Календарно-тематический план работы оказания логопедической помощи
календарно-тематическое планирование по логопедии
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_po_nedelyam.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Заведующий НРМ ДОБУ детский сад «Лесовичок»
Пулик Е.И.____________
ПР № ______от_______2021 г
Календарно-тематический план работы
оказания логопедической помощи НРМ ДОБУ детский сад «Лесовичок»
на 2021-2022 учебный год
Учитель-логопед:
Хабибуллина Людмила Владимировна
СентябрьНеделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух Слуховое внимание | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
3 неделя | Знакомство с артикуляционным аппаратом стр. 17 Репина З.А., Буйко В.И. | Развитие дыхания: формирование плавного выдоха. Упражнение «Осенние цветочки» -медленно набираем воздух через нос. Ах, как приятно пахнет! (Следить, чтобы плечи у ребенка не поднимались.) | В три одинаковые непрозрачные бутылки насыпаны горох, пуговицы, манная крупа. Логопед встряхивает бутылки. Ребёнок определяет на слух, что находится в каждой бутылке. | Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, пальчики – удальчики. |
4 неделя | Сказка о веселом язычке | Развитие дыхания: формирование плавного длительного вдоха. Упражнение « Узнай овощ» - перед ребенком стоит блюдо с овощами (лук, чеснок, укроп, огурец). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный овощ. | Развитие слуха: - угадай, что звучит? Используется ширма и музыкальные инструменты ( дудочка, колокольчик, барабан, металлофон). | Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и « стрелять», состязаясь в меткости. Мячик мой не отдыхает, По ладони он гуляет. Взад-вперед его качу, Влево - вправо – как хочу. Сверху – левой, снизу – правой. |
Октябрь
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Артикуляционная гимнастика для постановки звуков | Развитие дыхания: формирование плавного длительного вдоха. Упражнение « Узнай фрукт» - перед ребенком стоит блюдо с фруктами (апельсин, лимон, яблоко). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный фрукт. | Развитие слуха. Логопед стучит по металлофону, ложкой по чашке, щёлкает ножницами, переливает воду и т.д. Ребёнок, стоя спиной, рассказывает, что делает логопед. | Массаж шестигранным карандашом. Пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении В правой и левой руке. Карандаш в раках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. |
2 неделя | Развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Ветерок» -подуть на ветку с листочками. В этот солнечный денёк Дуй - подуй, мой ветерочек! Ветерочек – ветерок, Дуй - подуй, мой ветерок! | Развитие слуха: Упражнение «Назови слова для Мишки». Логопед говорит ребёнку: « Плюшевый Мишка думает, что ты знаешь много слов. Мишка просит , чтобы ты научил его произносить их. Мишка плохо слышит, поэтому нужно произносить слова громко и внятно». Ребёнок произносит слова. Логопед в роли мишки повторяет эти слова, но иногда заменяет один звук на другой (кубик – пубик). Ребёнок должен исправить логопеда | Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два орехи между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет, Буквы ровные писать. | |
3 неделя | Развитие дыхания: Формирование плавного длительного выдоха. Ребенок играет на дудочке. | Упражнение №1 | Упражнение « Щелкунчики» - каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме. | |
4 неделя | Развитие дыхания: Формирование плавного выдоха. Упражнение «Подуй на шарик» -дуть на шарик в тазике с водой. Упражнение «Сдуй с ладони перышко». | Упражнение №2 | Упражнение «Кус – кус» - бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. |
Ноябрь
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Артикуляционная гимнастика для постановки звуков | Развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Сдуй снежинки со снежной поляны» -дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки. | Упражнение №3 | Упражнение « Узелки» -завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы. |
2 неделя | Артикуляционная гимнастика для постановки звуков | Развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Чей комочек дальше улетит?» -дети сдувают с листа бумажные комочки. | Упражнение №4 | Упражнение « Прогулка» -с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать по шагу. На прогулку мы пойдём, И в футбол играть начнём. И с хорошей тренировкой, Каждый станет сильным, ловким. |
3 неделя | Артикуляционная гимнастика для постановки звуков | Развитие дыхания: Формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Паровоз громче и дольше подаёт сигнал?» - логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает ребенку сделать то же, не надувая щёк. | Упражнение №5 | Упражнение « Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними Пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Две новые клиновые Подошвы двухметровые: На них поставили две ноги, И по большим снегам беги. |
4 неделя | Артикуляционная гимнастика для постановки звуков | Развитие дыхания: Формирование плавного носового вдоха. Ребёнок получает две коробки – с еловыми иголками и апельсиновыми корками. Логопед предлагает понюхать содержимое каждой коробки и подобрать коробку с аналогичным ароматом из его набора. | Упражнение №7 | Упражнение «Волшебные верёвочки» - из различной длины и цвета верёвочек, заплетать косички, рисовать цветы, различные предметы. |
Декабрь
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Развитие комбинированного дыхания: Вдох носом, выдох ртом - ребенок получает стакан с водой, и трубочку для коктейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав губами трубочку. Дети учатся контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки). | Упражнение №8 | «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с бортиками высотой 7–8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать. | |
2 неделя | Развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом. Игра « Мотылек» - на уровне глаз ребёнка прикреплен шнурок с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Логопед предлагает подуть на мотыльков определенного цвета и величины. ( На лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетел. И т. д.) | Упражнение №9 | «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3–5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана. | |
