Методическое пособие "Звуки, буквы и песок"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Логопедические игры с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx92.09 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЗолотая  Рыбка

        детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида

города Искитим Новосибирской области

Паспорт методического пособия

«Звуки, буквы и песок»

(логопедические игры с песком)

Автор: Михеева Снежана Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ № 19 детский сад «Золотая рыбка»

г. Искитим

Содержание

 Пояснительная записка                                                                                        3                                                                                          

  1. Коррекционная направленность методического пособия                            5
  2. Примерный список логопедических игр в песочнице по направлениям коррекционной работы                                                                                    8                                                                                                          

Заключение                                                                                                           19

Список использованной литературы                                                                  20

Пояснительная записка

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

В современном мире всестороннее развитие детей, которое также включает в себя и коррекционно-развивающее обучение, невозможно без использования современных образовательных технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Эти методы становятся частью общепринятых проверенных временем традиционных технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Одна из таких технологий, применяемая в процессе коррекции речевых нарушений, – это частичный перенос логопедических занятий в песочницу. Она оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - логопедов - речь и моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песок способствует развитию мелкой моторики рук. Дети старшего дошкольного возраста, играя в песочнике, выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот дети младшего дошкольного возраста только учатся, и поэтому на первоначальных этапах применяется метод действия «рука в руке».

Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов и  методов образовательно-информационной работы.

  1. Коррекционная направленность методического пособия

Дошкольники с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например, общим недоразвитием речи, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У дошкольников с нарушениями речи наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач.

Задачи:

  • Способствовать мотивационной готовности дошкольников воспринимать дидактическую задачу;
  • Формировать у дошкольников психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Обогащать и активизировать словарь родного языка;
  • Формировать лексико-грамматические категории языка;
  • Ставить и автоматизировать звуки;
  • Формировать у дошкольников желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
  • Учить дошкольников способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Особенности терапевтического воздействия игры в песок имеют своеобразный характер.

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

При выборе этого метода является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:

  • Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.

Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников – это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие.

Используемый материал в организации игры в песочнице:

  1. Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
    Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
  2. Коллекция миниатюрных фигурок:
  • люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок,
  • герои мультфильмов и т.д.),
  • животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
  • транспорт разного назначения,
  • растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.),
  • символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
  • символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
  • природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.).

Позиция логопеда при этом не маловажна. Логопед может применять несколько стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник, провокатор.

Вначале он вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок в это время слушает, переживает и при несогласии с высказыванием взрослого обязательно возразит (вербально или жестом). А вот в положении любознательного путешественника логопед может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, предметы, выстраивать диалог. Развивая связную речь, логопеды порой увлекаемся формированием монологической речи, незаслуженно забывая о диалоге. Диалог – это более ранняя форма речи, и для ребенка с речевыми нарушениями она более проста. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха. Позднее, когда ребенок достаточно развит для довольно длительного и распространенного самостоятельного высказывания, можно попробовать использовать стратегию провокатора. Когда в ходе высказывания логопед может попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу. Это слова типа «Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что …» и т.п.

Проигрывания (драматизации) литературных произведений с последующим их пересказов детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и д.р. К тому же сказки, как правило, хорошо известны детям, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием.

Работа в песочнице строится по всем направления коррекционной работы:

  1. Дыхательная гимнастика,
  2. Развитие мелкой моторики,
  3. Артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков,
  4. Развитие фонематического слуха,
  5. Формирование слоговой структуры слова,
  6. Совершенствование лексико-грамматических категорий,
  7. Обучение грамоте,
  8. Развитие связной речи.

2. Примерный список игр в песочнице по направлениям коррекционной работы

1. Дыхательная гимнастика:

  • «Выровняй дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок

        воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

  • «Что под песком?». Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок

        открывает изображение.

  • «Помоги зайцу». В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все

        следы, чтобы лиса не обнаружила.

  • «Секрет».  В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить

        спрятанное.

  • «Добрый великан».  Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй

разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

  • «Мы - археологи» - ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.
  • «Найди клад» - данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.
  • «Песочный ветер». Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, задувая его в песок. Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.
  • «Клад». В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
  • «Расширь дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

2. Развитие мелкой моторики:

  • «Катаемся на саночках». Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности

        песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки,

        змейки).

