Консультация для воспитателей
консультация по логопедии
Нарушение слоговой структуры слов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_2021.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слов у детей».
Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
ПОМИДОРЫ - «мидоры»
СКОВОРОДКА - «скородолка»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.
А что такое слоговая структура слова?
(Под понятием «слоговая структура» словапринято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове).
Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения. Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он не умеет произносить звук [Ль]], но слоговая структура слова остается сохранной!Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры
Рассмотрим формирование слоговой структуры слов в норме.
В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой
1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:
- ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога.
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:
- ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :
- в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:
- в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.
2 года 3 мес. – 3 года:
- слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.
Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно.
Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!
Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.
Как проявляется нарушение слоговой структуры?
Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
1 Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток, «весипед», «сипед» -
велосипед, «прасоник» - парасёнок;
- опускание слогообразующей гласной: «nинино» - nuанино;
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных:
«команата» - комната, «дупело» - дупло.
2 Нарушение последовательности слогов в cлoвe:
- перестановка слогов: «дeвope» - дерево;
- перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот, «чимхистка» -
химчистка.
3 Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.
4 Уподобление одного слога другому: «кококосы» - абрикосы, «мимидор» -
помидор.
5 Персеверацuu (циклическое повторение, инертное застревание на каком-
либо слоге): «били... били... билитекарь» - библиотекарь.
6 Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
«нaнaнaсы» - ананасы.
7 Контаминации (смешение элементов слов): «в холодuльнице» - в
холодильнике и хлебнице, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.
Итак, при нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.
Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР.
Представляю вам образцы неправильных слов и высказываний детей с ОНР6
3 года 8 мес.
Асю куся –хочу кушать
Маак пи ади- мальчик пьёт воду
Аёся! – хороший 9восклицает)
4 года
Кукля малинитька – кукла маленькая
Кажи я неви –покажи я не вижу
Эта везё на санках снега –эта катается на санках
5 лет 3 мес.
Девка тиля-девочка стирает
Миси ови-мышей ловит
Мая иё ми юбки- мальчик чистит зубки
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.
Филичева выделила ОНР-4 уровня. Речь таких детей на первый взгляд весьма благополучная. Но как только у ребёнка возникает необходимость усвоения новых сложных по звуко-слоговой структуре слов (баскетболистка, велосипедистка, строительство) обнаруживаются ошибки при их произнесении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...