Консультация для учителе - логопедов
консультация по логопедии
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений , и нетрадиционные для неё методы и приёмы , помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для логопедов
«Использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в работе с детьми с ОНР»
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и сома-тического развития ребёнка.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений , и нетрадиционные для неё методы и приёмы , помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
При ОНР ведется работа в следующих направлениях:
- Развитие общей моторики.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие лексических навыков.
- Развитие лексико-грамматического компонента языка.
- Развитие связной речи.
- Обучение элементам грамоты.
К традиционным методам работы относятся всевозможные игры и упражнения для развития лексико-грамматических компонентов, формирования связной речи и обучения элементам грамоты. Например, такие упражнения и игры: «Назови гласные звуки в слове», «Определи место звука в слове», «Сосчитай медвежат от 1 до 5», «Назови ласково», «Один-много», «Кто что делает?», «Когда это бывает?» , «Кто чем ест?» и т.д.
Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствоватькоррекционный процесс.
Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего
организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции логопеда, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относятся:
•Синквейн. Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1) первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2) вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3) третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5) пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами.
Примеры синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
•Су-джок терапия – один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. В основе этого метода воздействие на биологические точки на руках и цветовая гамма этих пособий.
Цели су-джок терапии:
- Нормализовать мышечный тонус
- Стимулировать точки соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата
•ЛЭПбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребёнок может доставать, перекладывать , складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Используется на занятиях логоритмики, как физминутка на логозанятиях, на занятиях с дизартриками перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата, как фон самого занятия или его части.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Цели применения цветотерапии в коррекционной работе:
- Нормализовать мышечный тонус
- Нейтрализовать негативное состояние
- Изменяя цвет во время индивидуальных коррекционных занятий (на светильник, накинув шифон определенного цвета) можно благотворно действовать на нервную систему ребёнка.
• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов), стеклянных камушков «Марблс» на организм ребёнка.
В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.
• Имаготерапия -театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком.
Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи
• Песочная терапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. У ребёнка значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Используется на лексических темах, на занятиях по обучению грамоты, песок можно заменить манкой. Сейчас используют моделирующий песок.
• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений, ароматических масел.
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Используется для релаксации и снятия тонусного напряжения
•Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.
•Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна при работе с детьми с логоневрозом.
Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств коррек-ции нарушений в речевом развитии. Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка эти психические процессы.
Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направ- ленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка; развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Таким образом, можно сказать, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, а преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...