Значение формирования навыков изобразительной деятельности в речевом развитии дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Презентация методической идеи раскрывает способы развития речи дошкольников с ОНР с помощью приемов развития изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_risovaniya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение формирования навыков изобразительной деятельности в речевом развитии дошкольников с ОНР
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Радостная улыбка появляется на лице у старших дошкольников, когда им удается вырезать красивый хоровод. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисунка, лепки, аппликации, которое вызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать.
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка–дошкольника.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют
разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это
чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает
овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной
деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь
Не зря известный педагог Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев»
В работе с детьми, используем изобразительную деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников.
В своей работе логопеда я постаралась учитывать то обстоятельство, что подавляющее большинство детей с нарушением звукопроизношения бывают двигательно-неловкими, а мелкая моторика пальцев рук у них развита слабо Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому я решила объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы / Л.В. Фомина, 1971 /. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И.Исениной / 1981 /. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М.М.Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г.м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным
В качестве основных, приоритетных направлений решения задач всестороннего развития ребенка – дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:
- личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,
- принятие и поддержка его индивидуальности,
- развитие его творческих способностей,
- формирование социально уверенного поведения.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это нас и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- прикладному искусству.
Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.
Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает напряжение.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности и речевому развитию «Золотая рыбка» (2-3 лет)
С раннего возраста начинаем формировать у детей конструкторские умения и навыки работы с бумагой и нетрадиционным материалом (монеты пуговицы, опилки, нитки);Аппоикация развивает мелкую мо...
Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...
Консультация для воспитателей «Значение проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенк...
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей....
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста
Консультация для родителей воспитанников раннего возраста по развитию изобразительной деятельности....
Методика обучения изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников младшего и среднего возраста
Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре и в то же время учить элементарным приемам пользования каранд...
НООД по изобразительной деятельности и речевому развитию в старшей группе
НООД по изобразительной деятельности и речевому развитию в старшей группе...