Лексическая тема: «ВЕСНА»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ВЕСНА» (старшая группа)
1.Лексика.
Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, грач…
Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий
Глагол: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать…
2.Лексико - грамматический строй речи.
1. Д/и «ПОЧЕМУ?» Составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО
Например: - Почему тает снег?
- (Снег тает, потому что пригревает солнце.)
- Почему бегут ручьи?
- Почему набухают почки?
- Почему прилетают птицы?
2. Игра «Чего не бывает весной?»
Образец ответа: «Весной не бывает метели… (листопада, мороза…)
3. Упр. «Закончи предложение»
- Погода весной бывает (какая?)…
- Солнце весной (какое?)…
- Сосульки весной (что делают?)…
- Снег (что делает?)…
- Ручьи (что делают?)…
- Птицы (что делают?)…
4. Д/и «Один – много» (сущ. мн.ч в Р.п)
Лужа – много луж, ручей – много ручьев, птица - …, гнездо - …, почка - …, луч - …,
5. Игра «Назови ласково»
Луч – лучик, облако – облачко, лужа – лужица, почка – почечка…
6. Игра «Посчитай»: одна сосулька, ….пять сосулек,…десять сосулек.
3. Развитие общих речевых навыков
1. Формирование длительного вокализованного выдоха. Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у», «А-э-о-у-ы-и», «А-о-у-и»
Пропевание гласных от одного до шести на одном выдохе (постепенно увеличиваем количество гласных звуков: а-э-о-у-ы-и
2. Интонационная выразительность речи. Вопросительная и восклицательная интонация.
ВЫУЧИТЬ!!! «Диалог Зимы и Весны»
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
4. Мелкая и общая моторика.
1. Пальчиковая гимнастика «Алые цветки»
Наши алые цветки, выполнять действия в соответствии с содержанием
Раскрывают лепестки. стихотворения
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
2.Координация речи с движение «Клен».
За окном сосулька тает, дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх; наклоны туловища влево – вправо, влево-вправо
Разжимает, разжимает руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка
И, едва растает снег, наклоны
Мне зеленую ладошку поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу
Клен протянет раньше всех. правые ручки – рукопожатие
3. Пространственные представления: «Найти, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
5. Развитие слухового внимания
1. Ритмические рисунки «Капель». Развитие чувства ритма.
Воспроизведение ритма по наглядной основе. Ребенок проговаривает, хлопает в ладоши, использует бубен, металлофон, воспроизводя заданный ритм.
2. «Прошагаем загадку»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весна)
«Хлопни в лодоши». Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
6. Связная речь
Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Весна.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
(Объяснить словосочетание: набухают почки, теплые страны, вить гнезда)
7. Психогимнастика
1. Изобразить зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
2. Представить себя: говорливым ручьем, печальным снеговичком, плачущей сосулькой, пробивающимися из-под снега подснежником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"
Признаки ранней весны....
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»
Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...
лексическая тема "Весна. Признаки весны"
дидактические игры по лексической теме "Весна. Признаки весны"...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.
Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....
Лексическая тема "Весна. Признаки весны"
Дидактические игры и упражнения по теме "Весна"...