Современные методики для запуска речи
статья по логопедии

Третьяченко Наталья Валерьевна

Запуск речи неговорящего ребенка — это самый трудный и важный момент всей коррекционной работы.

Как ребенка с низкой мотивацией к речевому общению, протестными реакциями и негативизмом заинтересовать звуками речи?

Как у ребенка с особенностями эмоционально-волевой сферы (в т.ч. с аутистическими реакциями) сформировать или повысить желание к взаимодействию со взрослым?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metodiki_dlya_zapuska_rechi.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ»

Рассмотрим направления, задачи и приемы логопедической работы с безречевыми детьми

1        этап логопедической работы (подготовительный)

На подготовительном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей, уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

-установление зрительного и эмоционального контактов;

-подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;

-настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

-повышение уровня общей активности ребенка;

-организация произвольного внимания — развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей нужно учить способам привлечения внимания дошкольника, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения.

Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях.

В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций: кормление куклы, укладывание спать мишки, катание куклы в коляске. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий, сопровождающего ребенка в течение дня.

Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка. Обязательно нужно стараться сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффективные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.

Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

-создание коммуникативных ситуаций;

-осуществление смен различных видов деятельности; -использование рациональных сочетаний различных приемов;

-постепенное усложнение форм работы.

На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и условия, помогающие ребенку овладеть навыками общения.

2        этап логопедической работы (начальный)

На начальном этапе решаются задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Важно создание стратегии коммуникативного поведения с использованием невербальных компонентов коммуникации, звукоизобразительных элементов.

Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния дошкольников и их готовности к сотрудничеству (от 10 до 40 мин). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование

предпосылок общения и развитие речи. Упражнение заканчивается прежде, чем оно наскучит детям. Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно рефлексивной.

Вводно-мотивационная (1—3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.

Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения.

Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приемы логопедической работы могут варьироваться.

Так, в работе с детьми с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучание.

В работе с детьми с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отраженной речи.

В работе с детьми с нарушением слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков.

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.

Работа по установлению контакта с детьми с ранним детским аутизмом (РДА) должна проходить особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребенком. «Приручая» такого дошкольника, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться непосредственно к нему словом или жестом. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребенка в контактах, давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребенка. Задания на организацию зрительного внимания будут в данном случае не эффективны.

На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптикопространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи. Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или соответствующих жестов.

3        этап логопедической работы (тренировочный)

Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у безречевых детей формируются спонтанно.

В процессе занятий в условиях обучения неречевой деятельности овладение целостными действиями достигает определенной степени автоматизма. Безречевые дети последовательное овладение операциями переводят в целостное действие, в ходе которого дальнейшая автоматизация происходит на более высоком уровне.

В ходе занятий используются упражнения, адресованные слуховой, зрительной, тактильной и двигательной модальностям. Материал располагается в порядке возрастания сложности, каждое задание должно быть рассчитано на привлечение различных возможных афферентаций. Возможности компенсации на тренировочном этапе расширяются за счет полимодального характера предметнопрактической деятельности. Основной акцент делается на формирование произвольной регуляции внимания, развитие

способности к концентрации, распределение внимания, расширение рамок общения с окружающими. Создаются условия, стимулирующие автоматизм, сформированный на начальном этапе.

Работа по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза направлена на развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

Приемы:

-прослеживание лабиринтов;

-упражнения на обозначение пространственного расположения предметов;

-выделение фигуры из фона;

-воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд;

-выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур;

-использование разнообразных игр, в которых сюжет требует запоминания или сравнения фигур, расположенных в определенной последовательности.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности направлено на совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими вербальными понятиями.

Приемы:

-анализ конструкций;

-актуализация знаний основных геометрических форм, размеров, цветов;

-«смысловое обыгрывание» понятия цвета на основе наиболее стереотипных образов;

-раскрашивание изображений предметов по образцам и самостоятельно;

В работе по стимуляции слухового восприятия основной целью являются совершенствование фонематического восприятия, осознание звуковой стороны речи.

Приемы:

-различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др.

В работе используются эмоционально-значимые для ребенка ситуации, стимулирующие развитие общения и речи.

Систематизирование материала для тренировочного этапа начинается с отбора целостных единиц речевой деятельности. Затем необходимо отобрать составляющие их единицы, служащие своего рода «строительным материалом» для составления предложений.

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ»

В настоящее время существует несколько современных методик по запуску речи, которые пользуются большой популярностью среди специалистов и родителей неговорящих детей.

Достаточно известна среди логопедов-практиков методика Т.А. Датешидзе.

ТА. Датешидзе предлагает включать в занятия такие разделы.

1 .Развитие импрессивнойречи.

2. Формирование экспрессивной речи.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие слухового восприятия.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Развитие зрительного воспрития.

8. Развитие графических навыков.

9. Развитие просодической стороны речи.

10. Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП)

В методике работы Т.Н. Новиковой-Иванцовой на начальном этапе интегрируются различные сенсорные сферы: опора на зрительный анализатор (символы-звуков), тактильные ощущения (ощущения от произнесения звуков, на начальном этапе тактильные ощущения от фонации чрезвычайно важны, для того, чтобы ребенок почувствовал место образования звука, тактильные ощущения от губ, щек, горла, грудной клетки), опора на слуховое восприятие (использование специально подобранных мелодий-ритмов).

Для ребенка с артикуляционной апраксией очень важно «растормошить» органы артикуляции, используя механическое потряхивание за щечки, растягивание руками взрослого губ в улыбку, затем сжимание в трубочку, поцелуи, ручной массаж языка, постукивание зубками, пощелкивание языком, облизывание тарелок, ложек, верхней губы, жевание соски. Необходимо научить малыша имитировать звукоподражания: кучерское «тпррррру», «индюк» - «бла-бла-бла» - быстрые движения языком по верхней губе, дятел стучит: быстрые удары кончиком языка за верхними зубами со звуком: «д-д-д-д- д».

При появлении первых звукоподражаний необходимо неоднократно закреплять их на различном материале. Далее строится работа по формированию слоговой структуры слова через выкладывание визуальных рядов из разноцветных камушков, одновременно стимулируя развитие мелкой моторики рук. Речевой материал должен быть доступным и простым. Систематические занятия и воздействие на органы чувств малыша через игровую деятельность рано или поздно запускают речь у любого неговорящего ребенка. Эффективность метода неоднократно проверена на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики и технологии по формированию связной речи.

В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использ...

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».

Воспитание у детей певческой культуры приобщает их к музыке.         Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно ...

Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.

Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...

"Запуск речи" по методики Черняк М.Ю

Эта методика коррекции речевых нарушений, разработанная Марией Черняк при участии Т.Г. Визель – ведущего нейропсихолога страны, даёт результаты даже при самых тяжелых формах речевых нарушенияй. ...

План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.

Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...

Современные методики запуска речи у неговорящих детей

В презентации предлагаются краткие сообщения о современных методиках запуска речи, их авторах....

Методики запуска речи у безречевых детей.

Методики  запуска речи у безречевых детей. Информация для педагогов и родителей...