Картотека "Звуковой анализ"
картотека по логопедии (старшая группа)

Лукманова Яна Фанильевна

Картотека по звуковому анализу для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_po_zvukovomu_analizu.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1. Условные обозначения

1.        Условные обозначения: гласный звук -   красный квадрат; твердый согласный

—        синий квадрат; мягкий согласный — зеленый квадрат; слог — короткая
полоска; слово — длинная полоска.

2.        Закрепить с детьми:

а)        слова делятся на части (слоги);

б)        слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько
согласных. Есть слоги из одного гласного звука;

в)        слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово — папа,
слог — па, звук — и, а);

г)        мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;

д)        можно сосчитать количество и порядок слов в предложении (без предлогов и
союзов). Например:
Таня купила яблоко. (В этом предложении 3 слова: 1-е слово

—        Таня, 2-е купила, 3-е- яблоко.);

е)        есть короткие слова (предлоги):  на,  под,  в,  из,  над,  у.  Короткие слова
соединяют слова в предложения;

ж)        при. анализе предложения мы считаем и длинные, и короткие слова. Коля
пьет сок
(3 слова). Коля пьет сок из стакана (5 слов).

Карточка 2. Звук у

  1. Звук у — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
    преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси
    звук у 2 — 3 раза медленно и четко.
  2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук у: и — у  -  ы у - а  -   у и  - у -
    а — и   -  ы
    у а у у а и у.
  3. Назови 1-й звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла,
    ослик, окна, удочка.

  1. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    звук у первый:
    утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.
  2. Определи, в каких словах слышится звук у: муха, дом, паук, мак, кот, утка,
    сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина.
  3. Определи позицию звука у в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.
  4. Выучи:

Устала утка на пруду Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Карточка 3. Звук а

  1. Звук а -   гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
    преграды). Когда мы произносим звук
    а, рот широко открыт, язык отодвинут
    назад. Произнеси звук
    а 2 —3 раза медленно и четко.
  2. Подними руки, когда услышишь звук а: и у а о у - а     и а а -
    ы а у о а у а     и.
  1. Назови 1-й звук в словах: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако,
    арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.
  2. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    первый звук
    а: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука,
    автобус.
  3. Послушай и назови, в каких словах слышится звук а: утюг, аист, индюк,
    Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.
  4. Определи позицию звука а в словах: Алик, танк, .мука, аист, мак, пила.
  5. Выучи:

Аист, азбука, айва Начинаются на а.

Карточка 4. Звук и

  1. Звук и -  гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
    преграды). Когда мы произносим звук
    и, губы улыбаются, язык находится внизу.
    Произнеси звук
    и медленно и четко 2 — 3 раза.
  2. Открой глаза, когда услышишь звук и: и -  о  -   у а -   и – у -  и - о -  э - и.
  3. Назови 1-й звук в словах: ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры,
    угол, иглы, обувь, иволга.
  4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    звук
    и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк.
  5. Определи, в каких словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина,
    утка, петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна.
  6. Определи позицию звука и в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.
  7. Выучи:

Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

Карточка 5. Звук о

  1. Звук о ~   гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
    преграды). Когда мы произносим звук
    о, губы округлены. Произнеси звук о
    медленно и четко 2 — 3 раза.
  2. Подними руку, когда услышишь звук о: о  -   и -  у о   -  а - и -  о -  и - о -
    у
    а и —  о и о у — о
  3. Назови 1-й звук в словах: Оля, Аня, утка, ива, обувь, аист, уши, иней, азбука,
    улица, Ира, окна.
  4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    звук
    о первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод.
  5. Определи, в каких словах слышится звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом,
    паук, кот, бинт, яйцо.
  6. Определи позицию звука о в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.

7. Отгадай и выучи:

Вот так дом — одно окно,

А в окне идет кино.

(Телевизор.)

Карточка 6. Звук э

1.        Звук э - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает
преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке, язык внизу. Произнеси
звук
э медленно и четко 2 — 3 раза.

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук э: и э о у э - а э и - о
    э о у э. а и э.
  2. Назови 1-й звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля,

иней.

  1. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    первый звук э:
    Эмма, Эдик, эхо. Эля.
  2. Определи, в каких словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо,
    паук,
    Эля, муха, Аня, утка.
  3. Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф,
    этикетка.
  4. Выучи:

Эхо, эхо, вот потеха!