3 неделя | Развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом. Упражнение « Лёгкие шарики» - ребенок дует на легкий пластмассовый шарик, так, чтобы он долетел к игрушке. | Упражнение №10 | «Волшебный мешочек». Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке: а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо); б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними). | |
4 неделя | Подготовка к новогодним утренникам |
Январь
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Новогодние праздники | |||
2 неделя | Развитие дыхания: формирование плавного выдоха. Упражнение « Двигаем пёрышко» -ребёнок дует в трубочку направленную на перышко, лежащего на столе. | Упражнение №11 | «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца. Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. | |
3 неделя | Развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха. Ребёнок дует на султанчики. | Упражнение №12 | «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками – «здороваются». Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. | |
4 неделя | Развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха. Ребёнок надувает воздушный шар. | УПРАЖНЕНИЕ №13 | «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу. |
Февраль
неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Развитие дыхания: Формирование сильного длительного выдоха. Упражнение «Кто задует свечку одним выдохом?» Ребёнок дует на «свечу» - деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком. | Упражнение №14 | «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля». | |
2 неделя | Развитие дыхания: формирование плавного вдоха. Пускать мыльные пузыри. | Упражнение №15 | «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами – безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя. | |
3 неделя | Чередование дыхания: нос (вдох) - рот (выдох), рот (вдох)- нос (выдох). | Упражнение №16 | «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым – вторым, первым – пятым пальцами. | |
4 неделя | Развитие дыхания: ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох. | Упражнение №17 | «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе. «Краб» движется по столу влево -вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки – остальных пальцев правой руки – большого пальца левой руки – остальных пальцев левой руки. |
Март
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Развитие дыхания: ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй. | Упражнение №18 | «Солим суп» Ребёнок опускает руки в миску с солью и выполняет перетирающие движения большим, указательным, средним пальцами. | |
2 неделя | Развитие дыхания: ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох на счет 1,2,3,4,5 | Упражнение №19 | Упражнение «Повар» с использованием «пальчикового бассейна». Варим, варим, варим щи. (Выполнять движения по дну «бассейна» круговые движения кистью по часовой стрелке.) Щи у нас хороши. (Выполняются аналогичные движения кистью против часовой стрелки.) | |
3 неделя | Развитие дыхания: Упражнение « Гудок» - на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук м-м-М-М-м-м. | Упражнение №20 | «Прикрепи лучики к солнышку» прикрепить прищепки разных цветов к шаблону «Солнышко», затем откреплять прищепки по инструкции. | |
4 неделя | Развитие дыхания: Упражнение «Вой ветра» - на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук в-в-В-В-в-в. | Упражнение №21 | Работа с трафаретами |
Апрель
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Развитие дыхания: Упражнение «Свеча» - ровный медленный выдох (пламя свечи) и его нужно удержать в этом положении. | Упражнение №22 | Упражнение «Обезьянки» См. дидактич. пособие | |
2 неделя | Развитие дыхания: Упражнение « Погаси свечу» - ребёнок делает вдох, затем секундная задержка дыхания и несколько выдохов – толчков – фу- фу- фу. | Упражнение №23 | Нарисуй рисунок по клеточкам. См. дидактич. пособие | |
3 неделя | И. п. – руки перед собой, вдох носом – руки развести в стороны, медленный вдох – руки свести так, чтобы встретились ладони. | Упражнение №24 | Собери пирамидку по образцам. См. дидактич. пособие | |
4 неделя | Развитие дыхания: Упражнение « Комар» Стр.зз Крупенчук | Упражнение №25 | Работа с пазлами |
Май
Неделя | Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Фонематический слух | Пальчиковая гимнастика (самомассаж кистей рук) |
1 неделя | Развитие дыхания: На одном вдохе, выдыхательными толчками ребёнок произносит звук «Ф» 5 раз (6-10). Ладонь лежит на животе, контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звука. | Упражнение №26 | Пальчиковый театр | |
2 неделя | Развитие речевого дыхания: Упражнение Антенна» - ребёнок делает вдох и на выдохе произносит звук «И», представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх. | Упражнение №27 | Упражнение « Узелки» -завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы. | |
3 неделя | Развитие дыхания: Упражнение «Ворона» - руки опущены вдоль туловища, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки - выдох, и произносим: «Кар!» | Упражнение №28 | Упражнение « Щелкунчики» - каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме. | |
4 неделя | Развитие дыхания: Упражнение «Надоедливый комар» - руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох – руки разводим в сторону. Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями. | Упражнение №29 | Шнуровки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)
Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Профессии"
Календарное планирование на неделю....
Календарно-тематическое планирование для старшей логопедической группы
Календарно-тематическое планирование дя старшей логопедической группы по ФГОС на 2015-2016 сентябрь, октябрь...
Календарно - тематическое планирование в средней логопедической группе
Данный материал содержит ежедневное планирование корррекционной работы с детьми в игровой форме....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе
Использование таких образовательных технологий как:-личностно - ориентированные (позволяют учитывать индивидуальное развитие каждого ребенка группы);-информационно-коммуникационные технологии (нахожде...
Календарно - тематическое планирование в старшей логопедической группе. Тема недели "Игрушки"
Календарно -тематическое план разработан в соответствии ФГОС...