Проект «Мой веселый звонкий мяч»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Тема проекта «Мой веселый, звонкий мяч».
Вид проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: учебный год
Участники проекта: воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды, педагоги (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию), родители.
Цель: Создание оптимальных условий для коррекции нарушений речевого развития и формирования компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетичес-кой стимуляции и музыкально-ритмической организации в играх с мячом.
Задачи:
1. Определение уровня речевого и сенсорно-моторного развития детей с ОВЗ.
2. Введение в НОД, свободную деятельность воспитанников и режимные моменты тактильно- кинестетических стимуляций и музыкально-ритмических упражнений с мячом.
3. Создание единого образовательного пространства по формированию информационной готовности, компетенций педагогов и родителей в области двигательной активности детей и использовании возможностей игр с мячом.
4. Формирование у родителей потребности в общении и играх со своими детьми.
5. Гармонизация психологического мира ребенка, развитие у детей с ОВЗ навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
7. Укрепление здоровья детей путем повышения их двигательной активности в течение дня; формирование у детей с ОВЗ стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА – НА – ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 304»
Проект «Мой веселый звонкий мяч»
Разработчик:
Чекусова Наталья Михайловна,
учитель-логопед
Ростов-на-Дону
2021 год
Пояснительная записка.
В дошкольные образовательные учреждения поступают дети с различными нарушениями, признанные детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ, с различными патологиями, трудностями в развитии, социализации и обучении. В первую очередь, с сенсорными и двигательными нарушениями, которые являются базой для развития всех психических функций организма, в том числе и развития речи. Фактически, почти все дети с ОВЗ имеют речевые нарушения различной степени тяжести.
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ОВЗ - категория, разнообразная по своему составу в структуре отклоняющегося развития. Наиболее многочисленной является группа детей с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время все чаще можно встретить детей с комплексными нарушениями (РАС, ЗПР, ДЦП и др.) в группах коррекционной направленности (логопедических) в рамках инклюзии. Дети с ОВЗ получают образование не только в группах коррекционной направленности, но и в общеобразовательных. Именно инклюзивное образование дает им возможность полноценно развиваться в среде сверстников, адаптироваться, получать новые знания и умения, научиться гармонично взаимодействовать с внешним миром, то есть, социализироваться. Но, в таких условиях традиционные методы коррекционно-развивающей и общеобразовательной работы оказываются малоэффективными или неэффективными вообще. Поэтому приходиться искать обходные, более продуктивные приёмы и методы воздействия. Так, активное использование движения и игр с мячом на коррекционно-развивающих занятиях является прекрасным инструментом для развития, совершенствования речи и других психических функций, эмоционально-волевой сферы и гармонизации личности детей с отклонениями в развитии.
В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. У детей ослабевает естественная потребность организма в движении. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной. А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту индивидуальный способ усвоения общественного опыта.
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, являются разнообразные игры с мячом. Эти игры являются инструментом, помогающим всесторонне развивать двигательную активность, мышление, совер-шенствовать речь, формировать коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу детей с отклоняющимся развитием. То есть, помогают формировать гармо-ничную личность ребенка. Кроме этого они доступны игрокам разных возрастов и хорошо адаптируются под их разные возможности (моторные, интеллектуальные, сенсорные). Однако возникает ряд проблем: поверхностный интерес родителей и детей к мячу, к игре с ним; незнание истории мяча, его видов; редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности и в играх с родителями.
Мяч – предмет сферической формы, сплошной или полый внутри. Педагог-философ XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи часто обладают ещё и различными запахами, цветом, текстурой, позволяющими задействовать все сенсорные системы.
Мяч – удивительно интересная игрушка, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока ещё люди не придумали. Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.
Таким образом, проанализировав ценность игры с мячом, наш педагогический коллектив МАДОУ №304 Ворошиловского района города Ростова-на-Дону разработал дополнительный блок к коррекционно-развивающей программе работы с детьми с ОВЗ в пространстве инклюзивного образования.
Тема проекта «Мой веселый, звонкий мяч».
Вид проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2020-май 2021, возможна пролонгация проекта на следующий учебный год
Участники проекта: воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды, педагоги (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию), родители.
Цель: Создание оптимальных условий для коррекции нарушений речевого развития и формирования компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетичес-кой стимуляции и музыкально-ритмической организации в играх с мячом.
Задачи:
1. Определение уровня речевого и сенсорно-моторного развития детей с ОВЗ.
