Лексическая тема: «ВЕСНА»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Перцель Мария Николаевна

Материал для работы воспитателям ДОУ по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «ВЕСНА» (старшая группа)

1.Лексика.

Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, грач…

Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий

Глагол: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать…

2.Лексико - грамматический строй речи.

1. Д/и «ПОЧЕМУ?» Составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО

Например: - Почему тает снег?

- (Снег тает, потому что пригревает солнце.)

- Почему бегут ручьи?

- Почему набухают почки?

- Почему прилетают птицы?

2. Игра «Чего не бывает весной?»

Образец ответа: «Весной не бывает метели… (листопада, мороза…)

3. Упр. «Закончи предложение»

- Погода весной бывает (какая?)…

- Солнце весной (какое?)…

- Сосульки весной (что делают?)…

- Снег (что делает?)…

- Ручьи (что делают?)…

- Птицы (что делают?)…

4. Д/и «Один – много» (сущ. мн.ч в Р.п)

Лужа – много луж, ручей – много ручьев, птица - …, гнездо - …, почка - …, луч - …,

5. Игра «Назови ласково»

Луч – лучик, облако – облачко, лужа – лужица, почка – почечка…

6. Игра «Посчитай»: одна сосулька, ….пять сосулек,…десять сосулек.

3. Развитие  общих речевых навыков  

1. Формирование длительного вокализованного выдоха. Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у», «А-э-о-у-ы-и», «А-о-у-и»

Пропевание гласных от одного до шести на одном выдохе (постепенно увеличиваем количество гласных звуков: а-э-о-у-ы-и

2. Интонационная выразительность речи. Вопросительная и восклицательная интонация.

ВЫУЧИТЬ!!! «Диалог Зимы и Весны»

Говорит Весна:

- Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

- Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

- С крыши капает вода?

- Да! Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

- Ах! Ах! Ах! Ах!

- А на речке треснул лед?

- Вот так! Так вот!    

                         

4. Мелкая и общая моторика.

  1. Пальчиковая гимнастика «Алые цветки»

Наши алые цветки,        выполнять действия в соответствии с содержанием

Раскрывают лепестки.        стихотворения

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

2.Координация речи с движение «Клен».

За окном сосулька тает,        дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

Ветер тучи рвет в клочки.        руки вверх; наклоны туловища влево – вправо, влево-вправо

Разжимает, разжимает            руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.        4 прыжка

И, едва растает снег,        наклоны

Мне зеленую ладошку        поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу

Клен протянет раньше всех.        правые ручки – рукопожатие

3. Пространственные представления:  «Найти, что спрятал художник».

На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.

5. Развитие слухового внимания

 1. Ритмические рисунки «Капель». Развитие чувства ритма.

Воспроизведение ритма по наглядной основе. Ребенок проговаривает, хлопает в ладоши, использует бубен, металлофон, воспроизводя заданный ритм.

2.  «Прошагаем загадку»

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весна)

 «Хлопни в лодоши». Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

6. Связная речь 

Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.

                                                  Весна.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

(Объяснить словосочетание: набухают почки, теплые страны, вить гнезда)

7. Психогимнастика  

1. Изобразить зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.

2. Представить себя: говорливым ручьем, печальным снеговичком, плачущей сосулькой, пробивающимися из-под снега подснежником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...

лексическая тема "Весна. Признаки весны"

дидактические игры по лексической теме "Весна. Признаки весны"...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.

Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....

Лексическая тема "Весна. Признаки весны"

Дидактические игры и упражнения по теме "Весна"...