Родительско - детский клуб "Вместе весело шагать..."
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект по оказанию коррекционно-психологической помощи родителям детей - инвалидам и детей с ОВЗ, и повышению компетентности родителей в вопросах развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelsko-detskiy_klub_2017_2018.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт родительско - детского проекта «Вместе весело шагать…»
Сроки реализации: долгосрочный (1 год)
Вид: информационно - практико - ориентированный
Участники: учитель – логопед (дефектолог) Красильникова Светлана Георгиевна,
дошкольники образовательных организаций г. Волчанска (дети - инвалиды и дети с ОВЗ),
родители дошкольников
База внедрения: ОСР (временный приют) г. Волчанска Свердловской области
Основная образовательная область: психо-речевое развитие детей с ОВЗ
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие
Речевое развитие
Социально - коммуникативное
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое
Цель проекта: Оказание коррекционно-психологической помощи родителям детей - инвалидам и детей с ОВЗ, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ.
Направления проекта: 1. Совместная деятельность с детьми
2. Взаимодействие с родителями
Цели проекта:
- Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно - партнёрских отношений между родителем и ребёнком, семьёй и педагогами.
- Социализация ребёнка через поиск и внедрение новых форм работы с родителями.
3. Раскрытие роли семьи, как социального института становления личности
4. Создание дружелюбной атмосферы, толерантности.
5. Развитие творческого потенциала каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя, удовлетворение потребности родителей в психолого - педагогическом образовании в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Расширить представления детей и родителей о семье, как о величайшей человеческой ценности.
2. Реализовать дифференцированный подход к семьям разного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
3. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми: научить играть и общаться со своим ребёнком, адекватно оценивать его и определять пути взаимодействия с ним.
4. Создавать комфортную обстановку для детей: атмосферу доброжелательного сотрудничества и ситуацию успеха.
5. Просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Основные направления работы клуба:
- информационно - просветительское
- организационно - посредническое
- организационно - педагогическое
Принципы работы клуба:
1. открытости и доверия
2. взаимодействия
3. развития и сотрудничества
4. комплексности (взаимодействия всех форм работы)
5. воздействия на семью через ребёнка
Виды работы с родителями:
- совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, педагогические советы, диспуты, тренинги.
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, викторины, совместная практическая деятельность (пластилинотерапия, куклотерапия, аппликация, изотерапия, пескотерапия и т. д.), тренинги, выпуск газет,
выставки совместного творчества, тематические вечера и т.д.
Наглядные формы работы: папки - передвижки, просмотр видео - фильмов, памятки - рекомендации, открытки - приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.
Актуальность проекта родительско - детского клуба для детей с ОВЗ
« Вместе весело шагать…»
В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Пристальный интерес к институту семьи объясняется ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением образовательных задач и ростом числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении, усложнением психологического, эмоционального и духовного мира современного человека. В результате развития медицинских технологий в последние годы выхаживается всё больше детей, ранее считавшихся нежизнеспособными.
В связи с этим особую значимость приобретает семья ребёнка с ОВЗ. Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребёнка носят не только физический, но и психологический характер, а так же социальный.
Качественные изменения, имеют место в таких семьях:
1. на психологическом уровне - рождение ребёнка с отклонениями в развитии является причиной длительного стресса, который деформирует психику родителей.
2. на социальном уровне – семья становится малообщительной. Снижается круг знакомых до родственников. А матери - более чем в 30% случаев оставляют работу по специальности. В 32% случаев такие браки распадаются. В такой семье часто отсутствует прогностичность, а по мере роста ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации.
3. на соматическом уровне – переживания матери настолько сильны, что проявляется в различных соматических заболеваниях. А у 60% матерей наблюдаются неврозы и депрессии.
Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства.
Становление семьи – сложный и многогранный процесс. Семья - уникальный общественный институт, который как бы самой природой предназначения решения целей воспитания. Воспитательное значение семьи признавали и древнегреческий философ Демокрит и Аристотель и древнеримский оратор Квинтилиан. Традиции воспитания складывались на протяжении веков и всегда отражали особенности быта и культуры народа. Однако современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в предшествующую эпоху - это связано с изменением самой семьи: малодетность, уменьшение стабильности, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины, обстановка нестабильности, тревоги, безысходности, высокий уровень разводов, увеличение географической мобильности населения, профессиональные перегрузки родителей. Кроме того, меняется и сам субъект социализации – ребёнок. Он становится более информированным и развитым. Именно в семье формируется или подрывается психофизическое здоровье. Изменился и стиль внутрисемейных отношений: крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуальнее и эмоционально важнее для обеих сторон. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется. Радикальные сдвиги произошли в системе мужских и женских социальных ролей. Сегодня распределение обязанностей в семье чаще зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей супругов. Становление родительства – кропотливый и нелёгкий труд. Специалисты в области детско - родительских отношений (А.А. Бодалёв. З. Матейчик). Важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребёнка (А.И. Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских отношений.
Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ представляет собой многоуровневую проблему. По сложившейся традиции, родители равнодушно относились к педагогической пропаганде и в результате формировалась позиция конфронтации кто кому должен, кто обязан, кто прав, а кто виноват. Сегодняшняя действительность заставляет педагога пересмотреть эти позиции.
Современная семья часто самоустраняется от процесса воспитания. Некоторые родители считают, что отдав своего ребёнка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуют в воспитательно - образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не волнует всё происходящее в детском саду, многие из родителей занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребёнком, поэтому их воспитательные меры не приводят к эффективному завершению.
