Технологии преодоления заикания у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Леонова Ольга Сергеевна

Рассмотрены логопедические технологии, позволяющие добиться основной цели - выработки устойчивой плавной речи у детей с заиканием.

Для формирования навыка плавной речи применяется целый ряд логопедических технологий:

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

2. Регуляция эмоционального состояния.

3. Развитие координации и ритмизации движений.

4. Формирование речевого дыхания.

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

6. Развитие просодической стороны речи.

7. Развитие планирующей функции речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный центр» Созвездие»

ДОКЛАД

Тема: «Технологии преодоления заикания у детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении

учителей-логопедов и учителей-дефектологов

МБОУ «Образовательного центра «Созвездие»

Составила: учитель-логопед

Леонова О.С.

18 февраля 2020г.

Проблема преодоления заикания известна с древних времен. В наше время данной проблемой занимались Р.Кен, Либманн А. ,Г. Д. Неткачев, Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, М. Е. Хватцев, Н. А. Власов, Ф. А. Рау, В. И. Селиверстов, А. И. Лубенская.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния, заикающегося разными средствами и различными специалистами.

При реабилитационной работе с заикающимися основной целью является выработка устойчивой плавной речи.

Для формирования навыка плавной речи применяется целый ряд логопедических технологий:

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

Для того, чтобы разорвать “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений необходимо проводить специальные речевые режимы, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

В период «режимов» активно используются техники невербального общения, что способствует снижению эмоционального напряжения.

2. Регуляция эмоционального состояния.

Для регуляции эмоционального состояния рекомендуется использовать системы аутогенной тренировки, основным методическим приемом которых

является расширенная формула спокойствия. Такая формула включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций.

Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Выполнение упражнений происходит в определенной последовательности (мышцы рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата) и чередовании напряжения (кратковременно) и расслабления (длинно).

3. Развитие координации и ритмизации движений.

Для нормализации состояния моторных функций заикающихся необходимо решить следующий ряд задач: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики; развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Для решения данных задач активно используются методы логопедической ритмики, которая является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка; 2) упражнения, регулирующие мышечный тонус; 3) упражнения для развития чувства темпа и ритма; 4) упражнения на развитие координации речи с движением; 5) пение; 6) игра.

С целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки:

1. «послоговый ритм” или теннинг (проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность).

2. «полный стиль произнесения» (основа для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи).

3. «пословный ритм» (движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы, при этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы).

4. Формирование речевого дыхания.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа.

На первом этапе «Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата» идет работа над постановкой диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа, т.к. в этом положении тела мышцы слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Используют различные игровые приемы (задуй свечку, накачай шину, жук жужжит и т.д).

Следующим этапом работы является формирование длительного фонационного выдоха. Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. Затем предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе (А, О). Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А — О — У — И (эталон гласных звуков).

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

У заикающихся нередко наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата (“зажимы”), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дисфонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит: 1) развитие силы и динамического диапазона голоса; 2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; 3) развитие мелодических характеристик голоса.

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.3. Арутюнян, 1993 и др.).

6. Развитие просодической стороны речи.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи: 1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка. 2. Нормализация процесса речевого паузирования. 3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. 

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения интонационной выразительности является использование междометий в передаче интонаций радости (Ax! Ox!), печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т.п.

7. Развитие планирующей функции речи.

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала. Пример: Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист). Развитие данной функции речи подробно рассмотрено в методике Н.А. Чевелевой (1978), С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой (1980).

Важное значение имеет психолого-педагогическая работа, направленная на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.

Более подробно с методикой воспитательной работы, направленной на воспитание личности заикающегося ребенка, можно ознакомиться в работах Г.А. Волковой “Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников”, В.И. Селиверстова “Заикание у детей”, 1993; И. Г. Выгодской и др. “Преодоление заикания у дошкольников в игровых ситуациях”, 1993.

Таким образом, существует множество подходов к преодолению заикания у детей дошкольного возраста. Выбор методики должен происходить, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю разработанную систему  форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста...

Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста

Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....

Технология коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Попытка разработать единую комплексную технологию коррекционной работы по устранению нарушений ОНР у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений....