сборник рекомендаций для родителей НАУЧИ МЕНЯ, МАМА
методическая разработка по логопедии

Слаутина Елена Анатольевна

В сборнике даны доступные приемы и методы коррекционно-логопедической работы с безречевыми детьми в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_nauchi_menya_mama.docx216.3 КБ

Предварительный просмотр:

Новосибирская областная общественная организация детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет»

НАУЧИ МЕНЯ, МАМА:

сборник рекомендаций для родителей

Составитель: Е.А.Слаутина, учитель-логопед ГАУ СО НСО РЦ

Новосибирск, 2014

Источник финансирования – денежные средства, полученные в виде гранта Новосибирской области на реализацию социально значимого проекта «Логопедический патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями».

В сборнике даны доступные приемы и методы коррекционно-логопедической работы с безречевыми детьми в домашних условиях.

При подготовке данного издания были использованы материалы российских авторов по воспитанию и обучению детей с проблемами развития, коррекции нарушений речи.

Сборник предназначен для семей, воспитывающих детей  ограниченными возможностями.

Содержание

  1. Логопедическое обследование неговорящего ребенка…………..
  2. Развиваем слуховое восприятие…………….…………………….
  3. Развиваем артикуляционную моторику……………………………
  4. Развиваем мелкую моторику…………………………………….
  5. Игры, направленные на познавательное развитие…………………
  6. Развиваем функции голоса и дыхания………………………………
  7. Игры на развитие общего и речевого подражания…...................
  8. Развиваемся через игру……………………………………………
  9. Развиваем речь………………………………………………………

Логопедическое обследование неговорящего ребенка

Изучение импрессивной речи (понимания речи)

Задание 1. Понимание названий предметов и действий
Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

/Files/images/obsl/21_1.jpg

Задание 2. Понимание обобщающих слов
Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

/Files/images/obsl/21_2.jpg

/Files/images/obsl/21_2_2.jpg

Задание 3. Знание частей тела человека и животных
Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением
Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов
Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

/Files/images/obsl/21_5.jpg

Задание 6. Понимание названий признаков предметов
Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительныхПредложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

/Files/images/obsl/21_7.jpg

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов
Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов
Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

/Files/images/obsl/21_9.jpg

Задание 10. Определение источника звука в пространстве
Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда
Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

Изучение особенностей сенсомоторного развития (понимание обращенной речи)

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта.

Задание 2. Праксиспозы

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3. Праксис мелкой моторики
Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис
Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис
Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез
Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

Задание 1. Изучение способности к подражанию
Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это может быть махание руками, стучание по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов
Попросите ребенку показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов
Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий
Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  1. «Отгадай, что звучит». Спрячьте за ширму предметы и игрушки, которыми можно производить различные звуки (колокольчик, барабан, бубен, фольга, дудка и т.д.). Позвените, пошуршите, постучите и предложите ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
  2. «Угадай, кто кричит». Покажите  ребенку картинки или игрушки знакомых домашних животных. Обыграйте их, подражая крику соответствующего животного. Закройте листом бумаги рот и подайте голос, подражая одному из животных. Ребенок должен угадать, кто это.
  3. «Где позвонили?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен лицом повернуться к тому месту, откуда слышен звук
  4. Ребенку предлагается прослушать звон монет в кошельке, как звучит металлическая коробочка, стеклянный стакан, если по ним постучать палочкой.
  5. Ребенку показывают 2 одинаковые игрушки разного размера (большую и маленькую). «Большая собака громко лает: АВ-АВ. Маленькая собачка тихо лает: АВ-АВ. Кто громко лает? Кто тихо лает? Как собака громко лает? Как тихо лает?»
  6. На прогулке ребенку предлагается вслушиваться звуки окружающего мира. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Аналогичным образом слушают звуки в квартире.

РАЗВИВАЕМ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ

Упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ и языка помогают подготовить ребенка к правильному произношению звуков. Каждое упражнение выполняется по 6-8 раз по 10 секунд (по возможности).

Вводные упражнения.

  1. Глоток воды. Научите ребенка глотать воду маленькими порциями. Это упражнение вызывает высокое поднятие «язычка». Можно предложить ребенку попить из маленького стаканчика или пузырька; или капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
  2. Бульканье. Набрать в рот теплой воды и несколько раз прополоскать горло маленькими порциями, стараясь одновременно воспроизвести «бульканье».
  3. Зевки. Широко открыть рот и зевнуть.
  4. Покашливание. Это упражнение вызывает сокращение мышцы задней стенки глотки. Производить произвольное покашливание 2-3 раза на одном выдохе.

