Картотека "Звуковой анализ"
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека по звуковому анализу для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_zvukovomu_analizu.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Условные обозначения
1. Условные обозначения: гласный звук - красный квадрат; твердый согласный
— синий квадрат; мягкий согласный — зеленый квадрат; слог — короткая
полоска; слово — длинная полоска.
2. Закрепить с детьми:
а) слова делятся на части (слоги);
б) слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько
согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
в) слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово — папа,
слог — па, звук — и, а);
г) мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
д) можно сосчитать количество и порядок слов в предложении (без предлогов и
союзов). Например: Таня купила яблоко. (В этом предложении 3 слова: 1-е слово
— Таня, 2-е — купила, 3-е- яблоко.);
е) есть короткие слова (предлоги): на, под, в, из, над, у. Короткие слова
соединяют слова в предложения;
ж) при. анализе предложения мы считаем и длинные, и короткие слова. Коля
пьет сок (3 слова). Коля пьет сок из стакана (5 слов).
Карточка 2. Звук у
- Звук у — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси
звук у 2 — 3 раза медленно и четко. - Хлопни в ладоши, если услышишь звук у: и — у - ы — у - а - у — и - у -
а — и - ы — у — а — у — у — а — и — у. - Назови 1-й звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла,
ослик, окна, удочка.
- Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
звук у первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод. - Определи, в каких словах слышится звук у: муха, дом, паук, мак, кот, утка,
сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина. - Определи позицию звука у в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.
- Выучи:
Устала утка на пруду Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Карточка 3. Звук а
- Звук а - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язык отодвинут
назад. Произнеси звук а 2 —3 раза медленно и четко. - Подними руки, когда услышишь звук а: и — у — а — о — у - а и — а — а -
ы — а — у — о — а — у — а и.
- Назови 1-й звук в словах: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако,
арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия. - Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
первый звук а: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука,
автобус. - Послушай и назови, в каких словах слышится звук а: утюг, аист, индюк,
Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука. - Определи позицию звука а в словах: Алик, танк, .мука, аист, мак, пила.
- Выучи:
Аист, азбука, айва Начинаются на а.
Карточка 4. Звук и
- Звук и - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук и, губы улыбаются, язык находится внизу.
Произнеси звук и медленно и четко 2 — 3 раза. - Открой глаза, когда услышишь звук и: и - о - у — а - и – у - и - о - э - и.
- Назови 1-й звук в словах: ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры,
угол, иглы, обувь, иволга. - Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
звук и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк. - Определи, в каких словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина,
утка, петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна. - Определи позицию звука и в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.
- Выучи:
Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.
Карточка 5. Звук о
- Звук о ~ гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук о, губы округлены. Произнеси звук о
медленно и четко 2 — 3 раза. - Подними руку, когда услышишь звук о: о - и - у — о - а - и - о - и - о -
у— а — и — о — и — о — у — о - Назови 1-й звук в словах: Оля, Аня, утка, ива, обувь, аист, уши, иней, азбука,
улица, Ира, окна. - Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
звук о первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод. - Определи, в каких словах слышится звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом,
паук, кот, бинт, яйцо. - Определи позицию звука о в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.
7. Отгадай и выучи:
Вот так дом — одно окно,
А в окне идет кино.
(Телевизор.)
Карточка 6. Звук э
1. Звук э - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке, язык внизу. Произнеси
звук э медленно и четко 2 — 3 раза.
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук э: и — э — о — у — э - а — э — и - о
-у — э — о — у — э. — а — и — э. - Назови 1-й звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля,
иней.
- Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
первый звук э: Эмма, Эдик, эхо. Эля. - Определи, в каких словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо,
паук, Эля, муха, Аня, утка. - Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф,
этикетка. - Выучи:
Эхо, эхо, вот потеха!
8. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий
звуки: ау, а, и, аэ, эаи, уиэ.
Карточка 7. Звук ы
1. Звук ы - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не
встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы улыбаются, язык внизу
за зубами. Произнеси звук ы медленно и четко 2 — 3 раза.
- Открой глаза, когда услышишь звук ы: ы - а - и - э - ы - у - о - ы - и
о — и — у — э — ы. - Назови 1-й звук в словах: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, утка, осень, иволга,
Эму. - Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
звук ы слышится в середине и в конце: дым, дыня, тыква, бык, коты, бинты. - Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка,
тыква, паук, бык, бинт, дубы.
6. Определи позицию звука ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы,
ноты, бегемоты, дыня.