2. Введение в НОД, свободную деятельность воспитанников и режимные моменты тактильно- кинестетических стимуляций и музыкально-ритмических упражнений с мячом.
3. Создание единого образовательного пространства по формированию информационной готовности, компетенций педагогов и родителей в области двигательной активности детей и использовании возможностей игр с мячом.
4. Формирование у родителей потребности в общении и играх со своими детьми.
5. Гармонизация психологического мира ребенка, развитие у детей с ОВЗ навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
7. Укрепление здоровья детей путем повышения их двигательной активности в течение дня; формирование у детей с ОВЗ стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов.
Эффективность проекта.
Рабочая гипотеза – коррекция нарушений речевого развития и формирование компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетической стимуляции и музыкально-ритмической организации в играх с мячом будут проходить в более короткие сроки.
Основные ожидаемые результаты проекта (конечные).
Для детей с ОВЗ – увеличение двигательной активности и тактильно-кинестетической стимуляции с использованием различных мячей позволит ускорить темпы коррекции речевого и психомоторного развития, сенсорной интеграции, а также сформировать устойчивый интерес к играм с мячом, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, укрепить здоровье детей;
– овладение речевыми и психомоторными навыками, улучшение сенсорной интеграции с помощью игровой деятельности и двигательной активности с мячом в индивидуальной форме в границах своего возрастного этапа развития; достижение уровня освоения программного материала без подрыва здоровья; обогащение социального опыта, расширение кругозора.
Для педагогов – повышение профессионального мастерства в области движения и игр с мячом в деятельностном режиме сотрудничества с коллегами, родителями и детьми; готовность к проектированию и проведению занятий с позиций сохранения здоровья у всех участников образовательного процесса.
Для родителей - повышение интереса к уровню двигательной активности детей и играм с мячом.
Этапы реализации Проекта.
1 этап: подготовительный.
1.1 Разработка параметров и проведение диагностики психо-моторного и речевого развития детей с ОВЗ.
Диагностика уровня речевого развития проводилась стандартными логопеди-ческими технологиями в соответствии с АООП и рабочей программой учителя-логопеда. Для оценки уровня психомоторного развития использовались диагностические методики, предложенные Н. О. Озерецким и Н. И. Гуревичем в 1930 г., адаптированные Т. С. Овчинниковой (с.17-20). Также ориентировались на освоение обучающимися основных видов движения в соответствии с программой по физическому воспитанию [с.11-16]. Проведенные исследования показали низкий уровень моторного развития детей с ОВЗ и необходимость в специальной методике обучения навыкам владения мячом.
1.2 Составление плана совместной коррекционно-развивающей работы.
1.3 Составление плана работы с родителями по повышению уровня их компетенций в области игр с мячом и включения их в процесс реализации проекта.
1.4 Определение линий взаимодействия с педагогами и узкими специалистами в рамках Проекта и повышения их профессионального мастерства в этой области.
1.5 Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта: выбор видов и типов мячей (цвет, размер, вес, фактура, форма, материал), подборка методической и художественной литературы для создания картотеки игр, изучение правил хранения мячей (компактность, удобство, чистота), организации занятий с мячом и инструкций по техники безопасности при проведении массажей, игр, эстафет с мячами и т.д.
2 этап: основной (реализация проекта, внедрение).
2.1 Включение разных видов игр и упражнений в режимные моменты.
Режимные моменты | Виды и типы упражнений и игр с мячами |
Утро - свободная деятельность | Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям и играм с мячом. |
Утренняя гимнастика | Включение в комплекс утренней гимнастики упражнений с теннисными мячами (музыкально-ритмические, стихотворные упражнения в соответствии с лексической темой недели). |
Образовательная деятельность | “Веселые минутки” – варианты физминуток: 1. логоритмика с теннисными мячами 2. пальчиковая гимнастика с Су-джок 3. артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа массажными мячами 4. игровые упражнения с мячом на сайте Мерсибо 5. кинезиологические упражнения с мешочками. |
Прогулка | Проведение разнообразных подвижных игр с мячом. Индивидуальная работа по формированию и развитию основных движений с мячом у детей с ОВЗ. |
Подготовка к обеду. | Настольные игры с мячом (игры малой подвижности). |
Подготовка ко сну. | Массаж стоп и рук массажными мячами |
Подъем после сна | Гимнастика пробуждения. Дыхательная гимнастика с движениями рук и передачей мяча. |
«Логопедический час» воспитателя. | Тактильно-кинестетические и логоритмические упражнения с мячами по рекомендации учителя-логопеда в соответствии с программным материалом. |
Игры, самостоятельная деятельность детей. | Игры по развитию мелкой моторики рук и общей моторики с использованием музыкальных и ритмических упражнений с мячом. Занятия на фитболе. |
2.2 Включение игр с мячом в НОД учителя-логопеда и «логопедический час» воспитателя.