Упражнения для губ

  • Улыбка– удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
  • Заборчик– верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке,
  • Трубочка– вытягивание губ вперед трубочкой.
  • Хоботок– вытягивание сомкнутых губ вперед.
  • Бублик– зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, нижние и верхние резцы не видны.
  • Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

Упражнения для языка        

  • Лопаточка: рот открыт, широко расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Чашечка: рот широко раскрыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.
  • Иголочка: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.
  • Горка: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • Трубочка: рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
  • Часики: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.
  • Качели: рот открыт, язык поднимаем вверх, опускаем вниз.
  • Футбол: рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  • Почистить губу, помыть губы (круговые движения языком).
  • Лошадка: присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно.
  • Маляр: рот открыт, широким кончиком языка водим по мягкому небу.
  • Вкусное варенье: рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу.
  • Лягушка – слоник: губы растянуть в улыбку и вытянуть трубочкой.

Речевая гимнастика

  1. Произнесите длительный звук У-У-У-У. Так гудит паровоз. Губы вытянуты трубочкой. Предложите малышу повторить звук такой же длины.
  2. Раскрыть рот, произнести звук А-А-А. Это плачет маленький ребенок.
  3. Раскрыть рот, произнести звук О-О-О. Так стонет девочка, у которой болит зуб.
  4. Э-Э-Э – ревет медведь.
  5. Губы сомкнуты, произнесите длительно звук М-М-М-М. Так мычит корова. Предложите ребенку повторить.
  6. Улыбнитесь и произнесите звук Н-Н-Н-Н. Предложите малышу повторить.
  7. Т-Т-Т – стучит молоток, Д-Д-Д – стучит по дереву дятел.
  8. К-К-К – капает вода из крана (капает дождик).
  9. П-П-П- пыхтит паровоз, Ч-Ч-Ч – крутятся его колесики.
  10. Покажите, как фыркает лошадка: Ф-Ф-Ф-Ф; как она радуется И-И-И; как цокает копытами: ЦОК-ЦОК-ЦОК.
  11. Сомкнуть зубы, округлить губы, произнести звук Ш-Ш-Ш. Так мышка шуршит (из шарика воздух выходит). Предложите малышу повторить.
  12. Растяните губы в улыбке, произнесите длительно звук С-С-С. Так кипит в чайнике вода, так течет вода из крана. Предложите малышу повторить.
  13. Ж-Ж-Ж – жужжит жук, З-З-З – звенит комарик.
  14. Прижать кончик языка за верхние зубы, произнести Л-Л-Л. Это летит самолет. Большой самолет гудит Л-Л-Л, маленький самолетик гудит Ль-Ль-Ль.
  15. Р-Р-Р – рычит тигр, работает мотор у машины.

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Раз, два, три, четыре, пять -                           разгибать пальчики из кулачка

Вышли пальчики гулять.                                пошевелить пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять –                          собирать пальчики  в кулачок 

В домик спрятались опять.

Мышка в чашечке зеленой                       делаем круговые движения указательным пальцем

Наварила каши пшенной.                         правой руки по левой ладони

Ребятишек дюжина                            сжимать в кулачок и разжимать  из кулачка пальчики

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось                        поглаживать каждый пальчик     

Ни крупинки не осталось.                            развести ручки

Мышка в норку пробралась.                      бежим пальчиками по ладошке

На замочек заперлась.                                сцепить в замочек пальчики

В дырочку глядит…                            сделать колечко из большого и указательного пальцев

Кошка не бежит?                                      поднести ладонь ко лбу

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, рекомендуется во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

– застёгивание и расстёгивание пуговиц; нанизывание различных по размеру и цвету пуговиц на леску, толстую нить; выкладывание из цветных пуговиц разнообразных узоров;

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец на тесьму;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с прищепками;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);

- игры с песком;

- занятия лепкой из пластилина, соленого теста (лепка бубликов, лепешек, кренделечков, косичек и т.д.);

- плетение косичек из проволоки, шнурков;

- занятия аппликацией (вырезание, наклеивание различных деталей).

