Научи меня, мама, говорить красиво!
консультация

Научи меня, мама, говорить красиво!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №17

с.Пушкарное Белгородского района

Белгородской области «

Перелыгина Анна Олеговна.

Научи меня, мама, говорить красиво!

Каждая мама задумывается о том, чтобы её ребёнок получил хорошее образование, был благополучным и успешным человеком в будущем. Способности детей влияют на их жизнь, но не малое значение имеет правильное звукопроизношение и развитие речи в целом.

Формирование звукопроизношения у детей проходит очень индивидуально, это зависит от того, какой образ жизни вела мама во время беременности, как протекала сама беременность, как прошли роды.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить четыре этапа речевого развития: подготовительный (с момента рождения до года), преддошкольный (от года до трёх лет), дошкольный (от трёх до семи лет), школьный (от семи до семнадцати лет).

В подготовительном этапе важно отметить первый крик у ребёнка при рождении. И крик, и плачь ребёнка, активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В 1,5-3 месяца появляется «гуление» - если кто-то из родных начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта в 7-8,5 месяцев, при нормальном развитии ребёнка, «гуление» постепенно переходит в лепет - появляются слоги и первые слова малыша, например: «Ма-ма» - говорит ребёнок, и это относится именно к маме. В 8-10 месяцев расширяется объём лепетных слов, которые ребёнок проговаривает за взрослыми, подражает интонации, темпу, ритму, мелодичности речи.

Преддошкольный этап длится всего несколько месяцев и к трём годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции (мама, маме, маму), пользуется трёх-четырёхсловными предложениями. В период до 3-х лет все функции ЦНС, в

процессе естественного формирования, легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции искажается и в дальнейшем не всегда удаётся родителям и воспитателям, в полном объёме, сформировать полноценную речь.

В трём года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей головного мозга и ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка и накапливает определённый лексический запас.

Дошкольный период характеризуется интенсивным речевым развитием детей и к концу дошкольного периода дети должны владеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

В школьном периоде продолжается совершенствование связной речи, у детей происходит сознательное усвоение грамматических правил, звукового анализа и синтеза, формируется письменная речь.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом, она выполняет коммуникативную, обобщающую и регулирующие функции. Речевая деятельность реализуется в следующем - слушание (аудирование), говорение (произношение), чтение, письмо (письменная речь).

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому необходимо заблаговременно предупреждать различные недостатки в произносительной, фонематической, грамматической стороне речи, т.е. обязательно проконсультироваться со специалистом - только совместная с ним работа может провести коррекционную работу.

Находясь со своим ребёнком дома или на прогулке, нужно проводить профилактику речевых недостатков. Для этого должно быть желание родителя помочь, а материал для работы всегда найдётся - главное включить своё воображение, ведь творческий подход необходим для того, чтобы заинтересовать ребёнка. Успех в значительной мере обеспечивается положительными эмоциями, переживаемыми ребёнком в процессе занятий. Высказывание И.П. Павлова «Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».

В дошкольном возрасте все занятия проводятся в игровой форме, т.к. игра – это основной вид деятельности детей. Только через игровую форму можно реализовать поставленные цели и задачи.

Каждый день необходимо выделять время для чтения ребёнку любимых художественных произведений, сказок, стихов, в тексте которых имеются «нужные» звуки. Ребёнок договаривает или проговаривает с родителем тексты, это положительно влияет на звукопроизношение, развитие речи, памяти, внимания и мышления.

Известно, что в любой деятельности ребёнок всесторонне развивается, но развитие мелкой моторики влияет на развитие речи. Такие игры, как мозаика, шнуровки, пазлы, бусины, мелкий конструктор и такая деятельность, как рисование, лепка, аппликация, инсценировка сказок с помощью пальчикового театра и других игрушек – первые помощники родителям для гармоничного развития ребёнка.

Ребёнку свойственно подражательная деятельность, он берёт со взрослых и сверстников пример. Родителю нужно дать правильный образец звукового и речевого общения, объяснять новые слова, избегать слов-паразитов и быстрый темп речи и общаться с ребёнком на уровне его глаз: наклониться или присесть, так ребёнок лучше и внимательнее усвоит речь, и увидит правильную артикуляцию звуков.

Когда ребёнок задаёт много вопросов или рассказывает о том, что сегодня интересного произошло с ним в садике или на прогулке – это отличная возможность, чтобы выслушать ребёнка и ответить на все интересующие его вопросы. Очень важно не избегать этих моментов в общении с ребёнком, а наоборот побуждать к рассказыванию, к положительным эмоциям, тем самым вы помогаете развивать словарный запас, логическое мышление, память, внимание и хорошие дружеские отношения с вашим ребёнком.

Главные составляющие красивой речи, это внятность, чёткость, правильность, интонационная выразительность, умеренный темп и словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Научи меня, мама, говорить красиво.

В статье описывается важность участия родителей в  развития речи  дошкольника....

Презентация " Мама, научи меня говорить!"

Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел язы...

Консультация - практикум для родителей младшей группы: "Мама, научи меня говорить !".

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет            в условиях семьи....

Научи меня мама

Все чаще и все больше малышей пришедших в детский садик сталкиваются с бедой, которой могло бы не быть, если бы мама помогла в нужный момент....

Консультация для родителей "Научите меня говорить красиво"

консультация из цикла "Сам себе логопед"...

сборник рекомендаций для родителей НАУЧИ МЕНЯ, МАМА

В сборнике даны доступные приемы и методы коррекционно-логопедической работы с безречевыми детьми в домашних условиях....