Образовательные ситуации на песке
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Казунина Юлия Павловна

Сегодня педагогу   при организации образовательного процесса необходимо владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями. Одной из таких технологий, которую мы используем в своей работе, является рисование песком на световом столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_situatsii_na_peske.docx313.47 КБ

Предварительный просмотр:

     Образовательные ситуации на песке.  Из опыта работы с детьми с ТНР.

    Сегодня педагогу   при организации образовательного процесса необходимо владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями. Одной из таких технологий, которую мы используем в своей работе, является рисование песком на световом столе.

   Вместе с детьми мы увлекательно погружаемся в лексическую тему через двигательную активность, то есть буквально проживаем информацию. Дети рисуют на световых столах и одновременно получают справочную информацию с обилием интересных фактов. Образовательные ситуации сопровождаются музыкой и обилием демонстрационного тематического материала. Данная методика, согласно исследованиям, способствует интеллектуальному росту, развитию познавательного интереса и огромного количества навыков, необходимых в процессе обучения.

       Песок даёт нам возможность оказаться в любом уголке мира, будь то жгучая пустыня или Крайний Север, окунуться в подводный мир или очутиться в непроходимых джунглях и даже отправиться в путешествие во времени.

    Световой стол с кварцевым песком даёт нам возможность вместе с детьми с нарушениями речи увлекательно погрузиться в лексическую тему недели: оказаться в саду с фруктовыми деревьями или на овощной грядке. Например, здесь мы упражняемся в образовании существительных множественного числа в игре «Чего много в огороде?» (огурец -много огурцов). Образовываем существительные в родительном падеже в игре «Угадай чего не стало?», закопав в песок овощ. Также визуализируем игру «Сбор урожая»: срываем и срезаем овощи, которые растут на земле, выкапываем и выдергиваем из песка муляжи овощей и складываем корнеплоды в ящик. На световом столе проводим пальчиковую игру.

В огород пойдем, урожай соберем (шагаем пальчиками по песку) 

Мы морковки натаскаем, (вытаскиваем морковь двумя пальчиками) 
И картошки накопаем, (копаем пальчиками песок)
Срежем мы кочан капусты, (“срезаем” ладошкой капусту)
Круглый, сочный, очень вкусный, (рисуем круги на песке)
Щавеля нарвем немножко (“рвём”)
И вернёмся по дорожке. (шагаем пальчиками по песку)

      Для развития диафрагмального дыхания сдуваем и раздуваем песок в играх «Что под песком?», «Выровняй дорогу», «Ямка», «Секрет» и др. 

   Отрабатываем на песке артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. При  выполнении упражнения «Лошадка»,  дети щелкают языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скачут по песку».

   Автоматизируем звуки в играх «Заведи мотор» (произносим звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисуем букву Р), «Горочка» (набираем в руку песок и произносим звук С, насыпая горку), «Клад» (находим и четко называем, что ты нашли).

    Эффективно корректируются на световом столе лексико-грамматические нарушения речи в таких играх с песком, как «Путешествие» (отрабатываются глаголы), «Подбери слово» (ищем в песке предметы, подбираем прилагательные, согласовывая их в роде с существительным).

       Дифференцируем звуки, изображая тарелки - круги на песке и просим ребенка, в тот момент когда он слышит "А" - выкладывать камень на большую тарелку, а когда услышит "У" - на маленькую). Выполняем моторные программы, рисуя последовательность двух геометрических фигур и ребенок "шагает" по ним то ребром ладони, то кулаком и одновременно произносит звуки.

Для профилактики дисграфии лепим с детьми буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я». Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным

  Песок представляет образовательную площадку и для развития математических способностей у дошкольников. В игре-путешествии «Потерянный сундук» закрепляем умение детей ориентироваться на плоскости, совершенствуем понимание пространственных соотношений (вверху, внизу, слева, справа, в центре). Помогаем Маше добраться до дома, выкладывая на песке дорожки из больших и маленьких камней, формируем понятия «длиннее-короче», «больше-меньше», тренируем порядковый счёт. В игре «Числа и цифры» ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой. Также по фрагменту закопанной цифры дети  распознают её в игре «Какая цифра спряталась?». Предлагаем ребёнку выложить столько ракушек, сколько раз другой ребёнок хлопнет в ладоши, потом на одну больше-меньше и т.п.

       Также проводим игры-экскурсии по родному городу на песке, рисуем с помощью шаблонов и трафаретов достопримечательности города Санкт-Петербурга. Таким образом мы знакомим с особенностями архитектуры нашего города.

   Благодаря организации образовательных ситуаций на песке  ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол с песком даёт большой образовательный и воспитательный эффект.

F:\5 апреля\МО\Фото для аттестации\20170314_183221.jpg F:\5 апреля\МО\Фото для аттестации\DSC02781.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Конспект игровой образовательной ситуации по ИЗО "Ягоды из песка" (рисование нетрадиционным способом - цветным песком)

Тема: Ягоды из песка (рисование нетрадиционным способом – цветным песком)         Группа: старшая логопедическая группа...

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Цель: Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки.Программное содержание: Развивать умение  делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигур...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе "Знакомство с качествами и свойствами песка и глины"

:    создать условия  для формирования у детей интереса к  исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной...

Консультация «Образовательные ситуации, как основа современной образовательной деятельности в соответствии с ФОП. Классификация образовательных ситуаций». Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербиновская Краснодарск

Обзовательная ситуация  является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения  определенных задач или зада...