"Звук Ш" - конспект индивидуального занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Чайка»
Конспект индивидуального занятия.
Тема: «Звук Ш»
(«Автоматизация звука Ш в слогах и словах на «ША»).
Учитель – логопед:
Валгина В.В.
п. Мотыгино
2021г.
Цель: Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах
Задачи:
- Тренировать правильное произношение изолированного звука Ш, в открытом слоге ША и в словах, содержащих слог ША;
- Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ША), слов с прямым слогом ША;
- Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
- Тренировать детей в употреблении слов в И.п. множественного числа существительных;
- Тренировать детей в составлении простых предложений, в составлении схем предложений;
- Развивать память, мышление;
- Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ш; карточки для характеристики звука Ш, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушки Миша и Маша, из мультфильма «Маша и медведь».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .
- Организационный момент
Логопед: Здравствуй! Ты любишь смотреть мультфильм «Маша и медведь»? Смотри, кто сегодня к нам пришли в гости. Это герои мультфильма, Маша и Миша (выставляются игрушки) .
Послушай, какой звук в их именах одинаковый, повторяется. МИШШША, МАШШША? (звук Ш).
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком.
- Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про вкусную кашу.
«Вкусная каша»
Мише кашу я сварю: Вращайте кистями рук,
В миску молока налью, Сожмите кулачки и сделайте движение, как будто наливаете из стакана.
Положу туда крупу Пальцем каждой руки соберите в щепотку, делайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту. Раскройте ладони.
Будет каша хороша! Похлопайте в ладошки.
Кушай, Миша, не спеша! Пригрозите пальчиком.
Логопед: Покажи нашим героям, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику. (Ребенок смотрит на карточки и выполняет комплекс упражнений на шипящие звуки).
- Изолированное проговаривание звука.
Логопед: Наши друзья хотят сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний».
Посмотри, Маша тебе дает карточку, на которой нарисовано четыре предмета:
ШАПКА, ПЛАТЬЕ, ФУТБОЛКА, ШОРТЫ
Посмотри внимательно и ответь, какой предмет лишний?
Ребенок: - шапка.
А Миша принес карточку, на которой нарисованы:
КЕДЫ, КРОССОВКИ, ШАРФ, ТУФЛИ
Логопед: Что лишнее на карточке у Миши?
Ребенок: шарф.
Логопед: правильно, послушай и скажи, какой первый звук в слове ШШШАПКА, ШШШАРФ? (звук Ш)
Давай долго протянем звук ШШШШШШШ
Логопед: Расскажи нашим героям как мы произносим звук Ш:
- Губы округлены,
- Зубки заборчиком,
- Кончик языка за верхними зубами,
- Язычок чашечкой,
Воздушная струя теплая.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ш и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ЗМЕИ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш ).
Логопед: Давай расскажем Маше и Мише, что мы знаем о звуке Ш, какой он?
Ребенок, используя схему для характеристики звуков, рассказывет, что звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.
Звук Ш обозначается буквой Ш .
Логопед: Научим правильно составлять из палочек букву Ш.
Сколько понадобиться палочек чтобы ее составить?
Ребенок: четыре.
Логопед: Как расположены палочки?
Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в игру «Отгадай словечко». Маша будет говорить начало слова и бросать тебе мяч, а ты должен добавить слог «ША» и отгадать слово, которое она загадала и повторить слово целиком:
МА - …ША (МАША)
ДА - …ША (ДАША)
КА - …ША (КАША)
СА - …ША (САША)
МИ - …ША (МИША)
ПА - …ША (ПАША)
КРЫ -…ША (КРЫША)
ЛАП - …ША (ЛАПША)
КАТЮ-…ША (КАТЮША) и др.
Логопед: Миша любит в реке ловить рыбу, а тебе предлагает «поймать» звук Ш (игра «Поймай звук») - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ш:
А, Ш, У, Ш, С, М, Ш, К, П, Ш, Р, Ш, И, Ж, Б, Ш и др.
Логопед: Маша с Мишей любят играть в игру «Попугай», где надо повторять за ведущим слоги, правильно расставляя ударения. Вот и нам предлагают поиграть в эту игру.
«Попугай, попугай! Ты за нами повторяй!»
ША-ша-ша
ша-ША-ша
ша-ша-ША
Логопед: Слог ША, давай покажем Мише и Маше, как мы можем слог ША разложить на звуки.
Какой первый звук?
Ребенок: звук Ш. (СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ).
Логопед: Какой второй звук?
Ребенок: звук А. (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)
Логопед: Выложи слог фишками, сверху положи буквы.
Логопед: Миша предлагает сыграть в Игру «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ним:
Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаль, шашки, шалаш, Маша, Даша, Саша, Ириша, Паша, Миша, Глаша, Кирюша, Андрюша, наша, Ксюша, крыша, ваша, Наташа, чаша, шарик, шампунь, шанс, шапито.
Логопед: Давай выучим чистоговорки про наших друзей:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – Миша едет не спеша.
Ша-ша-ша – кушай, Миша, не спеша.
Ша-ша-ша – моет Маша малыша.
Логопед: Наши друзья просят тебя вспомнить, какие слова были лишними в игре «Четвертый лишний»
(шапка, шарф)
Логопед: Давай их посчитаем:
Ребенок: ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ, ТРИ ШАПКИ, ЧЕТЫРЕ ШАПКИ, ПЯТЬ ШАПОК.
ОДИН ШАРФ, ДВА ШАРФА, ТРИ ШАРФА, ЧЕТЫРЕ ШАРФА, ПЯТЬ ШАРФОВ.
Логопед: Скажи ласково, не ШАПКА, а …ШАПОЧКА.
Не ШАРФ, а …ШАРФИК.
Одна ШАПКА, а много это (что?)– ШАПКИ.
Один ШАРФ, а много это (что?) – ШАРФЫ.
Логопед: Составь предложение со словом ШАПКА (ШАРФ).
Составь схему предложения.
Логопед: Игра «Запомни-повтори»
Наши герои предлагают сыграть еще в одну игру – они назовут несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ШАПКА – ШАЙБА – ШАГИ – ШАЛАШ – ШАРИК
МЫШАТА – КАША – УШАНКА – ЛОШАДКА - ШАШКИ
Итог:
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ш)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
"Автоматизация звука Ш" конспект индивидуального занятия
quot;Автоматизация звука Ш" конспект индивидуального занятия...
Звук С. Конспект индивидуального занятия.
Конспект индивидуального занятия на звук "С" с использованием авторского речевого материала....
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...