Конспект занятия по артикуляционной гимнастике. Звук Р
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике зв Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_artikulyatsionnoy_gimnastike_zv_r.docx | 197.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для звука Р
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
-Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
-Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки)
- Укреплять мускулатуру щѐк, развивать координацию движений и умение переключаться.
- Развивать подвижность нижней челюсти.
- Учить выполнять артикуляционные упражнения четко, в умеренном темпе
Материал: зеркало, салфетка, картинки.
Ход занятия:
- Организационной момент
В леса-чудеса мы отправимся с вами,
Там встретимся с нашими лесными друзьями,
Лёгкие как шарики – добрые смешарики!
С ними сделаем зарядку,
Будет с речью всё в порядке!
- Нюша улыбается –
Сказка начинается!
Улыбнёмся ей в ответ,
Лучше Нюши друга нет!
Упражнение «УЛЫБОЧКА». Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5-10 секунд.
- В дом нас Нюша
приглашает,
Дверь забора
открывает!
Упражнение «ЗАБОРЧИК». Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы удерживать в течении 5-10 сек.
- Нюша очень любит читать и сегодня она отправляется к Лосяшу за книгой. По дороге Нюша встретила Кроша, который играл на дудочке.
Упражнение «ТРУБОЧКА». Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед в трубочку. Удерживать в течении 5-10 сек.
Сложим губки в трубочку,
Крош, играй на дудочке!
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
- Нюше очень понравилось, как Крош играл на дудочке. Она заулыбалась, а Крош стал играть дальше.
Чередуем упражнения «Заборчик» и «Трубочка»
- Нюша попрощалась с Крошем и отправилась дальше. И встретила Копатыча.
Упражнение « ЛОПАТКА». Широкий язычок лежит на нижней губе. Удерживать в течении 5-10 сек.
Он знаток огородных наук,
Всем смешарикам верный друг.
Часто он берёт лопату,
А зовут его Копатыч.
Рассказал Копатыч Нюше о своих делах на огороде и пошел домой, а Нюша побежала дальше, не успела Нюша распрощаться с Копатычем и тут же встретила Бараша.
- Бараш шел с ведром и кисточкой, он сообщил Нюше, что собирается красить потолок у себя в доме.
Упражнение «МАЛЯР».
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
(ритмичное повторение движений по 6-8 раз) Вырабатываем подвижность языка и губ.
- Нюша пожелала Барашу удачного ремонта и оправилась дальше. Вдалеке она увидела Пина и Биби, которые играли в футбол.
Упражнение «ФУТБОЛ»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
-Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
-Нельзя надувать щёки.
-Следить, чтобы ребенок произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
9. Неподалеку Нюшу увидела Игогоша и поскакала к ней навстречу.
Упражнение «ЛОШАДКА». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать язычком.
Методические указания.
-Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. -Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
-Если у ребёнка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть этому упражнению.
-Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.
Я Игогоша - я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
И громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!
(ритмичное повторение движений по 6-8 раз)
- Игогоша сообщила Нюше, что ее в гости ждет Совунья, чтобы попробовать вкусное варенье.
Упражнение «Вкусное варенье».
Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
-Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
-Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
-Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Сварит вкусное варенье,
Всем поднимет настроение
По хозяйству хлопотунья.
А зовут ее Совунья.
(ритмичное повторение движений по 6-8 раз)
- После того, как Нюша отведала малинового варенья она поспешила к Лосяшу, который встретил ее игрой на барабане.
Упражнение «БАРАБАНЩИКИ»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
-Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
-Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
-Кончик языка не должен подворачиваться.
-Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.
Барабан с утра бубнил,
Палками бока набил,
Д-Д-Д-Д да бум-бум-бум,
Лосяш так бил всё наобум.
Нюша рассказала Лосяшу кого она встретила по пути к нему, взяла книгу, поблагодарила его и побежала на лужок отдыхать и читать.
- Итог:
– Для чего мы с тобой сегодня делали зарядку?
- Для того, чтобы было правильное произношение и красивая речь.
Список литературы:
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [К][К`][Г][Г`][Х][Х`])
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши...
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [С][С`][З][З`][Ц])
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в...
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Ш][Щ][Ж][Ч])
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были...
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Р][Р`])
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Веселое путешествие с язычком»
Цель: Развивать мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции....
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в первой младшей группе с использованием авторского пособия «Жучок с секретом»
Цель: улучшение подвижности артикуляционного аппарата, усиление речевого выдоха. Задачи: развивать подвижность нижней челюсти, языка; укреплять мышцы речевого аппарата, улучшать дикцию. Формировать ин...