Современные методики и технологии по формированию связной речи.
материал на тему

Меньших Мария Леонидовна

В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_metodiki_i_tehnologii_po_razvitiyu_rechi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методики и технологии по формированию связной речи.


    Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть прекрасным даром. В связи с этим необходимо позаботиться, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью, это намного облегчить ему вступление в школьную жизнь. Развитие связной речи ребенка осуществляется в повседневной жизни, а также на занятиях. Владение связной речью является необходимой предпосылкой, для того, чтобы ребенок мог овладеть не только устной, но и письменной речью . Поэтому
одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение мнемотехники, синквейна, делает обучение интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника

Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Дидактическим материалом служат:

 – Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

– Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.

– Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

В дошкольной педагогике мнемотаблицы могут быть представлены в виде:

 – Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.) Данные схемы помогают детям ознакомиться: – с логической структурой мысли отдельного предложения (вычленение предмета сообщения и того, что сообщается о предмете); – с правилами смысловой связи предложений (выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, закреплению у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений); – с правилами строения рассказа . При создании схемы повествовательного рассказа, в сознании детей постепенно закрепляется представление о его структуре, которая требует определенной последовательности, то есть передачи мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и не допускает перестановки. Заполнение частей графической схемы осуществляется настоящими изображениями предметов, что способствует развитию возможности нагляднообразного представления содержания рассказа. Для воспроизведения описательного рассказа применяются сенсорно-графические схемы, которые привлекают внимание детей к признакам предмета, наглядно показывают детям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа

 

 (автор Ткаченко Т. А.) В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания.

 – Блоки-квадраты (автор Глухов В. П.) Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа. Они заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа .

 – Коллажа (автор Большева Т. В.) Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания .

 –Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.) При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа . В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Синквейн

происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии. Существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. Второе правило, более современное и распространенное дидактическое. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:

 – Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь.

 – Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета.

– Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета.

 – Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению.

– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне . Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Так, для улучшения текста в некоторых строках можно увеличить количество слов, возможно использование и других частей речи. При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием.

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Применение мнемотехники  позволяет развивать у детей:

– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);

 – Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря);

– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания). Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
       
Методика обучения творческому рассказыванию по картине Т,А,Сидорчук, А,Б,Кузнецовой.

Требования к организации работы с картиной.

- Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.

- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов.

- После первой игры картина остаётся в группе на всё время занятиё с ней.

- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.

- Итогом считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.

Методика

1 цикл игр. «Определение состава картины»

1. «Подзорная труба».

2. «Кружок в котором живёт…»

3. «Ищу родственников»

4. «Живые картинки»

2 цикл игр. «Восприятие картины с помощью различных анализаторов»

1.Волшебник «Я только слышу»

2.Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками»

3.Волшебник «Я только нюхаю»

3 цикл игр.»Составление образных характеристик объектов»

1.»Подбери по цвету»

2. «Сравни по форме»

3. «Сравни по материалу»

4 цикл «Составление рассказов от имени какого-либо героя».

5 цикл « Целостный рассказ по картине».

На примере картины зимние забавы.

1.1. «Подзорная труба».

Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет.

1.2 «Кружок в котором живёт…».

А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.

1.3 «Ищу родственников».

Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. ( По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).

1.4 «Живые картинки».

Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.

Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?

-В центре.

Где стоит девочка?

Справа от снеговика. И т.д.

А теперь 1,2,3 картина оживи.

2.1 Волшебник «Я только слышу».

Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?

2.2 Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками».

А сейчас мы будем учиться ощущать картину.

Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.

2.3 Волшебник «Я только нюхаю».

Представьте, что мы с вами в парке.

Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.

3.1 «Подбери по цвету».

Что на картине красного цвета?

Рябина, морковка, шапочка, варежки, санки, грудка снегиря, язык у щенка ит.д.

3.2 «»Подбери по форме».

Через подзорную трубу мы можем увидеть только всё прямоугольное.

Что на картине круглой формы? Треугольной формы?

4.1 «Рассказ от имени героя»

Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрения любого героя. Например, я буду санками. Послушайте мой рассказ.

«Я – санки. У меня стальные полозья, красное сиденье, бордовая верёвка. Я дружу с девочкой. Мы с ней каждый день ходим кататься с горки. Часто я катаю друзей девочки и даже щенка. Самое хорошее, весёлое время года – зима, потому что всё остальное время стою в чулане и скучаю».

5.1 «Составление рассказа»

Кто попробует составить рассказ по всей картине?

Составляются целостные рассказы по картине.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.

2. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари ''Грамматика фантазии".

3. Т.В. Большева. Учимся по сказке.

4. Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.

5. Т.В. Ляшко, Е.И.Синицына. Через игру — к творчеству.

6.  А.И. Никашин, А.М. Страунинг. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии.

7. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так...

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР»

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР» Учитель –логопед Саголакова Надежда Петровнам...

«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».

В статье представлен анализ норм осуществления связного высказывания для детей различных возрастных групп, этапы коррекционной работы по развитию связной речи. Так же предлагаются  наиболее эффек...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР

Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР...

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...

"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.Связная речь должна отражать все стороны своего предметно...