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Упражнения на формирование представлений о цвете, форме, величине

1. Ребенку предлагаются шарики, одинаковые по размеру, но разные по цвету. Ребенок должен разложить шарики в разные коробки в зависимости от цвета;

2. «Матрешка». На столе перед ребенком выкладываются разборная матрешка и коробочки-домики для матрешек. Коробочки-домики должны быть разного размера. Ребенок разбирает матрешку, расставляет куколок на столе, затем сажает их в подходящий по величине домик-коробочку;

3. «Построй башню». Ребенка учат строить из кубиков разного размера башню, при этом внимание ребенка обращаю на размер кубиков;

4. «Собери шишки». У взрослого и у ребенка находятся игрушечные ведерки. Ребенку предлагают собрать в ведерко шишки. Взрослый кладет себе в ведерко 2-3 шишки, остальные шишки забирает себе ребенок. Взрослый хвалит ребенка: «Молодец, ты собрал много шишек, а у меня мало. Сколько у тебя шишек? Много! Сколько у меня шишек? Мало!»;

5.Ребенку предлагают для ощупывания кусочки разнообразного по фактуре материала (мех, кожа, шелк, ситец и пр.). Взрослый, вкладывает в руку ребенка кусочек ткани и проговаривает: «Мягкий. Потрогай. Какой это?» и т.д.

Упражнения на расширение пространственных представлений

  1. Ребенка сажают перед зеркалом и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, лоб, нос…». Затем эти действия переносятся на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, уши»;
  2. По инструкции взрослого ребенок учится убирать игрушки в коробочку, под коробочку, около коробочки, между коробочкой и еще каким-либо предметом;
  3. Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул, встань рядом со столом, залезь под стол, встань между стулом и кроватью» и т.д.;
  4. Играя с мячом, взрослый называет свои действия: «Мяч вверху, мяч внизу, мяч слева, мяч справа». Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения.
  5. Ребенка учат складывать разрезные картинки из двух частей.

РАЗВИВАЕМ ФУНКЦИИ ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ

Дыхательные упражнения подготовят артикуляционный аппарат к усвоению звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 2минут.

  1. «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть руки свои и мамины. Рот при выполнении упражнения должен быть широко раскрыт.
  2. Ветряная мельница (вертушка). Ребенок дует на лопасти игрушки.
  3. «Снегопад». Сделайте из ваты снежинки (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку и предложите подуть на нее.
  4. «Бабочка». Вырежьте из бумаги бабочку. Прикрепите к бумажной бабочке нитку. Удерживая бабочку на уровне лица ребенка, предложите подуть на нее.
  5. «Задуй свечу». Взрослый предлагает ребенку так подуть на свечу, чтобы она погасла.
  6. «Перышко». Ребенок сдувает с ладони взрослого (своей ладони) перышко.
  7. «Лопнула шина». Ребенок разводит руки перед собой. На выдохе произносит медленно звук Ш-Ш-Ш-Ш. Руки при этом медленно сближаются.
  8. «Накачаем шину». Ребенка просят медленно наклоняться вперед, произносить звук С-С-С на выдохе. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
  9.  Во время прогулки летом предложите ребенку подуть на белую шапочку одуванчика, осенью сдуть с ладони сухие листья деревьев, зимой сдуть снежинки с рукавицы.
  10.  Во время купания можно ребенку предложить игру с плавающими игрушками – подуть на кораблик, уточку и т.д.

Голосовые упражнения

  1. Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков:

ааааааа……

ооооооо……

ууууууу……

Плавно на выдохе произнесите с ребенком слоги:

ди-ди, до-до, ду-ду, да-да и т.д.

  1. «Медведица». Взять для игры двух медведей разной величины. Взрослый проговаривая стихотворение сжимает кулаки и попеременно опускает их на колени. Проговаривая «э-э-э», взрослый подчеркнуто артикулирует: его рот широко раскрыт.

К нам медведица пришла,

Громко песню завела: «Э-э-э» (громко).

Крошка мишка прибегал,

Маме тихо подпевал: «Э-э-э» (тихо).

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ

  - "Ёжик". Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.

Ход игры: Игра проводится на ковре, ребенок стоит напротив взрослого.

– Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а ты повторяй за мной!

Вот свернулся ёж в клубок,                      (присаживаются на корточки)

Потому что он продрог.

«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»                         (говорим жалобным голосом вместе с ребенком)

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

«АЙ-АЙ-АЙ!»                    (говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)

Игру можно повторять несколько раз.

 - "Бьём в барабан". Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ. Оборудование: барабан.