8.        Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий
звуки: ау,
а, и, аэ, эаи, уиэ.

Карточка 7. Звук ы

1.        Звук ы - гласный звук (его можно петь, тянуть,  воздушная струя  не
встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы улыбаются, язык внизу
за зубами. Произнеси звук
ы медленно и четко 2 — 3 раза.

  1. Открой глаза, когда услышишь звук ы: ы -  а  -   и  -  э  -   ы - у -  о  -   ы  -  и
    о
    и у э ы.
  2. Назови 1-й звук в словах: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, утка, осень, иволга,
    Эму.
  3. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых
    звук
    ы слышится в середине и в конце: дым, дыня, тыква, бык, коты, бинты.
  4. Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка,
    тыква, паук, бык
    , бинт, дубы.

6.        Определи позицию звука ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы,
ноты, бегемоты, дыня.

7.        Выучи:
Когда ноги
вы,
Когда ноги мы,

Когда ноги ты, Тогда ноги вымыты.

Карточка 8. Гласные звуки

  1. Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь,
    тянуть, которые произносятся легко, свободно,  без преграды  и с голосом,
    называются гласными.)
  2. Назови, сколько всего гласных звуков. (6 — а, о, и, ы, у, э.) 3. Вспомни и
    назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, э, у.

4. Повтори ряд звуков: а  -  о  -  у -   и; у -   э  -  о -  а; и -   о – ы -  у; о -  э -  у ы  и  т.д.

Карточка 9. Звук п

1.        Звук  п   -   согласный   звук,  твердый.   При   произнесении   звука  п  губы
смыкаются, язык лежит внизу. Губы — это преграда для воздушной струи. Звук
п глухой, произносим его без голоса. Произнеси звук и быстро и четко 2 — 3
раза.

  1. Повтори за мной: an -  on  -  yn; an -  yn  -  on; on —yn - an; an -  on — yn -un; on  -   yn  -   un -    an; yn   -  un  -   an  -  on.
  1. Сделай звуковой анализ обратного слога.

Повтори слог.  Сколько всего звуков  в слоге? Какой  1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая последовательно 1-й и 2-й звуки: an, on, yn, un.

  1. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком и в начале
    слова:
    поляна; паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемет....
  2. Определи, в каких словах слышится звук и: паук, мак, муха, бант, танк,
    пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто.
  3. Отхлопай слово.  Назови, сколько частей (слогов) в таких словах: папа,
    панама, липа, пух, паук, пулемет, плита, потоп, топ.

7.        Закрепи произношение звука и в словах. Игра «Чего не стало». Образец: паук
нет паука, пауки   - нет пауков.
Слова: липа, пакет, пальма, панама, поляна,

подкова.

8.        Выучи скороговорку: От топота копыт

Пыль по полю летит.

Карточка 10. Звук т

1.        Звук  т         согласный  звук,  твердый.   При  произнесении  звука  т  рот
приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим его без голоса,
т     звук глухой. Произнеси звук т быстро и четко 2 — 3 раза.

  1. Повтори за мной: am - от —ут  -   ит; от —ут - ит; ут - ит -  am -- от;
    ит -  am  -  от- ут.
  2. Сделай звуковой анализ обратного слога.

Повтори слог.  Сколько всего звуков в слоге?  Какой  1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая 1-й и 2-й звуки: am, ут, ит.

  1. Нарисуй предметы со звуком т в начале слова: Тома, тыква, Таня, тополь,
    танк, туфли.
  2. Отхлопай слово. Назови количество частей (слогов) в слове.

6. Игра «1, 2, 5».
Образец:
тополь -  2тополя,  5 тополей. Слова: тыква, Таня, танк, туфли.

7. Выучи скороговорки:

У кита китовый бок.

Вика и Ника идут в кино.

Карточка 11. Согласные звуки

  1. Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных
    звуков на пути воздушной струи образуется преграда.)
  2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)
  3. Назови пройденные согласные звуки. т к.)
  4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие;
    различие в том, как образуется преграда:
    п - губами, т   -   кончиком языка, к
    спинкой языка.)

Карточка 12. Звуки и т к

1. Повтори звуки п т -   к. Назови слова со звуками п, т, к (3 — 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.

