Выступление на тему «Игры и речь детей» с детьми раннего возраста.
опыты и эксперименты по логопедии (младшая группа)

Выступление на тему  «Игры и речь детей» из личного опыта работы с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ г. ДЕДОВСК»

ИСТРИНСКОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

143530, г. Дедовск,  ул. Энергетиков, дом 15                             т. (49831) 7-76-41,т/факс 561-75-26

 «Игры и речь детей»

детей раннего возраста.

http://ds29-dedovsk.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0.jpg

                                                            Выполнила:  воспитатель И.В. Суменко

2019 год

Развитие речи в раннем возрасте до трех лет

         В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир.  После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова.

 Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

       Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

       Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите. Если малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать.  Как можно больше говорите с ним.  В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

- Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

- Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

- Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным игровым действиям, ребёнок быстро освоит новые звуки и начнёт быстрее говорить.

Помочь развить речевой навык можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

    В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

1  Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

2  Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

3  Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4  Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

    Дети очень любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет. Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Но взрослым надо усвоить, что нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями, негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

Познаем предметы вместе

       Возьмите за правило описывать действия ребёнка. Например, «Игра разные профессии» при открытии и закрытии дверей говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

 Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись. 

Кто дольше

 В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

 Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

 Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

 Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.

 Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

 Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

 Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

 Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных.

 Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

 воробей — чирикает (чирик-чирик)

 ворона — каркает (кар-кар)

 гусь — гогочет (га-га-га)

 индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

 кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

 коза — блеет (ме-е-е)

 корова — мычит (му-у-у)

 кошка — мяукает (мяу-мяу)

 лошадь — ржет (и-го-го)

 лягушка — квакает (ква-ква)

 мышка — пищит (пи-пи-пи)

 осел — ревет (иа-иа)

 петух — поет, кукарекает (кукареку)

 пчела — жужжит (ж-ж-ж)

 слон — трубит (ту-у-у)

 собака — лает (гав-гав)

 тигр, лев — рычит (р-р-р)

 утка — крякает (кря-кря)

 филин — ухает (уху-уху)

 Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

 Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

 Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

 Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

 Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

 Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

 Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

 Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

 Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

 Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Обобщение

Игра способствует развитию речи, внимания

 Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

 Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

 Ложка и тарелка — это посуда?

 Шорты и майка — это мебель?

 Ромашка и одуванчик — это деревья?

 Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

 Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

 Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

 По очереди изображайте звонок телефона.

 Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

 Меняйтесь ролями.

 Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

 Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

 Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

 Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

 Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

 Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

 Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

 Потом меняйтесь ролями.

Больше слов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

 Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он  длинноухий, у папы глаза серые, значит, он  сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

 Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа  слон, то мама  слониха, а их ребенок  слоненок и т. д.

Потешки

 Потешок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

 Проговаривайте потешку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

 Главное  не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу потешки, а ребенок пускай закончит ее.

 Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его.

     Дети познают мир посредством касаний.

Можно устроить  пальчиковый пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

        Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

 На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому задача взрослых помочь малышу обогатить словарный запас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и текст выступления по теме «Игры с крупами для детей дошкольного возраста»

3адача педагога – не пресекать исследовательскую деятельность воспитанников, а наоборот, активно помогать.Игры с крупой используются педагогами в работе с детьми, как младшего, так и старшего до...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как о...

Выступление на МО "на тему: «Познаём играя» с детьми раннего возраста (Проект по сенсорике)

Цель: Формировать и развивать сенсорные представления у детей группы раннего возраста , через дидактические игры....