Ход игры: Предложите ребенку «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.

– А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»

При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.

Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится ребенку, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:

– Барабанить можно по-разному. Давай бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяй за мной!

Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант. Когда ребенок хорошо запомнит игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевое сопровождение к ним в одной игре.

– Бьем в барабан – «ТА-ТА-ТА!» Поиграем на дудочке – «ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком – «ДОН-ДОН-ДОН»! Поиграем на балалайке – «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»

Более сложный вариант игры – действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.

 - "Ехали-ехали". Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИ и др.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в игру «Ехали-ехали».

– Слушай и повторяй за мной!

На лошадке ехали,                      (легонько приседаем, руки вытянуты вперед

В огород заехали.                      будто держим вожжи)      

ГОП-ГОП-ГОП!

ГОП-ГОП-ГОП!                              

На машине ехали,                      (хлопки ладошками)

До угла доехали.                       (повороты руками, которые будто держат руль)

БИ-БИ-БИ!

БИ-БИ-БИ!                                  (большим пальцем надавить на сигнал)

Паровозом ехали,

До горы доехали.                  (круговые движения руками)

ТУ-ТУ-ТУ!

ТУ-ТУ-ТУ!                                    (широкое движение рукой, согнутой в локте,

 сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)

 - "Куколка". Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.

Оборудование: кукла.

Ход игры: Дайте  ребенку куколку и предложите игру. – Куколка устала, она хочет спать. Давай уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ».

Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Ребенок повторяет за взрослым, укачивая свою куколку. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.

– Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ!

Кукла «танцует и кланяется».

– А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помоги своей куколке потанцевать и спеть песню.

При необходимости помогите ребенку совершить игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.

 - "Гости". Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.

Ход игры: Постройте вместе с малышом домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».

– Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!»

– «ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости...

Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте ребенка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.

В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.

Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у малыша интереса сверните игру.

 - "На! Дай!". Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами. Оборудование: игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.

Ход игры: Продемонстрируйте ребенку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

– НА, зайка, МЯЧИК! На!

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»

Предложите малышу дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек).

РАЗВИВАЕМСЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игры с кубиками

 - «Дорожка».Выкладываем кубики в ряд на полу. Дорожка может быть длинной и короткой, одного цвета и с чередованием разных цветов. По дорожке могут ходить куклы и другие игрушки, могут ездить машинки.

– Давай сделаем дорожку из кубиков! Ставим кубик, рядом еще кубик – вот так! Давай сделаем длинную дорожку! Какая замечательная получилась у нас дорога! Идет кукла по дороге – топ-топ-топ!

-«Гости», «Теремок».– Сегодня мы будем строить из кубиков дом. Ставим кубики рядом – это стены. А это вход. Вот дверь – можно открыть дверь, а можно закрыть. Кто будет в домике жить? Зайчик. Тут идёт мимо белка и говорит: «Какой красивый домик! Тук-тук! Кто в домике живёт?» Заяц отвечает: «Это я, зайчик, заходи в гости!» и т. д.

 - «Поезд».Выкладываем кубики в ряд на полу (лучше использовать крупные пластмассовые кубики) – это вагоны поезда. Затем ставим на каждый кубик

Игры с машинками

 - «Машина едет!».Покажите ребенку, как по-разному может ездить машина: прямо вперед, давать задний ход, может ездить быстро или медленно, поворачивать направо или налево. Можно в качестве дороги с поворотами использовать узоры на ковре. Покажите, как машина сигналит: «Би-би!»

- «Гараж для машины».Постройте для машины гараж из кубиков. Покажите, как машина заезжает в гараж и выезжает из него.

Игры с мячами

- «Кидай мяч! Лови мяч!».Сначала взрослый показывает, как можно кидать мячи: большие и средние обеими руками, а маленькие – одной рукой. После этого показывает, как следует ловить мяч, быстро хватая его обеими руками.

- «Попади в корзину!».В игре используются небольшие мячики, коробка или корзина. Взрослый и ребенок становятся на расстоянии 50 см от коробки или корзины, стоящей на полу. Взрослый показывает, как захватывать мяч и бросать его, пытаясь попасть в корзину. Затем предлагает ребенку повторить за ним действия. Постепенно расстояние до цели можно увеличивать. В дальнейшем можно предложить забросить мяч в коробку или корзину, стоящую на высоте.

Игры с куклами

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий.Оборудование: разнообразные куклы-дети, кукольная одежда, посуда и мебель, коляска и т. д.

