Постановка и автоматизация звука Ш
методическая разработка по логопедии
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Постановка звука «Ш»
(индивидуальное занятие)
Тема: Звук «Ш»
Цели:
- Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях; добиваться правильной постановки и правильного звучания изолированного звука.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
- Воспитательная: прививать интерес к занятию, желание сотрудничать с педагогом.
Оборудование: зеркало, артикуляционные профили, вата, ежик (игрушка), картинки.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
| Смотрю, готов ли ребенок к занятию. Стук в дверь. -Ой, кто-то пришел. Но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку: «Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят». - Правильно, это ежик. Его зовут Шуня. Давай с ним поздороваемся. -Что же Шуня нам принес? Беру предметные картинки, называю их (утрируя звук «Ш»): шишка, ромашка, мышка, пшеница, шапка. -Какой же звук чаще встречается? (Звук «Ш») -Сегодня мы поучимся произносить этот звук правильно. -Вот как пишется эта буква (показываю картинку, которая обозначает звук «Ш»). 1. Упражнения для губ. «Улыбка» - губы растягиваются в улыбку и потом в обратное положение. «Рупор» - губы в положении гласных звуков (о, у). «Маляр» - гладим твердое небо языком. Обнять языком верхнюю губу. Упражнения для языка. «Чашечка» - наружу, обратно в рот (несколько раз). «Лошадка». «Кто дальше загонит мяч?» (вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, которая идет посередине). «Почистим зубы» (научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами). -Приоткрой рот и кончиком языка почисти нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. - Смотри внимательно, что я буду делать, чтобы правильно произнести звук «Ш». 1. Губы выдвинуты вперед «рупором». 2. Зубы разомкнуты. 3. Язык: кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки». 4. Небная занавеска поднята. 5. Голосовые связки разомкнуты. Звук согласный, т.к. на пути воздушная струя встречает препятствие. Глухой. Поднеси руку к горлышку и посмотри, дрожит голосок или нет. Если нет, то звук глухой. Твердый. -Сейчас я буду произносить звуки, а ты, как услышишь звук «Ш», приседай. М, К, Ш, С, Р, Л, Ш, Ф, Д, Ш, Ж, Г, Ш. -Возьми зеркало и делай, как я. Несколько раз произнеси слог «СА». И во время произнесения постепенно (плавно) поднимаем кончик языка к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. (В момент появления меняющегося шума зафиксировать внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе.) -А теперь произнеси длительно звук «Ш». Как шипит змея? Молодец! Занятие окончено. Нарисовать предмет, в котором встречается звук «Ш». |
Конспект занятия
Автоматизация звука «Ш»
(индивидуальное занятие)
Тема: Звук «Ш»
Цели:
- Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
- Воспитательная: воспитание внимательности, усидчивости, интереса к занятию.
Оборудование: карточки, предметные картинки, артикуляционные профили, зеркала.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
| Смотрю, готов ли ребенок к занятию. -Чтобы произнести нам хорошо звук, нужно чтобы наш язычок и кубки хорошо работали. Выполняем упражнения: «Улыбка». Губы растягиваются в улыбку, затем в обратное положение. «Рупор». Губы в положении гласных звуков (О; У). «Маляр». Гладим твердое небо языком. Обнимаем языком нижнюю губу. «Чашечка». Язык наружу, обратно в рот. «Кто дальше загонит мяч?» «Почистим зубы». -Сейчас я прочитаю стихотворение. А ты внимательно послушай и скажи, какой звук встречается чаще. «Кошка на окошке Штанишки шьет, А мышка в сапожках Избушку метет». «Тише, мыши, тише, мыши Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись И коту не попадись». -Правильно, это звук «Ш». -А теперь мы будем работать над этим звуком. -Теперь внимательно слушай, как я буду называть предметы, изображенные на картинках: мишка, ромашка, шишка, груша, машина, пшеница, шарик, вишня, матрешка, малыш, карандаш, бабушка, окошко, дедушка, шапка. - А сейчас посмотри в зеркало и медленно произнеси «Ш». -Что ты заметил? 1. Губы выдвинуты вперед «рупором». 2.Зубы разомкнуты. 3. Кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки». 4. Небная занавеска поднята. Голосовые связки разомкнуты. На столе картинки (змея, из крана бежит вода). -Как шипит змея? (шшш, шшш, шшш). -А как льется из крана вода? (шшшш, шшшш). -Узнавание звука среди других звуков. Прослушай произносимые мною звуки, когда услышите звук «Ш», хлопайте в ладоши. А, Р, С, Ш, З, М, Т, У, Ш, П, Б, Н, Ш, С, У, Л, И, Ш. - Теперь в слогах: РУ, ША, ЛА, МА, НУ, ШИ, ТИ, СИ, СО, ША. - Теперь в словах: река, шар, шишка, жук, сумка, груша, стол, мишка. -Повтори первый слог в слове «ШАРЫ» - ША-ША-ША. В слове «МАШИНЫ» - ШИ-ШИ-ШИ. В слове «ГРУША» - ША-ША-ША, УШ-УШ-УШ. -Я буду показывать картинки, а ты говорить, какие предметы на них изображены: шары, груша, шапка. матрешка, шишка, мишка, ромашка, карандаш, окошко. -Составить предложения по картинке (серии картинок). -У Мишки пушистая шубка. ______________________________. ____ _____ ________ __________. ____ __ __ ___ __ __ __ ___ ____. ш ш ш - Закончить какие - либо фразы, подобрав соответствующее слово. Шла с базара кошка. У кошки…(лукошко). Хороши в дорожку пирожки с … (горошком). Подобрать картинки с животными, либо с какими-то другими предметами, в названии которых присутствует звук «Ш». Молодец, занятие окончено. |
Конспект занятия
Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, связной речи
(групповое занятие)
Тема: Звук «Ш»
Цели:
- Образовательная: воспитание правильного, четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, связной речи.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, памяти, речи, логического мышления, внимания, интереса к занятию, фонематического слуха.
- Воспитательная: внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, учиться правильно анализировать ответы товарищей.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, зеркала, карточки, разрезная азбука, фишки, еловые и сосновые шишки, ракушки, салфетки.
Ход занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-84412-1416634147.jpg)
Постановка и автоматизация звука "К"
Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-84336-1493294183.jpg)
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
Постановка и автоматизация звука[к].
Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-463541-1407252362.png)
Мастер-класс: "Секреты логопеда в коррекционной работе по постановке и автоматизации звуков".
В помощь родителям....
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
- Мне нравится (1)