"Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
"Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида
Тема: «Формирование фонематического восприятия, навыков
звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели.»
(из опыта работы)
Беляева Н.А.
Учитель – логопед
Саранск, 2021 г.
Формирование фонематического восприятия, навыков
звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность к воспроизведению звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в слове. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевает грамотным чтением и письмом.
Так как ведущей деятельностью ребенка - дошкольника является игра, в систему своей работы включаю игровые упражнения, дидактические пособия, задача которых - развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, преодоление нарушении слоговой структуры слов.
Процесс оптимизации в дошкольном образовании нацеливает логопедов на поиск новых, результативных форм, средств и методов обучения, которые эффективно решают коррекционно-развивающие задачи в минимальные сроки.
В качестве эффективного коррекционного средства можно использовали: метод наглядного моделирования, в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать изображения предметов.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.
Это повышает интерес к звукам речи, словам общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Дети овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном ярком, красочном материале. Схемы и модели слога, слова постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку не только слышать, но и увидеть элементы речи, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, способствует высокой результативности работы за короткий промежуток времени.
Многофункциональность таких пособий решает многие коррекционно-развивающие задачи.
- Коррекционно-образовательные: Уточнение, расширение и активизация словаря по каждой лексической теме. Формирование звуковой культуры речи: совершенствование просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой. Совершенствование грамматического строя речи: формируют умение согласовывать существительные с другими частями речи.
- Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа. Развитие зрительного и слухового внимания.
- Коррекционно- воспитательные. Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Пособие «Весёлая полянка» - это наглядный модуль, где представлены рисунки, иллюстрирующие уже знакомые ребёнку артикуляционные упражнения для губ, языка. Эти задания формируют группу тех или иных звуков (свистящих, шипящих, соноров). С помощью данного пособия совершенствуется просодическая сторона речи (формируется правильное дыхание, улучшается интонационная выразительность, модуляция голоса), а так же корректируется произносительная сторона речи посредством опорных схем для поз губ и языка. Все упражнения сопровождаются художественным словом.
Первое знакомство с упражнениями отрабатываю по отдельным съемным карточкам-моделям, где ребёнок знакомится с правильной артикуляционной позой для того или иного звука, например:
Упражнение «Лягушка» Упражнение «Заборчик».
Квака любит улыбаться. Зубы ровно мы смыкаем
Рот у Кваки до ушей, и заборчик получаем.
Хоть завязочки пришей.
Когда упражнения по отдельности отработаны, приступаю к комплексу упражнений «Весёлая полянка», при этом активизируется деятельность ребёнка, вырабатывается артикуляционный уклад, необходимый для произношения определенных групп звуков, вырабатываю четкость выполнения артикуляционных движений. Затем совместно с детьми уточняем правильную артикуляцию звука – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука. Показываю «профиль» звука на рисунке, уточняю акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поётся. Находим образное сравнение (звук Р – рычание тигра, звук Ш – шелестящая листва,…).
Далее выполняем работу звуко-слогового , звуко-буквенного анализа и синтеза по изготовленным много функциональным моделям.
Каждое пособие - это своеобразная модель слова, состоящая из определенных обязательных структурных элементов:
1) информация о звуке (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой),
2) место звука в слове
3) количество слогов,
В качестве элементов модели слова выступают части изображения. Каждая часть рисунка является носителем определенной информации.
Каждая модель состоит из нескольких обязательных частей, элементов:
1) Главный рисунок со съемными деталями. Носит информацию о лексической теме или каком либо времени года.
2) Съемные детали – фишки для определения звука: гласный (красный), согласный (синий – твердый, зелёный – мягкий ); обязательно три кружка или квадрата для определения места звука в слове (т.е. условное обозначение начала, середины и конца слова);
3)Одинаковые контурные элементы, которые находятся под главным рисунком для определения количества слогов в слове (столько фигурок, сколько слогов в слове).
Конечно, желательно подбирать слова для звукового анализа логически подходящие к теме модели, предложить слова по лексической теме.
Алгоритм работы по модели (звуко-слоговой анализ).
1. Определение звука: гласный или согласный?
Звуки обозначаются цветовыми символами, дети выбирают фишку или магнит в соответствии с характеристиками звука.
2. Если звук согласный определи, какой он - мягкий или твердый? Возьми зеленый магнит, если звук мягкий, синий - если твердый.
3.Определи звонкий звук или глухой? Если звонкий – прикрепи колокольчик, а если глухой – наушники.
4.Определи место звука (о котором идет речь) в слове. Прикрепи магнит в первое окошко (кружок или квадратик), если звук в начале, второе окошко, если звук в середине, третье, если звук в конце слова.
5.Определи количество слогов в слове. Сколько в слове слогов, столько одинаковых контурных элементов для определения количества слогов в слове (капли дождя, грибочки, рейки забора и т.д.)
6. Рассматривание модели в целом. Определение времени года. Обсуждение признаков того или иного времени года. В зависимости от лексической темы отработка грамматического строя речи: формирование умения согласовывать существительные с другими частями речи.
Практикум
Для примера разберём звуко-слоговой анализ слова по модели, которая состоит из главного рисунка – это сруб дома, съемных деталей – фишки и трёх окон, символизирующих начало слова, середину и конец. Крыша дома это съемная деталь, символизирующая время года.
- Какое сейчас время года? (осень) Следовательно, прикрепляем осеннюю крышу дома. В соответствии с временем года крыши меняются. Здесь можно обсудить признаки того или иного времени года. В зависимости от лексической темы отработать грамматический строй речи: сформировать умения согласовывать существительные с другими частями речи.
- А что собирают осенью? (урожай, фрукты, овощи)
- Отгадайте загадку?
В шкурке золотистой, сладкий и душистый? (апельсин)
- Давайте выполним звуко-слоговой анализ слова АПЕЛЬСИН.
- Какой первый звук в слове апельсин? А
- Этот звук гласный или согласный? Почему? (гласный, так как мы можем его петь и тянуть)
- Определите место звука в слове? (в начале слова, в середине или в конце)
- Поставь фишку в нужное окошечко.
- Давайте посчитаем слоги. Прохлопаем (а-пель-син) три слога, поставь столько реечек забора, сколько слогов.
Благодаря использованию наглядных моделей у дошкольников обогащается активный словарь всех частей речи, формируется фонематическое восприятие, появляются навыки звукового анализа и синтеза, закрепляются имеющиеся представления о фонетической стороне слова, формируются навыки самоконтроля и самооценки. Дети к концу года правильно произносят все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи, различают короткие и длинные слова, звонкие, громкие и тихие; делят слова на слоги; дифференцируют твёрдые и мягкие согласные; определяют и называют первый звук в слове, произвольно регулируют темп, силу голоса, речевое дыхание. Всё это способствует успешному обучению в школе.
Литература:
1.Колесникова Е.В.развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.: Учебно -методическое пособие. М.: Ювента, 2010.
2.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
3.0мельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед. 2008, №4, с. 102-115
6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов (пособие для логопедов). – М.: Гуманитюизд.центр ВЛАДОС, 2001.
7.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: « Издательство ГНОМ и Д»,2004.
8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с фонетико - фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: «Гном - пресс», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.
Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется фонемат...
« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»
Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...
« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»
Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...
консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"
Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...
Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.
Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Фонематический слух - способность человека к распознаванию речев...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей тема: «Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с ОНР».
Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения.Несовершенное фонематическое восприятие, с одной с...