  1. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп,
    бант, индюк.
  2. Запомни и повтори: па - ка -  та; ка -  та - па; ко -  то - по; ак -  an - am.
  3. Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина,  батон,  туфли,
    пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток.
    (В слове пеликан -   3 слога: 1 -й —
    пе, 2-й — ли, 3-й — кан.)
  4. По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трех слов. (Паук
    плетет'паутину. Паук, паутина    
    опорные слова.)
  5. Повтори скороговорки:
    Купи кипу пик.

От топота копыт пыль по полю летит.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

Карточка 13. Звук х

1.        Звук х   — согласный, твердый,  глухой  (произносим  без  голоса).  Когда
произносим звук
х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного,
кончик   языка   опущен   вниз,   спинка   языка   сближается   с   мягким   нёбом.
Произнеси звук
х 2 — 3 раза.

2.        Определи позицию звука.* в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех,
хоккей
(дети делают иллюстрации к этим словам - названиям).

  1. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
  2. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один — много». Образец: поход
    походы.
    Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.
  3. Объясни пословицы:
    Делано наспех, сделано на смех.
    Поспешишь, людей насмешишь.

Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.

  1. Выучи скороговорку:
    Хохотуньи хохотали:
    Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
    Хохотали: ха-ха-ха,
    Увидали петуха.

Карточка 14. Звук хь

  1. Звук хь  -    согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без
    голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка, прижатая
    к нёбу. Когда
    произносим звук
    хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз
    и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается
    к нёбу. Произнеси
    звук
    хь 2 — 3 раза.
  2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый,
    голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак,
    духи.

3.        Послушай    внимательно    и    повтори.    (Выделенные    слоги    подчеркни
интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи_,
Хе — хе — хе. Хе — хе — хе^

  1. К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или Р сделай рисунки
    в тетрадке, определи позицию звука
    хь в словах.
  2. Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много — один»
    О б р а з е ц:
    мухи --муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи.
  3. Выучи чистоговорку:
    Хи-хи-хи,
    Хи-хи-хи,

В поле пели петухи.

Карточка 15. Звук ль

  1. Звук ль -  согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются,
    кончик языка прижимается
    к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль
    2
    — 3 раза.
  2. Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.
  3. Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка,
    медаль, билет, лента, пальто.

4.        Закрепи звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: олени
- нет оленей.
Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.

5.        Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 — «Что у
кого?»: У
Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).

6.        Выучить скороговорку:
Мы еле, еле

Поймали налима на мели.

Карточка 16. Звук й

1.        Звук й -   согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы
улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой.
Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук
й 2 — 3 раза.

2.        Подбери и приклей или нарисуй картинки к словам-названиям со звуком п.

3.        Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей,
воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.

  1. Сделай звуко-слоговой анализ слов: май, майка.
  2. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.
  3. Закрепи звук п в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»: йод -
    нет йода и т.д.
  4. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.
  5. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
    Чайник, на, стоит, стол. Лайка, нота, лает, на, громко. На, соловей, поет,
    ветка.
    Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?
  6. Запомни чистоговорку:
    Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель мы объехали

И дальше поехали.

Карточка 17. Звук б

1.        Звук б  -    согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы
крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая;
произносится с голосом. Произнеси звук
6 2 — 3 раза.

2.        Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.

3.        Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон,
автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака,
соболь, бумага, азбука, кабан.

  1. Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
  2. Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; баи, ба, ра; ба, шка, бу.
  3. Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец: бант
    бантик.
    Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.

7.        Составь по картинкам  5  — 6  предложений.  Сосчитай, сколько слов  в
предложении.

8.        Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать,
в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.

  1. Запомни чистоговорку:

Бан-бан-бан-бан- по лесу идет кабан. Бы-бы-бы-бы- на поляне есть дубы.

Бу-бу-бу-бу- сидит дятел на дубу.

Бо-бо-бо-бо- все мы любим «би-ба-бо».

Карточка 18. Звук д

1.        Звук д  -   согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы
округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется,
воздух выходит толчком. Произнеси звук
д 2 — 3 раза.

  1. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.
  2. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша;
    звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.
  3. Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
  4. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лай; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка,
    дуд; дат, сол.
  5. Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом - 2 дома -    5 домов.
    Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак.
  6. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
    Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на,
    небо. Судак, плавать, в, река.
  7. Запомни чистоговорку:

Да-да-да, да-да-да - моет руки нам вода.