Направление работы | Игровые технологии, виды упражнений. |
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития обшей, ручной и артикуляторной моторики. | Использование логоритмических, кинезиологических, музыкальных и стихотворных игр с мячами, круглыми мешочками разной фактуры; массаж и самомассаж кистей рук и стоп, игра комнатный баскетбол и дарс с мягкими мячиками на липучках. |
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. | Игры с мячиками малого тенниса для улучшения выдоха и специальными поддувками с мячами и шариками [2 ]. Массаж и самомассаж артикуляторного аппарата индивидуальными массажными мячиками небольшого размера. |
Формирование произносительной стороны речи Постановка звуков и закрепление навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. | Тактильно-кинестетическая стимуляция с помощью различных предметов округлой формы (мячи для Су – джок, теннисные мячи, мячики тряпичные или резиновые небольшого размера, орехи, каштаны [11-16] Работа при автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ведется в традиционном порядке [11, с.3-4 ] |
Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Логоритмические упражнения и логопедические распевки [4] с перебросом, передачей, катанием, сжиманием и иным движением теннисного мяча. Стихи с ритмом «короткий-короткий-длинный». |
Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость; звуковой анализ синтез. | Включение в занятие мячей разного размера, фактуры, веса, цвета. Использование «звуковичков» (круглые пластиковые шарики c разным наполнителем) для звукового анализа. |
Формирование лексико-грамматических средств языка | Использование дарса с мягкими мячиками на липучках и игр с мячами при формировании словоизменения и словообразования, изучения предлогов. |
Формирование словаря экспрессивной речи. | Подбор игр с мячами или другими предметами округлой формы при изучении лексических тем. Например, игра «Апельсин», игра «Снежки» [6-10 ]. Придумывание авторских стихов и игр с предметами округлой формы. |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Придумывание сказок или рассказов о мячах и от лица мяча (действие с мячом). |
Оргмомент и динамические паузы (физминутки) | Включение игр с мячами разного вида и типа традиционным способом. |
В настоящее время в педагогической практике двигательные игры и упражнения являются чаще всего паузой, разрядкой в структуре занятия или динамическим началом занятия в организационном моменте. Педагоги в рамках проекта подбирают тексты непосредственно к теме проводимого занятия, к теме недели и используют музыкально – ритмические и стихотворные игры с мячом, как часть основного этапа. Такой комплексный подход позволяет полнее реализовать цель любого занятия, экономнее использовать учебное время, пополнять словарь детей, развивать речь. Содержание двигательных игр и упражнений с мячом меняется почти каждое занятие, в соответствии с изучаемой или закрепляемой темой.
2.3 Включение игр с мячом в НОД других специалистов.
Педагог-психолог – включение в занятие кинезиологических упражнений и игр с мячами по теме занятия с учетом его целей и задач.
Музыкальный руководитель – включение в занятие речеголосовых и музыкально-ритмических упражнений с мячами с учетом темы занятия.
Инструктор по физической культуре – формирование навыков владения мячом с соответствие с программами АООП, АОП для детей с ОВЗ и с учетом программы дополнительного образования «Игры с мячом» О.В. Черновой для детей с ОВЗ [ 3 ].
2.4 Формирование у педагогов компетенций в области речевого, сенсорного и психомоторного развития детей дошкольного возраста и возможностей использования игр с мячами в работе. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами. Проведение теоретических занятий и практических мастер-классов по теме проекта.
2.5 Взаимодействие с семьями детей с ОВЗ.
Одним из основных направлений по формированию движения ребенка является работа с родителями. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс проведены онлайн консультации и мастер-классы по развитию двигательной активности ребенка и играм с мячом; составлены рекомендации родителям по играм с мячом; конкурсы поделок (изготовление мячей из различных материалов); конкурсы на сочинение совместно с ребенком собственных стихов и движений к играм с мячом; конкурсы рисунков, фотографий «Мой мяч», «Мяч в мире взрослых», привлечение родителей к поиску народных игр с мячом, фольклора. Создана картотека информационно-познавательного материала для детей и их родителей.