7. Выучи:
Когда ноги вы,
Когда ноги мы,
Когда ноги ты, Тогда ноги вымыты.
Карточка 8. Гласные звуки
- Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь,
тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом,
называются гласными.) - Назови, сколько всего гласных звуков. (6 — а, о, и, ы, у, э.) 3. Вспомни и
назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, э, у.
4. Повтори ряд звуков: а - о - у - и; у - э - о - а; и - о – ы - у; о - э - у — ы и т.д.
Карточка 9. Звук п
1. Звук п - согласный звук, твердый. При произнесении звука п губы
смыкаются, язык лежит внизу. Губы — это преграда для воздушной струи. Звук
п глухой, произносим его без голоса. Произнеси звук и быстро и четко 2 — 3
раза.
- Повтори за мной: an - on - yn; an - yn - on; on —yn - an; an - on — yn -un; on - yn - un - an; yn - un - an - on.
- Сделай звуковой анализ обратного слога.
Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая последовательно 1-й и 2-й звуки: an, on, yn, un.
- Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком и в начале
слова: поляна; паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемет.... - Определи, в каких словах слышится звук и: паук, мак, муха, бант, танк,
пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто. - Отхлопай слово. Назови, сколько частей (слогов) в таких словах: папа,
панама, липа, пух, паук, пулемет, плита, потоп, топ.
7. Закрепи произношение звука и в словах. Игра «Чего не стало». Образец: паук
нет паука, пауки - нет пауков. Слова: липа, пакет, пальма, панама, поляна,
подкова.
8. Выучи скороговорку: От топота копыт
Пыль по полю летит.
Карточка 10. Звук т
1. Звук т согласный звук, твердый. При произнесении звука т рот
приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим его без голоса,
т звук глухой. Произнеси звук т быстро и четко 2 — 3 раза.
- Повтори за мной: am - от —ут - ит; от —ут - ит; ут - ит - am -- от;
ит - am - от- ут. - Сделай звуковой анализ обратного слога.
Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая 1-й и 2-й звуки: am, ут, ит.
- Нарисуй предметы со звуком т в начале слова: Тома, тыква, Таня, тополь,
танк, туфли. - Отхлопай слово. Назови количество частей (слогов) в слове.
6. Игра «1, 2, 5».
Образец: тополь - 2тополя, 5 тополей. Слова: тыква, Таня, танк, туфли.
7. Выучи скороговорки:
У кита китовый бок.
Вика и Ника идут в кино.
Карточка 11. Согласные звуки
- Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных
звуков на пути воздушной струи образуется преграда.) - Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)
- Назови пройденные согласные звуки. (П — т — к.)
- Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие;
различие в том, как образуется преграда: п - губами, т - кончиком языка, к
спинкой языка.)
Карточка 12. Звуки и — т — к
1. Повтори звуки п — т - к. Назови слова со звуками п, т, к (3 — 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.
- Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп,
бант, индюк. - Запомни и повтори: па - ка - та; ка - та - па; ко - то - по; ак - an - am.
- Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина, батон, туфли,
пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (В слове пеликан - 3 слога: 1 -й —
пе, 2-й — ли, 3-й — кан.) - По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трех слов. (Паук
плетет'паутину. Паук, паутина опорные слова.) - Повтори скороговорки:
Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
Карточка 13. Звук х
1. Звук х — согласный, твердый, глухой (произносим без голоса). Когда
произносим звук х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного,
кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом.
Произнеси звук х 2 — 3 раза.
2. Определи позицию звука.* в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех,
хоккей (дети делают иллюстрации к этим словам - названиям).
- Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
- Закрепи звук х в произношении. Игра «Один — много». Образец: поход
походы. Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах. - Объясни пословицы:
Делано наспех, сделано на смех.
Поспешишь, людей насмешишь.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
- Выучи скороговорку:
Хохотуньи хохотали:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хохотали: ха-ха-ха,
Увидали петуха.
Карточка 14. Звук хь
- Звук хь - согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без
голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка, прижатая к нёбу. Когда
произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз
и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси
звук хь 2 — 3 раза. - Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый,
голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак,
духи.
3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни
интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи_, Хе — хе — хе. Хе — хе — хе^
- К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или Р сделай рисунки
в тетрадке, определи позицию звука хь в словах. - Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много — один»
О б р а з е ц: мухи --муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи. - Выучи чистоговорку:
Хи-хи-хи,
Хи-хи-хи,
В поле пели петухи.