Ды-ды-ды, ды-ды-дьт —. мы не можем без воды.

До-до-до, до-до-до - моем мы лицо водой.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — сильно на руки подуй.

Карточка 19. Звук г

1.        Звук г -   согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы
округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу.
Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук
г 2 — 3
раза.

  1. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком г.
  2. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка,
    гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугаи; магазин, гвоздика.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
  4. Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, ка, гол; по, гай, пу; бу, га,
    ма; ма, зин, га.
  5. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова:
    гамак, голубь, вагон, попугаи, газета, губка, книга, гвоздика.

7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га!» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.

Карточка 20. Звук с

  1. Звук с -   согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с
    губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые
    края языка плотно прижаты
    к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у
    альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук
    с 3 -    4 раза медленно и
    четко.
  2. Подбери рисунки в тетради к словам-названиям со звуком с.

3.        Определи  позицию  звука с  в  словах:  санки,  носки,  весы, лес,  автобус,
добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.

  1. Сделай звуковой анализ слога са.
  2. Раздели слова на части (слоги), отхлопывая: саб, ко -  сы, са — ни, а -  на -
    нас, са
    мо лет, но сок.

  1. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: сад
    садик.
    Слова: лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын.
  2. Закончи предложения и повтори их целиком: Саня и Соняпосадили ...
    (сосну). В саду стоит высокая
    ... (сосна). Скамейку поставили под ... (сосну).

8.        Выучи:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след.

Карточка 21. Звук сь

  1. Звук сь  -  согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь
    губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная
    струя холодная. Произнеси звук
    сь 3 — 4 раза медленно и четко.
  2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо,
    гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек; сетка, высь.
    Подготовь в
    тетрадке рисунки к этим словам- названиям.
  3. Сделай звуковой анализ слога су.
  4. Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой — какая— какое?» Синий,
    синяя,     синее.    
    Дети    согласуют    прилагательные    с    существительными,
    выбранными из задания 2.

5.        Составь  по  картинкам  предложения  со  словами:  Сима,   василек;  Сема,
гусята; Вася, кисель; Люся, селедка.

6.        Выучи стихотворение:
Мы сидим на лесенке,
И поём мы песенки.

Карточка 22. Звук з

  1. Звук з -  согласный, твердый, звонкий, свистящий. Произносится так же, как
    звук
    с, только с голосом (спинка языка поднята к альвеолам, широкий кончик
    языка прижат внизу за зубами). Какая преграда для воздуха? Произнеси звук
    з
    3 — 4 раза медленно и четко.
  2. Определи позицию звука в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок,
    замок, азбука, гнездо.
    Слова оформи иллюстративно в тетрадке.
  3. Раздели слова на слоги: за     над, ко     за, за   - но     за, му - зы -   ка, фа -
    зан, зонт.

4.        Закрепи звук з в произношении. Игра «Чего (кого) не стало?». Образец: козы
- нет коз. Слова: зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.

  1. По картинкам составь предложения со словами, выбранными из задания 2.
    Игра «Что у кого?».
    У Зои ... зонт, ваза и т.д. У Лизы ... звонок, мозаика и т.д.
  2. Выучи скороговорку:
    Зонного зайку зовут Зазнайка.
  3. Объясни выражение «знать на зубок». (Знать что-то очень хорошо.)

Карточка 23. Звук зь

  1. Звук зь  -    согласный, мягкий, звонкий (произносим так же, как звук сь,
    только с  голосом).  Назови преграду для  воздушной,  струи.  (Спинка языка
    касается нёба.) Произнеси звук
    зь 3 -   4 раза, медленно и четко.
  2. Определи позицию (в начале, в середине слова) звука зь в словах: Зина, земля,
    изюм,   земляника,   газета,   зима,  музей,  магазин,   зяблик,   обезьяна.  
    Сделай
    иллюстрации в тетрадке.
  3. Сделай звуковой анализ слова суп.
  4. Закрепи в произношении звук зь. Игра «1, 2, 5». Согласуй числительные 1, 2,
    5 со словами из задания 2 (кроме слов
    изюм, земля).
  5. По .картинкам составь предложения со словами из задания 2. Что (кого?)
    любит Зина? Зина любит землянику.
    И т.д.
  6. Повтори:

Зи-зи-зи — сено отвези. Зе-зе-зе — сено дам козе.

Карточка 24. Звук ц

  1. Звук ц -   согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука ц
    кончик языка ударяется о верхние зубы (т) и прячется за нижние зубы (с). Голос
    не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идет по середине языка.
    Произнеси звук
    ц 2— 3 раза.
  2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком ц. Определи
    позицию звука
    ц в словах: цыпленок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница,
    птенцы, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: цветы, цапля.
  1. Закрепи произношение звука ц. Игра «Таня и Танечка». Образец:У Тани
    голубое платье, а у Танечки      голубенькое платьице.
    Лексический материал:
    душистое мыло, теплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки.
  2. Составь предложения по картинкам из 3 — 4 слов.
  3. Запомни чистоговорку:
    Ца-ца-ца-ца — на лугу стоит овца.
    Цы-цы-цы-цы — у синицы есть птенцы.
    Цо-цо-цо-цо — на столе у нас кольцо.
    Цу-цу-цу-цу — дам всем детям по кольцу.

Карточка 25. Звук ш

  1. Звук ш   -   согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении звука ш
    губы вытягиваются вперед, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная
    струя теплая, рассеянная. Произнеси звук
    ш 3 — 4 раза медленно и четко.
  2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука ш в словах: шапка,
    шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш,
    камыш, ландыш, шалаш.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов шкаф, штаны.
  4. Составь слово из слогов: ка, шап; душ, по, ка; на, ши; дыш, лан; ши, ма, на;
    мы, ка, ши.
  5. По картинкам измени слово. Игра «Один или много». Образец: шуба
    шубы и т.д.
  6. По картинкам составь предложения из 3 — 4 слов. Сосчитай, сколько слов в
    предложении.
  7. Запомни чистоговорки.
    Даша под душем

Моет шею и уши.

Тише, мыши, не шумите, Кашку Машку не будите.

На окошке мошку Ловит лапкой кошка.

8.        Запомни и объясни пословицы:
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь — людей насмешишь.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Карточка 26. Звук ж

1. Звук ж — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука ж губы вытягиваются  дудочкой,  широкий  кончик  языка  поднимается  вверх.  Голос

образуется, воздушная струя теплая, сильная. Произнеси звук ж 2 — 3 раза медленно и четко.

2.        Иллюстративно оформи в тетради слова со звуком ж.

3.        Определи позицию звука ж в словах:  жук, ужи,  ежевика,  жаба,  ежи,
пиджак, желуди, медвежонок, лыжи,  ножи,
 художник,  сапожник, одежда,
жажда.

  1. Сделай звуко-слоговой анализ слов: жук, лыжи.
  2. Прохлопай слова, определи, сколько в них слогов: жаворонок, .жеребенок,
    оранжерея, дирижер, этажерка, пирожное.
  3. Закрепи звук ж в произношении. Игра «Кто у кого?». Образец: у лошади -
    .жеребенок, .жеребята. У ежа ..., у ужа ..., у моржа — ....
  4. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
    Жук, летать, на, цветок. Уж, лежать, камушек, под. Морж, плыть, льдина, к.
    Еж, бежать, в, норка.
  5. Запомни чистоговорку:
    Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»
    И жужжу, и жужжу.

Я живу; не тужу,

Я на ветке сижу.

Жук упал и встать не может—

Ждет он, кто ему поможет.

Карточка 27. Звук ч

  1. Звук ч  -   согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука ч
    губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (т) вверх (ш),
    голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук
    ч 2 —-
    3 раза.
  2. Подбери и приклей картинки к словам-названиям, определи позицию звука ч:
    чаи,  чайник,  чайка,  чашка,  чулок,  часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье,
    мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.

  1. Прохлопай  трудные   слова.   Скажи,   сколько   слогов   в   словах:  учитель,
    песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.
  2. Закрепи звук ч в произношении. Игра «Назови ласково». Образец: мяч
    мячик. Слова: ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка,
    стакан, кувшин.
  3. Перескажи рассказ. Определи, сколько в нем предложений. Дедушка надел
    очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: «Дедушка, дай мне очки, я
    тоже хочу научиться читать книжки».
    Какая ошибка есть в рассказе?
  4. Выучи чистоговорку:
    Встретил ежонка бычок
    И лизнул его в бочок.
    Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй что попадётся!

