Информационная справка процедуры мониторинга компонентов речи
методическая разработка по логопедии

Мельникова Валентина Миндыкановна

Диагностический инструментарий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная справка

процедуры мониторинга компонентов речи

детей логопедического пункта

МДОУ «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

     

         Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития компонентов речи ребенка старшего дошкольного возраста, количественный анализ оцениваемых показателей. Применение данной методики позволяет сравнить количественные и качественные показатели развития произносительной стороны речи в начале, в середине и в конце учебного года, а так же получить объективные данные о динамике и развитии речи каждого ребенка и группы в целом. 

Цель мониторинга: выявить состояние произносительной стороны речи:

 Разделы мониторинга:

1. Фонематическое восприятие.

2. Артикуляционная моторика.

3. Звукопроизношение.

4. Сформированность звукослоговой  структуры.

5. Навыки языкового анализа.

6. Грамматический строй речи.

7. Навыки словообразования.

8. Понимание логико-грамматический конструкций.

9. Связная речь.

Результаты мониторинга применяются при :

  • отборе методов, приемов и технологий:
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

       

       Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста О.Б. Иншаковой, элементы методики Т.А. Фотековой.

       Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга.

     Приемы диагностического изучения:

- сбор анамнестических данных;

- беседы с родителями;

- наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре;

- беседа с детьми;

- беседа с воспитателями.

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту.

       Во время проведения мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия межу педагогом и ребенком. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся на логопункте МДОУ «Детский сад № 77»

_______месяц 20_____/________учебный год

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

сформированность звукослоговой структуры

Навыки языкового анализа

Грамматический строй речи

Навыки словообразования

Понимание логико-грамматических конструкций

Связная речь

Всего баллов

Уровень

1

2

3

Учитель-логопед________________________

Уровень речевого развития определяется суммой баллов.

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

41-45 баллов

Выше среднего

32-40 баллов

Средний

23-31 балл

Ниже среднего

14-22 балла

Низкий

9-13 баллов

В графе «Итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов/количество детей

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

Фонематическое восприятие

 Цель.

Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует:

  • Оппозиционные звуки;
  • Оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
  • Звуки, смешиваемые в произношении.

Процедура исследования

Задание1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

Задание №2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением

Задание № 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.

Ребенку предлагают показать изображение на картинке.

№ п/п

Предъявление слоговых рядов

Оценка

1

ба-па

па-ба

5 баллов. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

4 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Допускает незначительные ошибки при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

3 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется при  дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

2 балла. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков,не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

1 балл. Задания не выполняет совсем.

2

са-за

за-са

3

жа-ща

ща-жа

4

ма-на-ма

на-ма-на

5

та-да-та

та-да-та

6

га-ка-га

га-га-ка

7

ча-тя-ча

тя-ча-тя

Артикуляционная моторика

Цель

Выявить:

  • наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком;
  • объем выполняемых движений (полный, неполный);
  • точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;
  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
  • длительность удержания органов в заданном положении (5-6 лет – 5 сек);
  • способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);

Процедура исследования.

Ребенку предлагают выполнить движения по подражанию.

№ п/п

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

1

Губы в улыбке

5 баллов. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный. Переключаемость своевременная. Движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении.

4 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный. При переключении движений наблюдается замедление темпа. Движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Затрудняется длительно удерживать орган в заданном положении.

3 балла. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные. Темп замедленный или быстрый. Наблюдаются трудности при переключении с одного движения на другое

2 балла. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения очень слабые, неточные. Темп замедленный. При переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений.

1 балл. Движения не выполняет совсем

2

Губы «трубочкой»

3

Язык «лопаточкой»

4

Язык «иголочкой»

5

Язык «чашечкой»

6

Щелканье языком

7

«Вкусное варенье»

8

«Качели»

9

«Маятник»

10

«Улыбка-трубочка»

Звукопроизношение

  • Выявить нарушение звукопроизношения всех групп  звуков.
  • Позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;
  • Характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков)

Процедура исследования

  1. Ребенок повторяет последовательно за педагогом все группы звуков.
  2. Произношение звуков в словах и предложениях: ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки и составить предложения по этим картинкам;  ребенку предлагается вслед за педагогом повторять названия картинок и повторять предложения.

Используется «Логопедический альбом» О.Иншаковой

№ п/п

Обследование звуков

Оценка

1

с

собака-маска-нос

5 баллов. Нарушения произношения, замен, пропусков нет.

4 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков в позиции: в словах, предложениях, в связной речи, т.е. Данные звуки не автоматизированы, не дифференцированы. При акцентировании внимания на данный звук и демонстрации правильного произношения, ребенок самостоятельно исправляет дефектное звучание.

3 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения и смешения звуков.

2 балла. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

1 балл. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/ или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

2

с

сено-василек-высь

3

з

замок-коза

4

з

зима-магазин

5

ц

цапля-овца-палец

6

ш

шуба-кошка-камыш

7

ж

жук-ножи

8

щ

щука-вещи-лещ

9

ч

чайка-очки-ночь

10

р

рыба-корова-топор

11

р

река-варенье-дверь

12

л

лампа-молоко-пол

13

л

лето-колесо-соль

14

х

хлеб-пихта-мох

15

х

духи-хитрая

16

к

кот-рука-сок

17

к

кино-руки

18

г

голуби-нога

19

г

Гена-ноги

20

й

йогурт-майка-клей

Сформированность звукослоговой структуры

Цель.