Причинами подобного родительского поведения являются:
- неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая безграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешённые личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребёнка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребёнка, а если они не будут интересоваться, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет её, выполняя особые функции. Педагоги ДОУ и родители должны быть партнёрами в рамках процесса социализации ребёнка с ОВЗ. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между воспитателями и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс. Таким образом, семья выступает как важнейший социальный институт, создающий условия для развития и восстановления способностей, исправления и компенсации нарушенных функций организма ребёнка. Подготовки ребёнка к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации, выступая экологической нишей для детей с ОВЗ. Поэтому педагогический коллектив ищет новые формы и методы работы с семьёй.
Многолетняя практика убеждает, что «пассивные методы» малоэффективны, поэтому был выбрана такая форма работы с родителями: детско - родительский клуб. Где родители смогут получить не только теоретические знания по воспитанию детей, но и освоить практические навыки игры и общения с детьми с ОВЗ.
Перспективно - тематический план занятий родительско-детского клуба « Вместе весело шагать» на 2017 - 2018 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель | Форма | Участники | Срок |
1. | «Общение без проблем». Нарушения общения у детей. | Помочь родителям понять характер общения с ребёнком. | Обучающий семинар с элементами тренинга. Буклеты | Родители Логопед-дефектолог | 16 сентября |
2. | «Играя, развиваем» Пластилинотерапия Музыкотерапия. | Показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучить практическим приёмам формирования навыков сотрудничества с детьми. | Практическое занятие. Мы лепим деревню. Буклеты. Чаепитие. | Дети с ОВЗ Родители Логопед-дефектолог | 23октября |
3. | «Внимание: гиперативный ребёнок!» | Помочь родителям понять характер взаимодействия с гиперактивным ребёнком, обучить эффективным способам взаимодействия. | Обучающий семинар с элементами тренинга. Буклеты. | Дети с ОВЗ Родители Логопед-дефектолог | 12ноября |
4. | Коллективное творчество. Музыкотерапия. | Развивать взаимодействие родителей и детей с ОВЗ в предметно-практической деятельности. | Практическое занятие : поделки из ладошек., новогодняя газета. Чаепитие. | Дети с ОВЗ Родители Логопед-дефектолог | 21 декабря |
5. | Нарушения зрения у детей. | Просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними. | Беседы, советы доктора Айболита, буклеты. Тренировка зрения по Норбекову. | Дети с ОВЗ Родители Логопед-дефектолог | 25января |
6. | Арттерапия (раскрашивание гипсовых фигурок гуашью). Музыкотерапия. Бос-весна. | Формирование навыков сотрудничества детей и родителей, взаимодействие детей в процессе деятельности. | Практическое занятие. Техника работы с кистью и гуашью. | Воспитатель Логопед-дефектолог Родитель-художник | 1 марта |
7. | Что такое аффирмации (саморазговоры). | Формирование навыков использования позитивных саморазговоров с ребёнком | Беседы: Как настроить ребёнка на успех. Что говорить, когда тебе плохо. Что говорить, когда тебя дразнят. | Родители Дети с ОВЗ Логопед-дефектолог | 10февраля |
8. | Игры на развитие сенсорной интеграции. | 1. Учить перерабатывать информацию зрительную и информацию от мышц и суставов, определять положение тела в пространстве, ощущать границы тела. 2. Уметь перерабатывать одновременно слуховую информацию и информацию от мышц и суставов (процеоцептивную). 2. Быстро реагировать на изменение окружающего пространства с помощью движений. 3. Учить ориентироваться в пространстве, управлять одновременно руками и ногами. 4. Уметь концентрироваться на заданиях и распределять внимание. | Подвижные игры с родителями.
Мыльные пузыри – то пальчиками ловим по заданию, то хлопками ладошек – находясь на балансировочной доске. | Родители Дети Логопед-дефектолог | 25марта |
9. | Психогимнастика «Понимаю себя и других». | Обогащение эмоционального словаря детей и родителей. Обучение владению своими чувствами, пониманию языка жестов и мимики.
| Обучающий семинар с элементами тренинга. Арттерапия. Подвижные игры на релаксацию. Этюды. Буклеты. | Родители Дети с ОВЗ Логопед-дефектолог | 12апреля |
10. | Коллективное творчество. | Подведение итогов деятельности клуба за год. Успехи, неудачи. Обсуждение перспектив. | Просматривание фотоальбома за год. Викторина « Самый догадливый» Подвижные игры. Раскрашивание картинок по теме « Ура, каникулы!» Подвижные игры на внимание. Чаепитие. | 26 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско- родительский клуб "Вместе весело шагать"
Роль семейного фактора на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность создания клуба для родителей на базе нашего детского сада.Созданный при ДОУ родительский клуб поможет ро...
Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.
К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...
КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» «Дружно играем, себя развиваем» средней группы
Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятельности (совместное рисование своей семьи)Снизить тревожность участников, настроить ...
КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» «Путешествие в сказку» средней группы
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках; установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, объединение усилий для развития каждого ребенка.Зад...
Детско-родительский проект "Вместе весело шагать"
Актуальность проекта связана с необходимостью расширения участия родительской общественности в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО с одной стороны и повышения уровня профессиональной...
КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» в средней группе Тема: «Мастерская Деда Мороза»
КОНСПЕКТЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»Средняя группа №9 «Маргаритка» комбинированной направленностиТема: «Мастерская Деда Мороза»...
КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» в средней группе Тема: «Мир вокруг нас»
КОНСПЕКТЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»Средняя группа №9 «Маргаритка» комбинированной направленностиТема: «Мир вокруг нас»...