Артикуляционная гимнастика в сказках
материал по логопедии (старшая группа)

Кондрашова Татьяна Николаевна

«Карлсон, который живет на крыше»  (постановка звука [р])

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _artikulyatsionnaya_v_skazkah2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в сказках

 «Карлсон, который живет на крыше»

 (постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

Выполняют упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заводится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнение «Грибок».

Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

«Буратино»

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.

Надувают щеки.

Постучал топором, пожужжал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик веселый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движения иглой.

Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часики».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.

Выполняют упражнение «Медленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Заборчик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Крыса сердится.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Произносят: др-р-р-р.

«Муха-цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Муха денежку нашла.

Выполняют упражнение «Грибок».

Пошла Муха на базар

Выполняют упражнение «Лошадка».

И купила самовар.

Надувают щеки.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Выполняют упражнение «Лошадка».

Мухе-цокотухе меду принесла.

Выполняют упражнение «Чашечка».

Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

Выполняют упражнение «Вкусное варенье».

Вдруг какой-то старичок- паучок

Надувают щеки.

Нашу Муху в уголок поволок.

Выполняют упражнение «Часики».

Хочет бедную убить,

Покусывают кончик языка.

Цокотуху погубить.

Выполняют упражнение «Грибок».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

 А в руке его горит

 Маленький фонарик.

Произносят: з-з-з.

«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»

Произносят: ц-ц-ц.

Подлетает к пауку,

Шпагу вынимает

 И ему на всем скаку голову срубает.

Произносят: з-з-з.

 Муху за руку берёт

Произносят: ш-ш-ш.

И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам.

Я злодея погубил,

 Я тебя освободил.

 И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

Произносят: з-з-з.

 

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети  улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом  Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла...»

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение  «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка!

 Шёрстка гладка,

Чисто умыта

 С головы до копыта.

 Травки поела —

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика по сказке Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница»

Артикуляционная гимнастика по сказке Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница»Цель: развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности  движений органов...

Артикуляционная гимнастика в сказках

Все упражнения проводятся в игровой форме, по ходу артикуляционной сказки. Вашему вниманию предлагаются сказки из материалов сайта «Подготовка к школе»...

Артикуляционная гимнастика по сказке "РЕПКА".

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПО СКАЗКЕ "РЕПКА". Выполнена вместе с детьми страшего дошкольного возраста. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помога...

Артикуляционная гимнастика в сказках: методическое пособие

В методическом пособии представлен апробированный материал в форме сказок, который поможет сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звуков речи у детей 5-7 лет. Может быть исп...

Артикуляционная гимнастика в сказках.

Ежедневная артикуляционная гимнастика предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольност...

Артикуляционная гимнастика дома "Сказка о Язычке"

Практический материал по проведению артикуляционной гимнастики для родителей дома с детьми. Попробуйте поиграть с детьми и вы поймете, что артикуляционная гимнастика - это интересное занятие....

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА Иллюстрированная артикуляционная гимнастика, логопедические сказки

Артикуляционная гимнастика по сюжету сказки с иллюстрациями...