носовое и ротовое дыхание у детей
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
носовое и ротовое дыхание у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosovoe_i_rotovoe_dyhanie_u_detey.doc | 166.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Носовое и ротовое дыхание у детей
Почему важно носовое дыхание?
1. В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, согревается и очищается от пыли.
2. Свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. В случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы слизевой оболочки носовых ходов, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии. У детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна.
Причины «вредной привычки»
Причины затрудненного носового дыхания разнообразны. Самые частые: врожденная патология (челюстно-лицевые аномалии, искривленная носовая перегородка и т.д.), воспалительная патология (ринит, риносинусит, аденоидит), аллергическая патология.
Чаще всего привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Дети младшего возраста не умеют сморкаться правильно: своевременно отсмаркиваться, пользуясь платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей, при этом приоткрывая рот. Очень важно правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму, т. к. при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос.
Тревожные признаки.
1. Следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает.
2. Приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица.
3. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ).
3. Аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
Как влияет привычка дышать ртом на формирование зубочелюстной системы и речевых навыков?
При ротовом дыхании мышечное равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. Возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.
Следствие ротового дыхания:
изменение лицевого скелета (вертикальный «аденоидный» лицевой рост),
зубочелюстные аномалии (нарушения прикуса),
изменение формы грудной клетки,
различные нарушения осанки.
Что делать?
В первую очередь, необходимо обратиться к врачам: отоларингологу и ортодонту и следовать их советам.
Совет
Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка.
Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков - достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает комплексное воздействие - специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти.
Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Его использование не занимает времени - ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.
Трейнер и вестибулярную пластинку ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь. В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления.
При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.
В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным (оранжевым) кольцом предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом – для детей в сменном прикусе (5-7 лет).
Трейнер для малышей - модель T4I, трейнеры для детей 6-10 летнего возраста - модель T4K.
http://meduniver.com/Medical/stomatologia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста
В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания, развитие силы диафрагмального выдоха.
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизи...
Упражнения по дифференциации носового и ротового дыхания
Комплексы упражнений...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Носовое и ротовое дыхание у детей
О важности правильного носового дыхания для ребенка...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...