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9 3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114 4 . В. И. Яшина, М. М. Алексеева . Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш . проф. образования /

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

Развивать понимание и приня­тие взаимодействия воспитателей с родителями как диа­лога равноправных партнеров; формиро­вать умение ориентироваться в способах диалогического и монологическог...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ  «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»...

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....