3 этап: Заключительный, обобщающий.
3.1 Диагностика речевого, сенсорного, психомоторного развития и игровых умений с мячом обучающихся.
3.2 Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта.
Данный проект был проведен в 2020-2021 учебном году с детьми ОВЗ в рамках инклюзивного образования в группе коррекционной направленности и в общеобразовательных группах. Итоговая диагностика показала хорошую динамику в коррекции речевого и психомоторного развития детей. Основное направление проекта- помочь детям с ОВЗ проявить их собственные потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его, испытывать потребность в движении, в играх с мячами. В процессе реализации проекта были созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной, продуктивной, творческой, физической деятельности. Применение полученных знаний помогает детям и родителям изменить отношение к движению, совместным играм и к своему здоровью. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования компонентов ВПФ, совместное участие с детьми в общих мероприятиях, деятельности, несомненно, способствует формированию близких и доверительных семейных отношений. Родителей и детей педагоги познакомили с историей мяча разных народов и его видами. Родители проявили большой интерес к проекту, увлеченно выполняли совместно с детьми дома комплексы упражнений с различными мячами, помогая детям открывать новые грани самореализации, начиная видеть в своих детях скрытые ресурсы внутреннего мира. Проекта было решено продолжить его в 2021-2022 учебном году и по итогам оформить как программу дополнительного образования для детей с ОВЗ.
Список источников.
1. Бойко В.В. «Игры с мячом»: МАБИВ; Орел; 2017
2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014
3. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР / Под ред. Т. С. Овчинниковой.: СПб; КАРО; 2014
4. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. — СПб.: КАРО, 2009
5. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. Выпуск 1. Игры с беганьем, с мячом, с камешками. Зимние игры. Значение детских игр / под ред. А.С. Русакова. — СПб.: Образовательные проекты, 2020.
6. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Овощи и фрукты. Пособие для логопеда – М.: ГИЦ Владос, 2015
7. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. Пособие для логопеда – М.: ГИЦ Владос, 2015
8. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья. Пособие для логопеда – М.: ГИЦ Владос, 2015
9. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы Пособие для логопеда – М.: ГИЦ Владос, 2015
10. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Времена года. Пособие для логопеда– М.: ГИЦ Владос, 2015
11. Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС.– СПб.: ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2017
12. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза. Выпуск 1– СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019
13. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза. Выпуск 2 – СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2021
14. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС– СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019
15. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер. Выпуск 4. Шипящие звуки. 5-7 лет. ФГОС – СПб.: ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019
16. Фалева А.С.Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер. Выпуск 5. Сонорные звуки. (6-7 лет). – СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019
Интернет ресурсы:
- Малюкова Н.Г. Упражнения с мячом – мультицелевые занятия в помощь логопеду и психологу. https://youtu.be/qiVMI1lJ8bI
Малюкова Н.Г. Стопотерапия – нетрадиционные техники в работе со старшими дошкольниками https://youtu.be/lS8Hnkkph7I
Малюкова Н.Г. Стимуляция развития осознанности и пространственных представлений у детей https://youtu.be/6dw10RJ-EBw
Приложение
Чекусова Н.М. https://nsportal.ru/chekusova-natalya-mihaylovna
Значение речи для становления человека и человечества
Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья»
Презентация «Игры с мячом»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/11/02/prezentatsiya-igry-s-myachom
Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).
Презентация «Упражнения с мячом – мультицелевые занятия (консультация для педагогов и родителей)»
Презентация «Сенсорно-интегративная терапия, часть 1».
и другие материалы на странице сайта
https://nsportal.ru/chekusova-natalya-mihaylovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-132206-1354346198.jpg)
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-150363-1355985566.jpg)
Проект «Мой веселый звонкий мяч!»
Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним....
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Проект направлен на повышение у детей интереса к многообразию мячей, на заинтересованность родителей в использовании мяча в играх....
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и "Физическая культура"...
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и "Физическая культура"...
Образовательный проект "Мой веселый, звонкий мяч"
Образовательный проект«Мой веселый звонкий мяч»Актуальность: К сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни и все реже играют с мячом. Мяч знаком всем с раннего детства. Одн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408303-1392840216.jpg)
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Проект "Мой веселый звонкий мяч" расчитан для работы с детьми первой младшей группы...