Ход игры: Дети, в первую очередь девочки, любят играть с куклами. Но чтобы развить, расширить, усложнить игру малышей 1–3 лет, полезно познакомить их с разнообразными действиями с куклой.

 - «Спать пора!».Покажите, как укладывать куклу спать: сначала покачать ее на руках из стороны в сторону, тихо напевая: «А-а-а!», затем уложить в кроватку или коляску, накрыть одеялом и т. д.

 - «Кукольный обед».Покажите, как готовить еду, помешивая ложкой в кастрюльке, как накрывать на стол – раскладывать посуду, как кормить с ложки и поить куклу. После обеда кукле можно вытереть рот салфеткой, убрать со стола и вымыть посуду.

 - «Наряжаемся!».В этой игре можно использовать ненужные шарфы и платки, а также разнообразную кукольную одежду. Сначала покажите малышам, как можно закутать куклу в платок или шарф, затем можно учиться надевать на нее одежду и обувь.

 - «Кукла танцует и поет!».Возьмите куклу и покажите разнообразные действия, которые она может выполнять, – ходить, прыгать на месте, хлопать в ладоши, кружиться, садиться, танцевать, петь песенку: «Ля-ля-ля!». В такой игре обычно используются гибкие куклы, например тряпичные.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Постоянный разговор с ребенком        

        С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и т.д. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Умывание

 - «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Водичка течет из крана  - С-С-С. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Сборы на прогулку

- «Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку» и т.д.

На прогулке

– «Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет - кап-кап-кап. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков».

Приготовление обеда

– «Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так».

Построим дом

– «Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда».

        Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Накопление пассивного словаря

        Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. Для запоминания ребенку предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может манипулировать, что чувствует.

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) – протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) – покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) – взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект) – показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) – взмах ладонью по направлению к себе;

хорошо (одобрение) – сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) – погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) – указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) – прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) – смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) – берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) – машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) – развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) – приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) – показать указательный пальчик.

Игры для развития пассивного словаря

 - "Покажи, где мама". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря. Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.

– Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?

 - "Румяные щёчки". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица. – Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.

– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

 - "Зеркало". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий. Оборудование: большое зеркало.

Ход игры: Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

– Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и  т. д.

Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.

– Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает и т. д.

 - "Посидим, полежим!". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия предметов мебели и их назначение.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

– Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т. д.

Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.

– Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

– Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т. д.

 - "Встречаем гостей!". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – ориентировка в помещении (квартире), понимание названия комнат и их назначения. Оборудование: кукла или другая игрушка.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости.

– Вот к нам в гости пришла матрёшка. Давай покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрёшка спрашивает, где кладовка. Покажи!

В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире.

– Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят?

 - "Прятки". Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки». Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко и др.

Ход игры: Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите ребенку игру.

– Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. Молодец, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. Найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу и т. д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.

В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

 - "Покажи картинку!". Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам. Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх. Попросите ребенка найти и показать нужную картинку.

– Смотри, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Покажи кубик. Правильно. Найди и покажи пирамидку. Молодец! Покажи самолет и т. д.

 - "Где много, а где мало?". Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).

Ход игры: Разложите перед ребенком картинки. Затем дайте задание.

 Покажи, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?

 - "Большой или маленький?". Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов. Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить ребенка использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.

Покажите ребенку большой и маленький мячики.

– Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (взрослый делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите (взрослый побуждает ребенка сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! Большой мяч.

В речевом сопровождении игры взрослый выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007;
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. - М., Айрис пресс, 2004;
  3. Громова О.Е. методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2007;
  4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – Москва.: Издательский центр «Техинформ», МАИ. 1997;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»

Цель:            Повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:Ø        показать значение артикуляцион...

консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Задачи: показать значение артикуляционной гимнастики; познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнасти...

Научи меня, мама, говорить красиво.

В статье описывается важность участия родителей в  развития речи  дошкольника....

Консультация для родителей "Научите меня плавать"

Рекоментадации для родителей по обучению плаванию детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Научи меня читать"

Консультация для родителей " Научи меня читать"...

Научи меня мама

Все чаще и все больше малышей пришедших в детский садик сталкиваются с бедой, которой могло бы не быть, если бы мама помогла в нужный момент....

Научи меня, мама, говорить красиво!

Научи меня, мама, говорить красиво!...