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Процедура проведения.

Ребенку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. А затем  просят ребенка повторить за ним это слово или предложение.

№ п/п

Предъявление слов

Оценка

1

скакалка

5 баллов. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

4 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить.

3 балла. Ребенок допускает ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При медленном проговаривании пытается их исправить.

2 балла. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.

1 балл. Отказывается от выполнения задания

2

танкист

3

космонавт

4

велосипедист

5

сковорода

6

кинотеатр

7

перепорхнуть

8

кораблекрушение

9

аквалангист

10

термометр

Навыки языкового анализа

№ п/п

Предъявление задания

Оценка

1

Сколько слов  в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

5 баллов – правильный ответ с первой попытки;

4 балла – правильный ответ со второй попытки;

3 балла – правильный ответ с третьей попытки;

2 балла – неверный ответ с третьей попытки;

1 балл – непонимание инструкции.

2

Сколько слогов в слове?

Дом.

Вата.

Карандаш.

3

Определи место звука в слове.

Первый звук в слове «крыша».

Третий звук в слове «школа»

Последний звук в слове «стакан»

4

Сколько звуков в слове?

Рак

Сумка

Диктант

Грамматический строй речи

№ п/п

Предъявление задания

Оценка

1

Послушай и повтори:

Птичка свила гнездо.

В саду было много красных яблок.

Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

5 баллов. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

4 балла. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

3 балла. Ребенок допускает частые ошибки при выполнении заданий, но стремится их исправить.

2 балла. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Задания не выполняет совсем.

2

Исправь ошибки:

Дом нарисован мальчик.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

3

Составь предложение:

Мальчик, открывать, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

5

Вставь пропущенное слово:

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

6

Один – дом, а если их много, то это дома.

Один стол, а много- это …

Стул - …

Окно - …

Звезда - …

Ухо - …

7

Один – дом, а много чего? – домов.

Один – стол, а много чего ..

Стул - …

Окно - …

Окно - …

Звезда - …

Ухо - …

Навыки словообразования

№ п/п

Предъявление задания

Оценка

1

У кошки – котята, а у …

Козы -…

Волка -…

Утки -…

Лисы -…

Льва- …

Собаки - …

Курицы - …

Свиньи -…

Коровы - …

Овцы - …

5 баллов. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

4 балла. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

3 балла. Ребенок допускает частые ошибки при выполнении заданий, но стремится их исправить.

2 балла. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Задания не выполняет совсем.

2

Кукла из бумаги – бумажная

Шляпка из  соломы - …

Горка изо льда - …

Варенье из вишни - …

Варенье из яблок - …

Варенье из сливы - …

Кисель из клюквы - …

Салат из моркови - …

Суп из грибов - …

Лист дуба - …

Лист осины - …

3

Если днем жара, то день жаркий, а если …

Мороз - …

Солнце - …

Снег - …

Ветер - …

Дождь - …

4

У собаки лапа собачья, а у …

Кошки …

Волка…

Льва…

Медведя…

Лисы…

Понимание логико-грамматических конструкций

№ п/п

Предъявление задания

Оценка

Покажи ключ, карандаш.

Покажи карандашом ключ.

Покажи карандаш ключом.

Нарисуй круг под крестом.

Нарисуй крест под кругом.

Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

5 баллов – правильный ответ;

4 балла – самокоррекция;

3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

1 балл – невыполнение.

Связная речь

Цель. Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания:

  • Сохранность внутреннего программирования;
  • Связность и логическую последовательность изложения;
  • Непрерывный или фрагментарный характер высказывания;
  • Наличие или отсутствие смысловых пропусков;
  • Качество использования всех языковых компонентов.

№ п/п

Предъявление задания

Оценка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 картинки).

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.

5 баллов. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

4 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения языковых компонентов.

3 балла. Нарушает связность и логическую последовательность. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения всех языковых компонентов.

2 балла. Нарушает связность и логическую последовательность. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов. Либо рассказ сводится к перечислению предметов или действий.

1 балл. Задания не выполняет совсем.

Послушай рассказ, запомни и перескажи.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по мониторингу

Цель: определить степень освоения ребенком примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2...

Аналитическая справка по мониторингу за 3 года группы "Подсолнушки"

Данный мониторинг показывает результаты нашей работы с группой за 3 года....

Аналитическая справка результатов мониторинга 02 группа раннего возраста 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка результатов мониторинга  02 группа раннего возраста  2014-2015 учебный год...

Аналитическая справка результатов мониторинга 02 группа раннего возраста за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка результатов мониторинга  02 группа раннего возраста за 2014-2015 учебный год...

справка "Эффективность регионального компонента в воспитательно-образовательной работе"

материалы тематической проверки по регионализации образовательного процесса...

Образец информационной справки, заполняемой к мониторингу по одной группе

Образец заполняемой мною информационной справки....

Понимание речи. Информационная справка для родителей.

Понимание речи - какие психические процессы участвуют в развитии понимания речи, что мы понимаем под термином "понимание речи"....