Артикуляционная гимнастика в сказках «Карлсон, который живет на крыше»
(постановка звука [р]) Высоко на крыше живет Карлсон. Дети тянутся кончиком языка к носу. Он веселый, толстый. Улыбаются, надувают щеки. Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны. Выполняют упражнения «Качели», «Часики». Потом он умывается. Облизывают губы по часовой стрелке и против нее. Наводит чистоту в своем доме на крыше. Имитируют чистку верхних и нижних зубов. Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем. Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье». После завтрака Карлсон заводит моторчик. «Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д. Он сломался — не заводится. «Смазывают» моторчик мёдом. Поглаживание язычка губами. Проверяет, крепкий ли мотор. Выполняют упражнение «Грибок». Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу. Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит) «Буратино» (постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах) Жил-был в домике папа Карло. Дети открывают рот. Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка. Надувают щеки. Постучал топором, пожужжал пилой. Произносят: д-д-д, дж-дж-дж. Получился мальчик веселый, с длинным носом. Улыбаются, имитируют движения иглой. Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый. Выполняют упражнение «Часики». Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался. Выполняют упражнение «Медленная лошадка». Стало ему скучно. Начал он бегать. Выполняют упражнение «Быстрая лошадка». И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом. Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка». «Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка». Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу. Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его. Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую). Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь. Выполняют упражнение «Заборчик». В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать. Покусывают кончик языка. Буратино плачет, просит прощения. Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы. Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост. Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл. Крыса сердится. Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы. Буратино ее передразнивает. Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)». Крыса показала ему свои острые зубы. Выполняют упражнения «Забор». Буратино задрожал и больше крысу не обижал. Произносят: др-р-р-р. «Муха-цокотуха» Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Дети выполняют упражнение «Лошадка». Муха денежку нашла. Выполняют упражнение «Грибок». Пошла Муха на базар Выполняют упражнение «Лошадка». И купила самовар. Надувают щеки. «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу». Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка». Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали. Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши. Приходила к Мухе бабушка-пчела, Выполняют упражнение «Лошадка». Мухе-цокотухе меду принесла. Выполняют упражнение «Чашечка». Бабочка-красавица, кушайте варенье, Или вам не нравится наше угощенье? Выполняют упражнение «Вкусное варенье». Вдруг какой-то старичок- паучок Надувают щеки. Нашу Муху в уголок поволок. Выполняют упражнение «Часики». Хочет бедную убить, Покусывают кончик языка. Цокотуху погубить. Выполняют упражнение «Грибок». Вдруг откуда-то летит Маленький комарик, А в руке его горит Маленький фонарик. Произносят: з-з-з. «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!» Произносят: ц-ц-ц. Подлетает к пауку, Шпагу вынимает И ему на всем скаку голову срубает. Произносят: з-з-з. Муху за руку берёт Произносят: ш-ш-ш. И к окошечку ведет. Прижимают широкий язык к верхним зубам. Я злодея погубил, Я тебя освободил. И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться». Произносят: з-з-з. Сказка о Весёлом Язычке Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). (Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.) Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».) Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался. Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался. Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, По ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».) Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр») Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла...» Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».) Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша! Ну и лошадка! Шёрстка гладка, Чисто умыта С головы до копыта. Травки поела — И снова за дело. (После каждой строчки дети «цокают».) Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются. |