Понимание речи. Информационная справка для родителей.
консультация по коррекционной педагогике
Понимание речи - какие психические процессы участвуют в развитии понимания речи, что мы понимаем под термином "понимание речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimanie_obrashchennoy_rechi.docx | 628.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Понимание речи – это связь
звучащего слова и предмета, явления.
Например, вы слышите слово
«стул» и сразу представляете предмет,
на котором можно сидеть. Или слышите слово «дождь» и сразу представляете капли воды, лужи и сырость.
Понимание речи – процесс очень сложный и многогранный. Нам для его понимания достаточно знать, что в нем участвуют:
восприятие – получение информации через органы чувств (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние и др.)
познание – способность соединять полученные от разных органов чувств ощущения в целостные образы (круглое, гладкое, красное, ароматное, сочное, хрустящее, сладкое – это яблоко)
И восприятие, и познание у детей с ОВЗ (РАС) очень избирательное и фрагментарное. Не все, что их окружает – их интересует, поэтому не всю информацию они получают посредством органов чувств. Но даже интересующая их информация, из-за особенностей функционирования их мозга, с большим трудом складывается в целостные образы, из-за чего их впечатления об окружающей действительности разрозненные и неполные, что в конечном итоге приводит к нарушению понимания речи.
Трудности в понимании речи могут быть не только у неговорящих, но и у говорящих детей. Без понимания речи у ребенка может быть некоторый запас слов, которыми он обозначает знакомые ему предметы, но он не использует эти слова, чтобы обратиться с просьбой или рассказать что-то.
Что мы считаем «пониманием речи»?
Понимает звуки | ребенок понимает бытовые звуки, звуки улицы, дома. Например, если услышал дверной звонок или звук открывания двери ключом – бежит к двери посмотреть, кто пришел. Слышит шум едущей машины на улице – останавливается, не выбегает на дорогу. Слышит шум воды, набираемой в ванну – идет купаться и т.д. |
Понимает слово-предмет, слово-действие | Например, мы говорим «ложка» и ребенок подает нам ложку, «книжка» - несет книжку и т.д. Мы говорим ребенку «сядь» - он садится, «беги» - бежит, «стой» - останавливается и т.д. |
Понимает грамматические и логические конструкции | Понимает такие наши сообщения, как «мячик лежит под кроватью» - идет доставать мячик оттуда, куда мы указали. «Сегодня мы не пойдем в парк, потому что идет дождь» - ребенок понимает, что прогулки не будет из-за дождя. |
Понимает инструкции | «Поставь ботинки в шкаф» - ребенок выполняет сказанное. «Дай красную (большую) машинку» - дает то, что попросили. «Нарисуй травку (солнышко, дорожку)» - выполняет действие и т.д. |
Понимает вопросы | «Как тебя зовут?» - и ребенок отвечает на вопрос, называя свое имя. «Где сидит кошка?» - и ребенок показывает пальцем на сидящую кошку и т.д. |
Понимает речь в ЛЮБОЙ ситуации | Если мы говорим про ребенка, понимающего речь, то он ее понимает в любой ситуации в любом месте под любой шум – один на один с собеседником, или в многолюдном месте, на фоне бытовых или уличных шумов и т.д. |
Понимает речь ЛЮБОГО человека | Ребенок, понимающий речь, понимает речь любого человека: знакомого, незнакомого, взрослого, ребенка. У него нет привязки к интонации и голосу конкретного человека. |
Развитие понимания речи у детей –
одна из коррекционных задач
на предстоящий учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Понимание речи. Возрастные ориентиры
Консультация для родителей о возрасных ориентирах в понимании речи у детей до 3 лет....
Методика работы с родителями по чтению художественной литературы, ребенку с нарушением понимания речи.
В статье предлагается материал из опыта работы с детьми с нарушением понимания речи. Как поэтапно, с помощью родителей, воспитывающих детей с данными сенсорными нарушениями, научить ребенка слушать ху...
СПРАВКА по итогам смотра-конкурса на лучший информационный уголок для родителей
Цели и задачи смотра-конкурса:Активизация творческого потенциала педагогов детского сада, развитие наглядных форм работы с родителями.Повышение профессиональной компетентности родителей по вопр...
Информационная справка процедуры мониторинга компонентов речи
Диагностический инструментарий...
Информационная справка по взаимодействию с родителями
Информационная справка по взаимодействию с родителями...
Информационная справка по взаимодействию с родителями
Информационная справка по взаимодействию с родителями...
Информационная справка взаимодействие с родителями воспитанников
Взаимодействие с родителями воспитанников....