Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.(консультация для воспитателей)
консультация по логопедии

Антонова Дина Юрьевна

Методы и приёмы развития речевого творчества детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевого творчества

у детей дошкольного возраста

E:\Documents\дети 2.jpg

                                                                                               

Составитель: учитель- логопед Антонова Дина Юрьевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком  разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

 Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Технологии речевого творчества:

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Применяя разнообразные методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения.

  • Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше  самостоятельности при составлении сравнений,

поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному  воспитателем признаку.

  • Технология обучения детей составлению загадок.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации

  •   Сочинение сказок. 
    « Салат из сказок»\ смешивание разных сказок 
    « Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель 
    « Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад 
    « Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\ 
    « Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных 
    « Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\ 
  • Работа над объяснением пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Семеро одного не ждут. Книга –лучший друг. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Глаза разбежались. Делать из мухи слона. Сидеть сложа руки. И т.д.

  • Игры и творческие задания 

« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ 
« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\ 
« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш.\ 
« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\ 
« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\ 
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\ 
« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт\ 
« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\ 

« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\ 

«Подбор рифмы к слову»

«Придумывание сравнений»/ с чем можно сравнить сердце Снежной королевы, а сердце Герды?/

«Закончи предложение» / Машины резко затормозили, потому что… Вылет самолёта задержали, потому что…/

  • Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

  •   Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
  •   ТРИЗ-технологии

Изменение характерных особенностей литературных персонажей «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»)

Речевая творческая способность будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

Особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким ур...

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...