Лексическая тема: «ВЕСНА»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ВЕСНА» (старшая группа)
1.Лексика.
Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, грач…
Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий
Глагол: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать…
2.Лексико - грамматический строй речи.
1. Д/и «ПОЧЕМУ?» Составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО
Например: - Почему тает снег?
- (Снег тает, потому что пригревает солнце.)
- Почему бегут ручьи?
- Почему набухают почки?
- Почему прилетают птицы?
2. Игра «Чего не бывает весной?»
Образец ответа: «Весной не бывает метели… (листопада, мороза…)
3. Упр. «Закончи предложение»
- Погода весной бывает (какая?)…
- Солнце весной (какое?)…
- Сосульки весной (что делают?)…
- Снег (что делает?)…
- Ручьи (что делают?)…
- Птицы (что делают?)…
4. Д/и «Один – много» (сущ. мн.ч в Р.п)
Лужа – много луж, ручей – много ручьев, птица - …, гнездо - …, почка - …, луч - …,
5. Игра «Назови ласково»
Луч – лучик, облако – облачко, лужа – лужица, почка – почечка…
6. Игра «Посчитай»: одна сосулька, ….пять сосулек,…десять сосулек.
3. Развитие общих речевых навыков
1. Формирование длительного вокализованного выдоха. Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у», «А-э-о-у-ы-и», «А-о-у-и»
Пропевание гласных от одного до шести на одном выдохе (постепенно увеличиваем количество гласных звуков: а-э-о-у-ы-и
2. Интонационная выразительность речи. Вопросительная и восклицательная интонация.
ВЫУЧИТЬ!!! «Диалог Зимы и Весны»
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
4. Мелкая и общая моторика.
1. Пальчиковая гимнастика «Алые цветки»
Наши алые цветки, выполнять действия в соответствии с содержанием
Раскрывают лепестки. стихотворения
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
2.Координация речи с движение «Клен».
За окном сосулька тает, дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх; наклоны туловища влево – вправо, влево-вправо
Разжимает, разжимает руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка
И, едва растает снег, наклоны
Мне зеленую ладошку поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу
Клен протянет раньше всех. правые ручки – рукопожатие
3. Пространственные представления: «Найти, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
5. Развитие слухового внимания
1. Ритмические рисунки «Капель». Развитие чувства ритма.
Воспроизведение ритма по наглядной основе. Ребенок проговаривает, хлопает в ладоши, использует бубен, металлофон, воспроизводя заданный ритм.
2. «Прошагаем загадку»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весна)
«Хлопни в лодоши». Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
6. Связная речь
Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Весна.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
(Объяснить словосочетание: набухают почки, теплые страны, вить гнезда)
7. Психогимнастика
1. Изобразить зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
2. Представить себя: говорливым ручьем, печальным снеговичком, плачущей сосулькой, пробивающимися из-под снега подснежником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"
Признаки ранней весны....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-817494-1474210914.jpg)
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1210994-1579962688.jpg)
лексическая тема "Весна. Признаки весны"
дидактические игры по лексической теме "Весна. Признаки весны"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-792546-1508572778.jpg)
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/26/picture-1002356-1677430659.jpg)
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.
Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....