Карточка 15. Звук ль
- Звук ль - согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются,
кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль
2 — 3 раза. - Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.
- Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка,
медаль, билет, лента, пальто.
4. Закрепи звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: олени
- нет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.
5. Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 — «Что у
кого?»: У Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).
6. Выучить скороговорку:
Мы еле, еле
Поймали налима на мели.
Карточка 16. Звук й
1. Звук й - согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы
улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой.
Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук й 2 — 3 раза.
2. Подбери и приклей или нарисуй картинки к словам-названиям со звуком п.
3. Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей,
воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.
- Сделай звуко-слоговой анализ слов: май, майка.
- Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.
- Закрепи звук п в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»: йод -
нет йода и т.д. - По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.
- Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Чайник, на, стоит, стол. Лайка, нота, лает, на, громко. На, соловей, поет,
ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях? - Запомни чистоговорку:
Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И дальше поехали.
Карточка 17. Звук б
1. Звук б - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы
крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая;
произносится с голосом. Произнеси звук 6 2 — 3 раза.
2. Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.
3. Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон,
автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака,
соболь, бумага, азбука, кабан.
- Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
- Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; баи, ба, ра; ба, шка, бу.
- Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец: бант
бантик. Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.
7. Составь по картинкам 5 — 6 предложений. Сосчитай, сколько слов в
предложении.
8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать,
в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.
- Запомни чистоговорку:
Бан-бан-бан-бан- по лесу идет кабан. Бы-бы-бы-бы- на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу-бу- сидит дятел на дубу.
Бо-бо-бо-бо- все мы любим «би-ба-бо».
Карточка 18. Звук д
1. Звук д - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы
округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется,
воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2 — 3 раза.
- Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.
- Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша;
звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда. - Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
- Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лай; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка,
дуд; дат, сол. - Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом - 2 дома - 5 домов.
Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак. - Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на,
небо. Судак, плавать, в, река. - Запомни чистоговорку:
Да-да-да, да-да-да - моет руки нам вода.
Ды-ды-ды, ды-ды-дьт —. мы не можем без воды.
До-до-до, до-до-до - моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — сильно на руки подуй.
Карточка 19. Звук г
1. Звук г - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы
округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу.
Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2 — 3
раза.
- Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком г.
- Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка,
гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугаи; магазин, гвоздика. - Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
- Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, ка, гол; по, гай, пу; бу, га,
ма; ма, зин, га. - Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова:
гамак, голубь, вагон, попугаи, газета, губка, книга, гвоздика.
7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га!» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.
Карточка 20. Звук с
- Звук с - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с
губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые
края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у
альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук с 3 - 4 раза медленно и
четко. - Подбери рисунки в тетради к словам-названиям со звуком с.
3. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус,
добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.
- Сделай звуковой анализ слога са.
- Раздели слова на части (слоги), отхлопывая: саб, ко - сы, са — ни, а - на -
нас, са — мо — лет, но — сок.
- Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: сад
садик. Слова: лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын. - Закончи предложения и повтори их целиком: Саня и Соня— посадили ...
(сосну). В саду стоит высокая ... (сосна). Скамейку поставили под ... (сосну).
8. Выучи:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след.
Карточка 21. Звук сь
- Звук сь - согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь
губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная
струя холодная. Произнеси звук сь 3 — 4 раза медленно и четко. - Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо,
гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек; сетка, высь. Подготовь в
тетрадке рисунки к этим словам- названиям. - Сделай звуковой анализ слога су.
- Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой — какая— какое?» Синий,
синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными,
выбранными из задания 2.
5. Составь по картинкам предложения со словами: Сима, василек; Сема,
гусята; Вася, кисель; Люся, селедка.
6. Выучи стихотворение:
Мы сидим на лесенке,
И поём мы песенки.
Карточка 22. Звук з
- Звук з - согласный, твердый, звонкий, свистящий. Произносится так же, как
звук с, только с голосом (спинка языка поднята к альвеолам, широкий кончик
языка прижат внизу за зубами). Какая преграда для воздуха? Произнеси звук з
3 — 4 раза медленно и четко. - Определи позицию звука в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок,
замок, азбука, гнездо. Слова оформи иллюстративно в тетрадке. - Раздели слова на слоги: за над, ко за, за - но за, му - зы - ка, фа -
зан, зонт.
4. Закрепи звук з в произношении. Игра «Чего (кого) не стало?». Образец: козы
- нет коз. Слова: зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.