  • «Смешные отпечатки». Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек

         кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.

  • «Загадочные следы». «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой

        и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая

        «загадочные следы»

  • «Археологи». Найти в песке среди других заданную игрушку или букву  

        (вариация игры «Волшебный мешочек»).

  • «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна). Положить

        ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он на ощупь. Открыть

        глазки и рассказать о своих ощущениях. Сделать то же самое, повернув

        ладошки тыльной стороной.

  • Различные действия с песком (сжать его в кулачке, а потом разжать; сжать песок, но при этом кулачок приподнять над поверхность песочницы; захватить песок в щепотку и мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать его из пальцев; высыпая песок, образовывать дорожки из песка; засыпать палец или ладонь другой руки песком; перетирать песок между
  • «Загадочные рисунки». Рисование кулаком, ладонью, ребром большого

         пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично

         двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться

         музыкой.

  • «Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в

    песочнице просто порисовать, как захочется.

  • «Буквы». Дорисовывание букв, написание букв, выкладывание с помощью

   мелкого бросового материала букв.

  • «Помогите герою пересечь пустыню». Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.
  • «Зыбучие пески!». Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт!

Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.

  • Для игры около одного бортика выставите 2−3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.
  • Рисование предметов по образцу.
  • Штриховки.
  • «Проведи пальцем по лабиринту».
  • «Соедини картинки правильно». Соединение картинок, используя разнообразные линии.
  • «Проведи по коридору». В середине нарисованного коридора надо провести дорожку.
  • «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
  • Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
  • Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
    Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
    В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»).
  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.
  • Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)

Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка).

  • «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).
  • «Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны), (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно).
  1. Артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков:
  • «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
  • «Индюки». Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
  • «Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  • «Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  • «Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
  • «Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
  • «Спрячь игрушку». То же самое. Песок сыпать на игрушку.
  • «Дорожка». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
  • «Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
  • «Сильный моторчик». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка- 2». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Совпадение». Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
  • «Цветок». Набрать песок в руку. Высыпать лепестки-песок, произнося автоматизируемый звук.
  • Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
  • «Большие ноги». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
  • Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося автоматизируемый звук.
  • «Дорожки» - на песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.
  • «Напиши букву» - вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.
  • Упражнения на дифференциацию поставленных звуков – дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт анализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С
  • Автоматизация звука С – педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Слышится, слышится печальный голосок (то же).

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с. (можно выполнять и под музыкальное сопровождение)

  • «Подружи звуки» - на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому. (сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.
  • «Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
  • «Две Башни». Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
  • «Моя картина». Подбирать из набора предметов только те, в названии которых есть заданный звук и выкладывать.
  • «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие, зеленые и красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

  1. Развитие фонематического слуха:
  • «Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
  • «Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
  • «Два города». Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
  • «Мой город». Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
  • «Собери в зоопарк (магазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка и т.д. Естественно перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.

Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, дифференциация «С» - «Ш». Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши и т.п. После их рассмотрения ребенок должен разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером.

Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить ребенка и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, предметами мебели и посуды и т.д.

  • «Слоговые дорожки» (повторение оппозиционных слогов, фонетическая гимнастика). Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

  1. Формирование слоговой структуры слова:
  • «Следы на песке». Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
  • «Мельница». Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
  • «Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Орехи для белки». Указательным или большим пальцем оставить отпечаток на песке «орех» на песке столько раз, сколько частей в слове и посчитать. Или выкладываем шишки на песке, сколько слогов в слове, столько шишек.
  1. Совершенствование лексико-грамматических категорий:
  • В песочнице, во-первых, можно расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а так же дюны, барханы, караваны и многие другие слова.

Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, превращать и т.п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, золотой, золотистый и т.д.

В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов.

Выполнение действий с песком, их повторение и называние (проговаривание), будет способствовать лучшему запоминанию, пониманию и усвоению данных действий. Конечно, наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции (насыпать, пересыпать, засыпать и т.д.). Можно модифицировать и предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными корнями: насыпать, накрыть, написать и т.д.

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.

Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.

  • «Подбери слово». Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
  • «Лодочка». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
  • «Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!
  • «Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.
  • «Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.
  • «Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант -- «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.
  • «Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!
  • «Подбери слова-признаки и слова -действия». Находить игрушки в песке и подбирать к ним слова-признаки и слова-действия.
  • «Грузовик». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отъехать, заехать, уехать, подъехать, наехать); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
  •  «Один, много». Обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
  •  «Чего не стало?». Закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
  • • «Подбери слово». Подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

7. Подготовка к обучению грамоте:

  • «Звуковой анализ слова». На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
  • «Обучение чтению и печатанию букв». Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
  • Охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например, отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу песочницы и расскажи о них).
  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  • Выложить фишками, камешками геометрическую фигуру.
  • Рисование на песке: дорожки – начинаем с простых прямых линий, например, «дорожка для слоненка к его домику», затем постепенно переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности; заборчики – которыми огораживаем все, что лежит в песочнице; дожди – вертикальные линии; лесенки – для разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
  • Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцами контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом; насыпание песка на шаблон.
  • Можно печатать буквы на песке, с целью закрепления их образа, писать слова печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
  • «Цветные бусины». Ребенок ищет в песке цветные бусины на заданный звук, придумывает слово, выкладывает узор «звуковой анализ цветом».
  • «Буквы». 1 вариант. Ребенок печатает буквы на мокром песке. 2 вариант. Ребенок дорисовывает недостающий элемент буквы.
  • «Допечатай первую (последнюю) букву слова.
  • «Составь рассказ». Ребенок выкладывает игрушки, составляет про них рассказ. Рисует схему предложения на песке.
  • «Остров сокровищ». Логопед закапывает в песок камешки или бусинки (зеленого, синего и красного цвета). Ребенок достает в зависимости от звука и собирает слова.

8.Развитие связной речи:

  • «Найди и опиши игрушку». Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
  • «Две игрушки». Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
  • «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменяем выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, который мы предлагаем детям, имеет вид сказки, иногда это рассказ, где главным героем выступает сам ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий будет ограничено, так как  мы прежде всего решаем вербальные задачи, т.е. не поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего воспроизведения услышанного.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа, ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа.

Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4−5 слов.Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
  • «Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  • «Что случилось?». При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
  • «Две игрушки». На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Заключение

Логопедические игры с песком считают очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Логопедические игры с песком удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. Прогнозируемые результаты дадут свои плоды:

  • у детей значительно возрастет интерес к логопедическим занятиям;
  • дети будут чувствовать себя более успешными;
  • повысится мотивация речевого общения;
  • появятся первичные произносительные умения и навыки;
  • пополнится и активизируется словарь;
  • скорректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • правильно сформируются мышцы мелкой моторики;
  • лучше сформируются навыки чтения и письма.

Список использованной литературы

1. Глухов А. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод. пособие для пед. и гуманит. вузов. М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л. А. Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.320 с.

8. Дахин А. Н. Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред. А. Ж. Жафярова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой.3-е изд., испр. М.: Академия, 2008.368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «БУКВЫ ЗНАЕМ, ЗВУКИ РАЗЛИЧАЕМ»

Пособие предназначено для родителей детей. посещающих логопедическую гуппу. Так же может быть использованно учителя - логопедами, учителя - дефектологами, воспитателями ДОУ.Данное пособие содержит рек...

Методическая разработка "Буквы на прищепках", как средство профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста.

Ребёнку предлагается карточка с "зашифрованным" цифрами и буквами словом, прищепки с буквами, прищепки с цветным обозначением звуков. Инструкция: переставить на карточке буквы с помощью прищ...

Методическая разработка занятия "Веселый песок"

Программные задачи:Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.  Формировать представление о характерных свойствах песка.Стимулировать использование детьми в активной речи глагол...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Методические рекомендации: Буква Т и звуки, которые в ней живут.

Методические рекомендации по формированию элементов грамоты у детей дошкольного возраста. Содержит задания по развитию фонематического восприяти, первоначального звукового анализа, зрительного внимани...

Учебно-методическая разработка "Буква и звук Ш"

В материале представлены игровые упражнения для изучения звука и буквы ш. Чтение буквы в различных слогах....