Методики диагностики письменной речи у школьников
консультация по логопедии
Методики диагностики письменной речи у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_diagnostiki_pismennoy_rechi_u_shkolnikov.docx | 71.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед М.А. Мартынова
Методики диагностики письменной речи у школьников
Исследования особенностей письменной речи. [Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. - 2-е изд., испр. и доп.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.]
Инструкция для учащихся 2-го класса
Я буду диктовать, а ты пиши.
Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина.
Оценки
2-й класс
45 — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия; 2) за грамматические ошибки на письме.
Штрафные баллы для обоих типов ошибок начисляются по следующей шкале:
0 — отсутствие ошибок;
(–5) — одна ошибка;
(–10) — две ошибки;
(–15) — три и более ошибки.
Максимальная оценка — 45 баллов.
Проба Бентона [Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.]
Экспериментатор показывает ребёнку один из верхних образцов. Затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остаётся открытым для сравнения.
Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.
Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю.
Количественная оценка: |
Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.
Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.
Ошибки, таким образом, делятся на «естественные» и «органические». Следует учесть, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.
Графо-моторная методика «Срисовывание фигур» [Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.]
Задание обладает довольно высокой диагностической способностью в отношение нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-моторной координации. E. Taylor (1959) предложила набор фигур для копирования, отобранный ею из существующих психометрических методик, наиболее адекватных, по её мнению, для решения вышеуказанных задач. Без грубых погрешностей большинство детей с 7 лет воспроизводят по образцу все пять предложенных фигур. Без грубых погрешностей большинство детей воспроизводят по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 —с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет. Следовательно, в соответствии с вышеуказанными критериями данный набор фигур адекватен для нейропсихологической диагностики у детей 4 лет и старше. В этом случае возрастные нормативы выполнении вышеперечисленных фигур будут соответствовать вышеназванным с поправкой иа 1 год у детей с сохранным интелектом, на 2 года — у детей с задержкой психического развития, на 3 года — у детей с умственнои отсталостыо в степенидебильности.
Анализируя фонематические процессы [Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.], следует различать в них три аспекта: фонематическое восприятие (различение фонем), фонематические представления и навыки фонематического анализа и синтеза. Если первая из перечисленных функций формируется у ребёнка спонтанно, без направленного обучения, то последние две нуждаются в нём. Навыки фонематического анализа в полной мере формируются уже в добукварный и букварный период обучения.
При исследовании фонематического восприятия, т. е. способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, ребёнку старше 8 лет предлагается прослушать приведенные ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку.
Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».
3 – С
1. Хозяйка сварила зуб.
2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.
3. У девочки болел суб.
4. На лугу паслась коса.
П– Б
1. Воду хранили в почке.
2. На цветке сидела папочка.
3. Мальчик бил воду из стакана.
4. Из чайника шел бар.
Фонематические представления исследуются следующим образом:
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ша-жа, жа-ша;
са-са-ша, ша-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа;
по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра, ра-ла;
па-па-ба, ба-ба-па, да-та-да, та-да-та.
2. Придумать слова, начинающиеся со звуков: [р], [с], [ш], [п], [д], [т].
При исследовании фонематического анализа и синтезаиспользуются следующие приемы:
1. Выделение гласного (ударного и безударного) в начале слова: игра, азбука, утёнок, огурец, уточка, арбуз, ослик.
2. Выделение согласного в начале слова: крыло, мяч, сажа, зеркало.
3. Задание «Собери слово из звуков» ([к],[о],[т]; [м],[а],[к]; [с],[л],[о],[н]; [п],[л],[о],[т]).
4. Назвать звуки в словах по порядку: сок, лаки, мишка.
Исследование чтения букв. [Обследование чтение и письма у младших школьников. Н. Н. Баль, И. А. Захарченя Минск, «Ураджай» 2001]
Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.
Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3-В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.
Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: "Правильно ли написана эта буква? ", "Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?", "Покажи и скажи, что в них неправильно".
Аа | Бб | Вв | Гг | Дд | Ее |
Жж | Зз | Ии | Кк | Лл | Мм |
Нн | Оо | Пп | Рр | Сс | Тт |
Уу | Фф | Хх | Цц | Чч | Шш |
Щщ | ы | ъ | Ээ | Юю | Яя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников автор Фотекова Т. А.
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефект...
Экспресс-диагностика обследования речи младших школьников
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и...
Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)
Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет....
Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста
Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....
Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста)
Диагностика позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 6 – 7 лет в сокращенном варианте, позволяющем оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребен...
Технология логопедического обследования Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой
Определение путей и средств коррекционно –развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере...
Презентация "Методики диагностики развития речи дошкольников"
Презентация "Методики диагностики развития речи дошкольников"...