Лексические темы для подготовительной группы
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика« Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы. Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена. Погостил у носорога, отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя. А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. | Машут перекрещенными ладошками. Ладошками – раскрывающуюся пасть На каждое название загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке.
Изображают раскрывшуюся пасть животного |
2 .Дыхательная гимнастика
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох
(под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр –
Г громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
3 .Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
1.Повторяем «Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.(пов.5-7 раз)
2. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). (пов.5-7 раз)
3.
«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается
П
подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше
у держивать язык в верхнем положении. (пов.5-7 раз)
4. Произносить долго звук Ж, широко открыв рот. Указательный палец подложить
под язык и производить им колебания кончика языка (вправо – влево)
повт. 5-7 раз под счёт от 1 до 5).(пов.5-7 раз).
4. Автоматизация звука р в словах, в предложениях. Рычать, как тигр:
ррррррррррррр……..
Запомни и повтори цепочку слов, предложений.
карта, парта ферма, верба арбуз картинка Мурка, бурка | карман, барханы, форма, марка дырка, шкурка | персик, горка, корка, норка, арка, куртка |
П Повтори предложения:
Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры
ценный мех.
Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу.
Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса
и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно.
Лексическая тема: «Животные жарких стран. Детёныши, повадки.
Образ жизни»
—существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев,
тигр, носорог,
обезьяна, зебра, кенгуру, слоненок, пища, растение;
—прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, не неповоротливый;
— глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить,
жевать, ухаживать, кормить, оберегать.
Игра «Назови ласково». (образование существительных в уменьшительной форме)
Слон – слоник, лев - лёвушка, черепаха, обезьяна, верблюд, бегемот,
носорог, крокодил, кобра, леопард, дикобраз)
Игра «Один – много» Слон – слоны, жираф – жирафы, лев – львы,
бегемот – бегемоты,
зебра – зебры, носорог – носороги, обезьяна – обезьяны.
Игра «Сравни этих животных»
(образование сравнительной степени прилагательных)
Слон высокий, а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё …(тяжелее)
Лошадь выносливая, а верблюд ещё … (выносливее)
Заяц прыгает далеко, кенгуру ещё … (дальше)
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Лев, тигр, морж, зебра.
Верблюд, зебра, лев, жираф.
Носорог, бегемот, тигр, волк.
Зебра, носорог, крокодил, лось.
Лазать, бегать, прыгать, рисовать.
Зебра, жираф, крокодил, обезьяна.
Игра «Сосчитай» 1, 2, 5 (кого?) ...
(согласование существительных с
числительными в роде, числе)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог,
горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
Игра «Подобрать действия к словам: (не менее 5)»
Лев (что делает) – охотится, …;
Кенгуру (что делает) - …;
Обезьяна (что делает) - …;
Слон (что делает) - … .
Дидактическая игра «Кто живет в Африке?»
(закрепление правильного употребления окончаний имен
существительных в косвенных падежах множественного числа).
(добавь слова, скажи правильно)
В Африке живут… (львы, тигры.). Однажды животные заболели. Кто отправился
их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров.) Кого
вылечил добрый доктор? (Львов, тигров.) Звери лечились охотно. Кем был
доволен доктор? (Львами, тиграми.) О ком вспоминал Айболит дома?
(О львах,о тиграх...)
Игра «Назови новое слово»
У жирафа длинные ноги – он длинноногий
У бегемота толстая кожа – он толстокожий
У крокодила острые зубы – он ………
У льва длинная грива – он ………..
У носорога короткие ноги – он ………
У тигра длинный хвост – он ……….
Игра «Назови детёнышей»
У львов – львёнок, львята
У слонов – слонёнок, слонята
У черепах – черепашонок, черепашата
У верблюдов – верблюжонок, верблюжата
У тигров – тигренок, тигрята.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Голова льва? – львиная. Хвост льва? – львиный. Лапы льва? - ….
Уши обезьяны? - ….Хвост обезьяны? - …Голова обезьяны? - …
Лапы крокодила? - …Пасть крокодила? - …Хвост крокодила? - …
Горбы верблюда - верблюжьи … голова - ……… хвост - ………..
Панцирь черепахи – черепаший, голова - ……., лапы - ……….
Голова страуса – страусиная, яйцо - ……, перья - ……..
Составить описательный рассказ об одном из животных жарких стран
по плану:
- Как называется?
- Где живет? Какое у него жилище?
- Какой внешний вид? Какие повадки?
- Чем питается? Как добывает пищу?
- Какие у него враги? Как защищается?
- Как называются детеныши?
Игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)
И еще огромные, сильные. (Слоны.)
Буква Я. Дать характеристику буквы Я. Посмотри как пишется буква я.
Подбери слова со звуком Яна, ясно, Люся, няня
Звукослоговой анализ слов Жираф , Жак
Пальчиковая гимнастика« Бегония»
Какое красивое имя – бегония! Как будто все время куда-то бежит. Живет на окошке красавица И убегать никуда не спешит. | Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук. Указательными и средними пальцами «бежим» по столу. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца. (Хлопки). |
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И И.П: ребенок сидит. Делает глубокий Вдох носом, затем длинный выдох через
рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
1.Повторяем «Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,
чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.(пов.5-7 раз)
2. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так,
чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем
падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). (пов.5-7 раз)
3. «Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается
подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше
у держивать язык в верхнем положении. (пов.5-7 раз)
4. Произносить долго звук Ж, широко открыв рот. Указательный палец подложить
под язык и производить им колебания кончика языка (вправо – влево)
повт. 5-7 раз под счёт от 1 до 5).(пов.5-7 раз).
Автоматизация звука р в словах, в предложениях.
Запомни и повтори цепочку слов, предложений.
сера Серафим карапуз гороскоп зверобой заморозки | карась керосин саранча царапина соратник поросёнок | городки ярость сырость борозда сарафан хворост |
Повтори предложения: Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей. На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья. Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны. Сороконожка ползёт по дорожке.
Тамара испекла румяный каравай. Из молока коровы делают мороженое.
Рома дал Марусе коробку карандашей
Проговори стихи. У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители
Бобры – речные жители.
В. Лившиц.
* * *
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
С. Маршак.
Егор и забор.
Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
- Куд-куда! — кричит петух.
Оборвёшь все перья в пух!
Лексическая тема: «Комнатные растения. Размножение растений. Уход за
ними».
— существительные: азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус,
лейка, удобрение, подкормка, поливка;
-- прилагательные: сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый;
-- глаголы: поливать, протирать, подкрашивать, пересаживать, размножать.
- Упражнение «Назови ласково». Образование существительных
с уменьшительно- ласкательным суффиксом
Фиалка — фиалочка герань — геранька
кактус — кактусик корень — корешок (корешочек)
стебель — стебелек лист — листок (листик)
бутон — бутончик отросток — отросточек
цветок — цветочек земля — землица
вода — водичка (водица) солнце — солнышко
- Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах
Фиалка — фиалки — фиалок фикус — фикусы — фикусов
фуксия — фуксии — фуксий кактус — кактусы — кактусов
папоротник — папоротники — папоротников свет — много света
корень — корни — корней стебель — стебли — стеблей
лист — листья — листьев бутон — бутоны — бутонов
лепесток — лепестки — лепестков цветок — цветки — цветков
рассада — много рассады вода — воды — много воды
подоконник — подоконники — подоконников
- Игра «Сосчитай до пять» Образование существительных множественного числа
в именительном и родительном падежах
Одна фиалка — две фиалки — пять фиалок.
Один колючий кактус – два колючих кактуса – пять колючих кактусов
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
- Игра «Что лишнее?»
Кактус, герань, незабудка, фикус
( Незабудка – лишняя, т.к. не является комнатным растением)
Кактус, фуксия, бегония, стебель
Папоротник, герань, амариллис, лепесток
- Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану.
Развитие связной речи. Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и
розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.
Буква и звук Ц.
Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой. Звукослоговой анализ слов
Кактус, герань. Придумать слова со звуком Ц – цирк , овца, конец. Сравни звук
Ц, со звуком С.
Пальчиковая гимнастика «Акула» Приплыли две севрюги,
У них спины словно дуги. Налетели с двух сторон. Ты, акула, выйди вон. | Двумя ладонями дети изображают, как Плывут севрюги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх. Изображают , как севрюги плывут навстречу друг другу. Делают толчок ладонями от груди. |
2.Дыхательная гимнастика «Волны шипят».
И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-
вверх – вдох;
3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком
«Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.
3 .Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
- Повторяем «Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,
- чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.(пов.5-7 раз)
- «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком
- так, чтобы он всей своей массой в начале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом
(то медленно, то быстро). (пов.5-7 раз)
3. «Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать
из закрывать рот (как растягивают меха гармошки).
При этом растягивается подъязычная связка.
Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в
верхнем положении. (пов.5-7 раз)
4. Произносить долго звук Ж, широко открыв рот. Указательный палец подложить
под язык и производить им
колебания кончика языка (вправо – влево) (повт. 5-7 раз под счёт от 1 до 5).
(пов.5-7 раз).
4. Автоматизация звука р в словах, в предложениях.
*Запомни и повтори цепочку слов и предложений.
сера Серафим карапуз гороскоп зверобой заморозки | карась керосин саранча царапина соратник поросёнок | городки ярость сырость борозда сарафан хворост |
*Повтори предложения: Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей. На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья. Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны. Сороконожка ползёт по дорожке.Тамара испекла
румяный каравай. Из молока коровы делают мороженое. Рома дал Марусе
коробку карандашей.
*Проговори стихи.
У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители
Бобры – речные жители.
В. Лившиц.
* * *
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
С. Маршак.
Егор и забор.
Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
- Куд-куда! — кричит петух.
Оборвёшь все перья в пух!
Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов.
Пресноводные и аквариумные рыбки»
— существительные: акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба,
игла-рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась,
гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус;
— прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный,
изумительный.
1.Игра «Четвертый лишний»
Назови лишний предмет, объясни свой выбор,
используя слова «потому что»)
Скат, водоросли, акула, морской конёк.
(
Лишнее слово «водоросли»,
потому что оно называет растение,
а все остальные слова —
названия морских животных).
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум.
Щука, акула, кит, дельфин
2. Дидактическая игра: «Один - много»
Морской лев - … морские львы
Добрый кашалот - … добрые кашалоты
Черный краб - … черные крабы
Серый дельфин - … серые дельфины
Морской конёк -… морские коньки
Морской ёж - … морские ежи
Ядовитая медуза - … ядовитые медузы
Морская змея - … морские змеи
3. Игра «Какое слово не подходит?»
Прослушай ряд слов, назови лишнее
слово в ряду и объяснить свой выбор.
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
4 .Игра «Посчитай до пяти»
Один кит, два кита, три кита, четыре кита, пять китов.
Один краб, два краба, три краба, четыре краба, пять крабов.
Один дельфин, два дельфина,
три дельфина, четыре дельфина, пять дельфинов.
Один осьминог, два осьминога, три осьминога, четыре осьминога, -
пять осьминогов
Одна ракушка, две ракушки, три ракушки, четыре ракушки, пять ракушек.
5. Игра«Какие это рыбы?»
Ёрш, сом, пескарь живут в реке – это … (речные рыбы);
Камбала, горбуша, сельдь живут в море – это …
Карп, карась, плотва живут в озере – это …
Золотая рыбка, гуппи, скалярия живут в аквариуме – это ...
6 . Игра«Чей хвост, чья голова?»
Сом – сомовий хвост, сомовья голова;
Акула – акулий хвост, акулья голова;
У щуки плавники –(щучьи) У лягушки лапки – (лягушачьи)
У рыбы глаза –(рыбьи) У черепахи панцирь –(черепаший)
У дельфина глаза –(дельфиньи) У сома усы чьи? (сомовьи)
У судака хвост чей? (судачий)У окуня туловище чьё? (окуневое)
7.Игра « Скажи наоборот».
Я
Я начинаю предложение, вы заканчиваете, подобрав слово-«наоборот».
Морская вода соленая, а колодезная... пресная.
Морская вода теплая, а колодезная... холодная.
Колодезная вода мягкая, а морская... жесткая.
Морская вода мутная, а колодезная... прозрачная.
8.Игра «Великан и Гномик на прогулке».
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …Великан поймал ерша, а Гномик – …
9.Пересказ рассказа «Лёвушка-рыбак» И.Гуревич
Смотрел-смотрел Лёвушка, как старшие братья в озере рыбу ловят,
и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку
снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удочку, банку с червями,
объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова.
«Спасибо, - ответил Лёвушка, - я большую рыбу поймаю».
Начал он удить – сразу большая попалась! Тянул он её, тянул, а вытянуть не может.
Пришлось Лёвушке раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит – а это и не рыба
вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился.
Шёл Лёвушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»
Вопросы к рассказу. Как начиниается рассказ? Чего захотелось Лёвушке?
Что сделал Лёвушка? Как вы понимаете слово снарядить?
Как дедушка собирал внука на рыбалку?
Что значит пожелал хорошего улова?
И что обещал дедушке? Что произошло на озере?
Каким же был улов?
О чем он думал, когда шёл домой?
Хорошо ли хвастаться?
Буква и звук Ч.
Звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой. Звукослоговой анализ слов
Акула, меч. Придумать слова со звуком Ч –мяч, чудо, чек.
Словарь: — существительные: весна, март, апрель, май, оттепель,
сосулька, проталина, ручей, грач
уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба,
ольха, половодье;
— прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый,
снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый;
— глаголы: таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать.
- Игра « Назови ласково»
продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
например: цветок – цветочек, лист – листочек, проталина – проталинка и т.д.
мама – мамочка, мамулечка, бабушка – бабулечка.
2. Игра «Один – много»
упражнять в образовании существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах.
например: ребёнок – дети, мама – мамы, бабушка - бабушки и т.д.; много детей,
подарков, поздравлений
лужа – лужи, проталина – проталины, почка – почки, дерево – деревья,
дождь – дожди и т.д.
3.Игра «Сосчитай до 5»
учить согласовывать числительные с существительными
например: один цветок, два цветка, пять цветов, одна лужа, две лужи, пять луж и т.д.
одна мама, трое детей, пять внуков и т.д.
4.Игра«СКАЖИ, КАКОЙ»
упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Н например: одежда для весны - весенняя, сапоги из резины – резиновые и т.д.
5.Игра«СКАЖИ НАОБОРОТ»
усвоение слов-антонимов.
например: глубокая лужа – мелкая лужа, зимой солнце холодное, а весной – тёплое, зи
мой снег чистый, а весной - грязный и т.д.
6. Игра «ЧТО СДЕЛАЛИ?» образование приставочных глаголов.
например:
Цветёт – расцветает – зацветает – отцветает и т.д.
7.Игра«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД, ПО, ОКОЛО
например: капель капает с крыш, на крышах – сосульки, под ногами – лужи,
над головой – солнышко и т.д.
8.Игра «КТО БОЛЬШЕ?»
Образование родственных слов
например: мама – мамочка – мамуля, бабушка - бабуля и т.д.
9. Игра«СКАЖИ, КАКОЙ»
упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
например: мамина забота, бабушкины руки и т.д.
10. Игра«КАКАЯ?»
учить подбирать прилагательные к заданному существительному
например: мама добрая, ласковая, заботливая, красивая и т.д.
11. Игра «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия
к предмету.
например: мама заботится, любит, воспитывает и т.д.
12.Игра«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени
например: поздравлял - поздравляю и т.д.
13.Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Образование приставочных глаголов.
например: солит – пересолит - недосолит и т.д.
14. Игра«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
например: мама на работе, бабушка в магазине, идёт из магазина и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Дрозд – дроздок» Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост, | (Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.) |
Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются, | (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.) |
Зимой забываются. | (Снова машут сложенными накрест ладонями.) |
2.
Дыхательная гимнастика «Крылья»
Крылья вместо рук у нас и летим мы – высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.
1 – руки в стороны, поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки со словом «вниз» (выдох)
6 раз
3 .Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
- Повторяем «Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,
- чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.(пов.5-7 раз)
- «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком
- так, чтобы он всей своей массой в начале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом
(то медленно, то быстро). (пов.5-7 раз)
3. «Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать
из закрывать рот (как растягивают меха гармошки).
При этом растягивается подъязычная связка.
Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в
верхнем положении. (пов.5-7 раз)
4. Произносить долго звук Ж, широко открыв рот. Указательный палец подложить
под язык и производить им
колебания кончика языка (вправо – влево) (повт. 5-7 раз под счёт от 1 до 5).
(пов.5-7 раз).
4. Автоматизация звука р в словах, в предложениях.
*Запомни и повтори цепочку слов и предложений.
сера Серафим карапуз гороскоп зверобой заморозки | карась керосин саранча царапина соратник поросёнок | городки ярость сырость борозда сарафан хворост |
*Повтори предложения: Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей. На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья. Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны. Сороконожка ползёт по дорожке.Тамара испекла
румяный каравай. Из молока коровы делают мороженое. Рома дал Марусе
коробку карандашей.
*Проговори стихи.
У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители
Бобры – речные жители.
В. Лившиц.
* * *
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
С. Маршак.
Егор и забор.
Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
- Куд-куда! — кричит петух.
Оборвёшь все перья в пух!
Буква и звук Ч.
Звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Дифференциация Ц-Т –С –Ч.
Звукослоговой анализ слов: МАРТ, ВЕСНА
— существительные: родина, страна, государство, край, Россия,
граница, столица;
— прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;
- глаголы: любить, беречь, охранять.
1.Игра «Скажи иначе» (подбор синонимов).
Например:
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
2.Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух; грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Учитель – логопед предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
Россия, российский, роса, Россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.
3. «Чего много?» (родительный падеж множественного числа)
В нашей стране много (чего?) полей.
(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы,
равнины, поселки, деревни, луга)
- «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного
числа существительных)
Мы любуемся (чем?) полем, полями.
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)
- «Назови ласково» (образование существительных в
уменьшительно - ласкательной форме)
Лес - лесок
(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)
6. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна река, две реки, пять рек
(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,
здание, государство, памятник, фонтан, дом)
7. «Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор)
Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург.
Парк, сквер, сад, лес.
Машина, улица, площадь, проспект.
Река, пруд, мост, озеро.
Город, дом, деревня, поселок.
8. Игра «Подбери признаки» (не менее трех признаков):
Россия?(какая?) -…
Город (какой?) – …
Дом (какой?)
9. Игра «Подбери действия» (не менее не менее трех действий):
горожане (что делают) – …
10. Назови ласково:
город – городок
деревня - деревушка
дом-домик
родник-родничок
11. Сосчитай, сколько слогов в словах:
Родина -
Род -
Родник -
Родители -
Родной -
Родственники –
12.Игра «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России - Россияне.
В Италии живут –
В Англии –
В Испании –
В Америке –
Во Франции –
В Германии –
В Китае –
В Грузии –
Молодцы, как много стран и их жителей мы назвали.
13. А теперь ответьте на такой вопрос. Какие 3 отличительных символа есть у любой страны, в том числе и у России ( гимн, герб, флаг).
14. Игра «Города России»
Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять
умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Учитель - логопед предлагает детям разделить на слоги слова —
названия городов России:
Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,
Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.
15. Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение
определять последовательность звуков в слове.
Ход игры. Учитель – логопед предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковролинографе, либо нарисовать в тетрадях).
Слова: Тула, Псков, Сочи.
Развитие общих речевых навыков.
Чистоговорка
Цель: работать над чёткостью дикции.
Жура-Жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
П. Воронъко
Игра «Объясни пословицы»
Цель: развивать слуховое внимание, учить связному
монологическому высказыванию.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Москва — сердце России.
Человек без родины — соловей без песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по развитию речи по лексическим темам для подготовительной группы
В пособии предлагается дидактический материал по лексическим темам. Каждая лексическая тема представлена грамматическими заданиями, а также заданиями на развитие слухового внимания и связной реч...
Вопросы для повторения лексической темы "Зима". Подготовительная группа.
Вопросы для повторения и закрепления лексико- грамматических категорий по теме "Зима". Подготовительная группа. Дети с ОНР....
Лексическая тема «Игрушки» подготовительная группа
занятия для детей подготовительной группы....
Лексическая тема "Транспорт" подготовительная группа
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе по теме «Транспорт»...
Словарь по изучаемым лексическим темам в подготовительной группе
Подбор глаголов, прилагательных и существительных по всем лексическим темам...
Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной группе.
Научить сравнивать предметы по разным назначениям....
СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
В данном материале подобраны стихотворения ,которые можно использовать для заучивания в подготовительной группе...