Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Поэтому, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Поэтому, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей второй младшей группы на тему
«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Поэтому, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Общение ребенка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения.
Развивающие игры для детей трёх - четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр. Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?
Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.
Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.
Мишка — пушистый, мягкий, теплый, смешной.
Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий, красивый.
Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина - металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, тот и победил.
Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
Играем в игру "Вот такие мы – антонимы".
Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — (близко)
Как играем: расскажите ребенку стихотворение: Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.
Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло – железо; вода – лед и т. д.
Предложите ребенку игру "Объединяй-ка"
Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление. Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.
Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?
Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения.
Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.
Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)
Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
Играем в игру «Скоро сказка сказывается»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них. Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?».
- Как называется эта сказка?
- О чем в ней говорится?
- Кто еще пришел в теремок?
- Что случилось в конце? И т. д.
Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.
А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше. Привлеките для этого всех членов семьи.
Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.
Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.
Игра «Рифмоплет».
Данная игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма.
Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».
Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.
Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например : лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение: На суку сидели две тетери, улетели — прилетели.
Лето красное пришло, много ягод принесло. И т. д.
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речевой активности ваших детей.
Играйте с детьми в игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребенка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, вечером в рабочие дни, когда взрослые и дети собираются вместе. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Радуйтесь успехам и маленьким победам!
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем мире. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).
Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Играйте вместе с детьми"
Консультация для родителей второй младшей группы...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Развивающие игры для детей трёх - четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное ...