Речевая готовность ребёнка к школе
консультация по логопедии
Крнсультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
(консультация для родителей дошкольников)
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жёсткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- Правильное произношение всех звуков;
- Умение различать звуки речи на слух;
- Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
- Словарный запас;
- Сформированность грамматического строя речи;
- Связную речь;
- Речевую коммуникацию
Звукопроизношение и фонематический слух
Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:
1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),
2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),
3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.
Слоговая структура слова.
Ребёнку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
* Назови животных и их детёнышей.
У курицы – цыплёнок; у кошки… у собаки… у коровы...
у медведя… и т.д.
* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.
Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.
* Назови, одним словом каждую группу предметов.
Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.
* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.
* Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО? а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что? заяц…, книга…, ребёнок…, рубашка…т.д.
* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.
Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…и т.д.
* Отгадывание загадок.
* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.
Грамматический строй речи
Сформированность грамматического строя речи – ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
* Назови предметы в единственном и множественном числе.
Котёнок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, вы…, он …, они… и т.д.
* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. (Выходит из воды. Загорает у воды). Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
- составлять рассказ по картинке, по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обратите внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация
- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
- уметь слушать и понимать речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...