- По картинкам составь предложения со словами, выбранными из задания 2.
Игра «Что у кого?». У Зои ... зонт, ваза и т.д. У Лизы ... звонок, мозаика и т.д. - Выучи скороговорку:
Зонного зайку зовут Зазнайка. - Объясни выражение «знать на зубок». (Знать что-то очень хорошо.)
Карточка 23. Звук зь
- Звук зь - согласный, мягкий, звонкий (произносим так же, как звук сь,
только с голосом). Назови преграду для воздушной, струи. (Спинка языка
касается нёба.) Произнеси звук зь 3 - 4 раза, медленно и четко. - Определи позицию (в начале, в середине слова) звука зь в словах: Зина, земля,
изюм, земляника, газета, зима, музей, магазин, зяблик, обезьяна. Сделай
иллюстрации в тетрадке. - Сделай звуковой анализ слова суп.
- Закрепи в произношении звук зь. Игра «1, 2, 5». Согласуй числительные 1, 2,
5 со словами из задания 2 (кроме слов изюм, земля). - По .картинкам составь предложения со словами из задания 2. Что (кого?)
любит Зина? Зина любит землянику. И т.д. - Повтори:
Зи-зи-зи — сено отвези. Зе-зе-зе — сено дам козе.
Карточка 24. Звук ц
- Звук ц - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука ц
кончик языка ударяется о верхние зубы (т) и прячется за нижние зубы (с). Голос
не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идет по середине языка.
Произнеси звук ц 2— 3 раза. - Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком ц. Определи
позицию звука ц в словах: цыпленок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница,
птенцы, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница. - Сделай звуко-слоговой анализ слов: цветы, цапля.
- Закрепи произношение звука ц. Игра «Таня и Танечка». Образец:У Тани
голубое платье, а у Танечки голубенькое платьице. Лексический материал:
душистое мыло, теплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки. - Составь предложения по картинкам из 3 — 4 слов.
- Запомни чистоговорку:
Ца-ца-ца-ца — на лугу стоит овца.
Цы-цы-цы-цы — у синицы есть птенцы.
Цо-цо-цо-цо — на столе у нас кольцо.
Цу-цу-цу-цу — дам всем детям по кольцу.
Карточка 25. Звук ш
- Звук ш - согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении звука ш
губы вытягиваются вперед, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная
струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ш 3 — 4 раза медленно и четко. - Подбери и приклей картинки, определи позицию звука ш в словах: шапка,
шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш,
камыш, ландыш, шалаш. - Сделай звуко-слоговой анализ слов шкаф, штаны.
- Составь слово из слогов: ка, шап; душ, по, ка; на, ши; дыш, лан; ши, ма, на;
мы, ка, ши. - По картинкам измени слово. Игра «Один или много». Образец: шуба —
шубы и т.д. - По картинкам составь предложения из 3 — 4 слов. Сосчитай, сколько слов в
предложении. - Запомни чистоговорки.
Даша под душем
Моет шею и уши.
Тише, мыши, не шумите, Кашку Машку не будите.
На окошке мошку Ловит лапкой кошка.
8. Запомни и объясни пословицы:
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Карточка 26. Звук ж
1. Звук ж — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука ж губы вытягиваются дудочкой, широкий кончик языка поднимается вверх. Голос
образуется, воздушная струя теплая, сильная. Произнеси звук ж 2 — 3 раза медленно и четко.
2. Иллюстративно оформи в тетради слова со звуком ж.
3. Определи позицию звука ж в словах: жук, ужи, ежевика, жаба, ежи,
пиджак, желуди, медвежонок, лыжи, ножи, художник, сапожник, одежда,
жажда.
- Сделай звуко-слоговой анализ слов: жук, лыжи.
- Прохлопай слова, определи, сколько в них слогов: жаворонок, .жеребенок,
оранжерея, дирижер, этажерка, пирожное. - Закрепи звук ж в произношении. Игра «Кто у кого?». Образец: у лошади -
.жеребенок, .жеребята. У ежа — ..., у ужа — ..., у моржа — .... - Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Жук, летать, на, цветок. Уж, лежать, камушек, под. Морж, плыть, льдина, к.
Еж, бежать, в, норка. - Запомни чистоговорку:
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»
И жужжу, и жужжу.
Я живу; не тужу,
Я на ветке сижу.
Жук упал и встать не может—
Ждет он, кто ему поможет.
Карточка 27. Звук ч
- Звук ч - согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука ч
губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (т) вверх (ш),
голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ч 2 —-
3 раза. - Подбери и приклей картинки к словам-названиям, определи позицию звука ч:
чаи, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье,
мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич. - Сделай звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.
- Прохлопай трудные слова. Скажи, сколько слогов в словах: учитель,
песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка. - Закрепи звук ч в произношении. Игра «Назови ласково». Образец: мяч —
мячик. Слова: ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка,
стакан, кувшин. - Перескажи рассказ. Определи, сколько в нем предложений. Дедушка надел
очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: «Дедушка, дай мне очки, я
тоже хочу научиться читать книжки». Какая ошибка есть в рассказе? - Выучи чистоговорку:
Встретил ежонка бычок
И лизнул его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
— В рот не суй что попадётся!
Карточка 28. Звук щ
- Звук щ - согласный, глухой, мягкий. При произнесении звука ш губы
улыбаются, широкий кончик языка у верхних зубов, голос не образуется,
воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук щ 3 — 4 раза медленно и
четко. - Подбери рисунки к словам со звуком щ и наклей их в тетради. Определи
позицию звука щ в словах: щука, щи, щегол, щипцы, щавель, щетка, щенок,
щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ. - Сделай звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок.
- Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица,
экскават орщ ик, регулировщик. - Закрепи звук щ в произношении. Игра «Ещё больше». Образец: сила -
силище? Слова: рука, нога, кулак, сапог, голос.
6. Составь предложения (4 — 5) по картинкам. Скажи, сколько слов в
предложении.
- Перескажи рассказ «В роще». Сосчитай, сколько в нем предложений. Весной
в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах
щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат.
Щеглы носят им пищу. - Запомни чистоговорку:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Карточка 29. Звук л
- Звук л - согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык
упирается в зубы.) Когда произносим звук л, губы в улыбке, зубы видны, кончик
языка прижат к верхним зубам. Произнеси звук л 3 4 раза медленно и четко. - Определи позицию звука л в словах: лампа, вилка, пол, лодка, палатка,
голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел.
К словам-названиям подбери иллюстрации.
- Сделай звуковой анализ слов лампа, стол.
- Закрепи, звук л в произношении. Игра «Какой — какая — какое?». Учись
согласовывать прилагательные с существительными из задания 2. Образец:
белый мел, белая палатка, белое облако. - Составь предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила?
Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одеваю куклу. - Выучи:
Летят опилки белые, Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
7. Повтори скороговорку 3 раза:
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Карточка 30. Звук р
- Звук р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука р рот открыт,
губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется
голос, воздушная струя сильная, длительная. Произнеси звук р 3 - 4 раза четко. - Подбери картинки, поместив их в тетради, к словам-названиям со звуком р.
Определи позицию звука р в словах: рак, рама, рубашка, карандаш, барабан,
роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор,
комар, пар. - Сделай звуко-слоговой анализ слов крыша, рубашка.
4. Прохлопай и объясни слова. Скажи, сколько в них слогов. Термометр,
прожектор, проталины, оркестр, конструктор.
- Закрепи звук Р в произношении. Игра «Чего у нас нет?» (по картинкам).
- Составь 5 — 6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении ?
- Запомни чистоговорку:
Ра-ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры-ры — летят комары.
Ро-ро-ро-ро —- полное ведро.
Ру-ру-ру-ру — скачет кенгуру. - Перескажи рассказ. Сосчитай, сколько в нем предложений.
Ворона поймала рака. Рак попросил ворону: «Спой, ворона'» Ворона каркнула: «Кар-кар-кар!» Рак выпал и уполз.
Карточка 31. Звук рь
- Звук рь - согласный, звонкий, мягкий. При произнесении; звука рь губы
улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная
струя сильная. Произнеси звук рь 3 - 4 раза четко. - Сделай рисунки в тетради к словам-названиям со звуком рь. Определи
позицию звука рь в словах: репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк,
зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка,
грядка, абрикос, кастрюля. - Сделай звуко-слоговой анализ слов грибы, матрешка.
- Упражняйся произносить звук/ж Игра «Какой — какая?».
Образец: береза -- березовый сок, березовый лес; березовая ветка, березовая роща. Орех варенье, скорлупа, куст. Гриб соус, суп, дождь, пирог. Огурец
крем, рассол, салат. Абрикос — сок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз -корка, сок, варенье, семена.
5. Составь предложения по картинкам. Сколько слов в предложении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.
Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....
Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"
Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга
Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...