Карточка 28. Звук щ

  1. Звук щ   -    согласный, глухой, мягкий.  При произнесении звука ш губы
    улыбаются,  широкий  кончик языка у верхних  зубов,  голос не образуется,
    воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук
    щ 3 — 4 раза медленно и
    четко.
  2. Подбери рисунки к словам со звуком щ и наклей их в тетради. Определи
    позицию звука
    щ в словах: щука, щи, щегол, щипцы, щавель, щетка, щенок,
    щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок.
  4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица,
    экскават орщ ик, регулировщик.
  5. Закрепи звук щ в произношении. Игра «Ещё больше». Образец: сила -
    силище?
     Слова: рука, нога, кулак, сапог, голос.

6.        Составь  предложения  (4  —  5)  по  картинкам.   Скажи,  сколько  слов  в
предложении.

  1. Перескажи рассказ «В роще». Сосчитай, сколько в нем предложений. Весной
    в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах
    щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат.
    Щеглы носят им пищу.
  2. Запомни чистоговорку:
    Два щенка, щека к щеке,
    Щиплют щётку в уголке.

Карточка 29. Звук л

  1. Звук л -    согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык
    упирается в зубы.) Когда произносим звук л, губы в улыбке, зубы видны, кончик
    языка прижат
    к верхним зубам. Произнеси звук л 3     4 раза медленно и четко.
  2. Определи позицию звука л в словах: лампа, вилка, пол, лодка, палатка,
    голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел.

К словам-названиям подбери иллюстрации.

  1. Сделай звуковой анализ слов лампа, стол.
  2. Закрепи, звук л в произношении. Игра «Какой — какая — какое?». Учись
    согласовывать прилагательные с существительными из задания 2.  Образец:
    белый мел, белая палатка, белое облако.
  3. Составь предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила?
    Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одеваю куклу.
  4. Выучи:

Летят опилки белые, Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

7. Повтори скороговорку 3 раза:

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Карточка 30. Звук р

  1. Звук р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука р рот открыт,
    губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется
    голос, воздушная струя сильная, длительная. Произнеси звук
    р 3  -  4 раза четко.
  2. Подбери картинки, поместив их в тетради, к словам-названиям со звуком р.
    Определи позицию звука р в словах: рак, рама, рубашка, карандаш, барабан,
    роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор,
    комар, пар.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов крыша, рубашка.

4.        Прохлопай и объясни слова.  Скажи, сколько в них слогов.  Термометр,
прожектор, проталины,
 оркестр, конструктор.

  1. Закрепи звук Р в произношении. Игра «Чего у нас нет?» (по картинкам).
  2. Составь 5 — 6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении ?
  3. Запомни чистоговорку:
    Ра-ра-ра-ра — высокая гора.
    Ры-ры-ры-ры — летят комары.
    Ро-ро-ро-ро —- полное ведро.
    Ру-ру-ру-ру — скачет кенгуру.
  4. Перескажи рассказ. Сосчитай, сколько в нем предложений.

Ворона поймала рака. Рак попросил ворону: «Спой, ворона'» Ворона каркнула: «Кар-кар-кар!» Рак выпал и уполз.

Карточка 31. Звук рь

  1. Звук рь  -    согласный, звонкий, мягкий. При произнесении; звука рь губы
    улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная
    струя сильная. Произнеси звук  
    рь  3 -  4 раза четко.
  2. Сделай рисунки в тетради к словам-названиям со звуком рь.  Определи
    позицию звука
    рь в словах: репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк,
    зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка,
    грядка, абрикос, кастрюля.
  3. Сделай звуко-слоговой анализ слов грибы, матрешка.
  4. Упражняйся произносить звук/ж Игра «Какой — какая?».

Образец: береза -- березовый сок, березовый лес; березовая ветка, березовая роща. Орех      варенье, скорлупа, куст. Гриб     соус, суп, дождь, пирог. Огурец

крем, рассол, салат. Абрикос сок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз -корка, сок, варенье, семена.

5.        Составь предложения по картинкам. Сколько слов в предложении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.

Карты для  фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может  быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....

Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"

Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга

Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...