Технология коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Ирина Иосифовна

Попытка разработать единую комплексную технологию коррекционной работы по устранению нарушений ОНР у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология преодоления ОНР782.43 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Ирина Иосифовна

Технология

коррекционной работы

по преодолению

общего недоразвития речи

у детей дошкольного возраста

г. Чебоксары

Современные научные подходы определяют, что эффективность результатов любой человеческой деятельности зависит от уровня соблюдения всех этапов технологической цепочки процессных изменений. Основными принципами, на которые опирается представленная авторская «Технология коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», явились: системность, комплексность, процессный и индивидуально-личностный подходы в развитии ребенка.

Одним из ключевых принципов логопедии, как науки, является принцип системности. Этот принцип включает в себя все элементы, методы и подходы, необходимые для получения полноценного результата. Системный подход в коррекционной работе по преодолению ОНР можно для наглядности представить как картину, составленную из отдельных пазлов деятельности. Каждый из этих пазлов представляет собой лишь фрагмент цельной картины. Вся картина складывается, только если каждый «пазл» займёт своё место во взаимодействии и взаимопроникновении с другими фрагментами-пазлами общей картины преодоления ОНР. На мой взгляд, основными фрагментами-пазлами этой картины являются:

- комплексная диагностика (авторская «Речевая карта»);

  • медико-психологическое сопровождение ребёнка с ОНР;
  • технология и материальное обеспечение основной деятельности:

а) формирования произносительных умений и навыков (авторское пособие «Логопедические карточки»);

б) формирования словарного запаса, грамматического строя и развития связной речи (авторское пособие «Рекомендации воспитателям коррекционных групп для занятий с детьми по лексическим темам», перечень основных и вспомогательных методических пособий – игр на закрепление формируемых навыков);

в) закрепление у ребёнка знаний, полученных на занятиях с логопедом и воспитателями, в процессе выполнения домашних заданий родителей с ребенком (авторское пособие «Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми»);

  • профессионально-кадровое наполнение для реализации технологии исправления ОНР.

Вторым по списку, но не по значимости, я считаю внедрение и использование в технологии логопедической деятельности принципов процессного подхода: «Процесс – это переход объекта или явления из состояния с одними параметрами или характеристиками в состояние с другими (превращение входа в выход)». Технологию коррекционной работы по преодолению ОНР, как и, в принципе, любую другую технологию можно оформить как определенную последовательность процедур и этапов, четкое выполнение которых служит гарантией установленного качества результата.

В соответствии с основным принципом рыночной экономики «Ориентация на потребителя», главным лицом в нашей технологии является ребенок, с нарушениями ОНР. Поэтому целью предлагаемой технологии является эффективное, определенное во времени исправление зафиксированных нарушений ОНР. А искомое качество коррекционно-образовательной деятельности всей системы логопедической технологии фиксируется выполнением промежуточных и итоговых индикаторов достижений, характеризующих основной (минимально необходимый) уровень развития речи.

Всю цепочку процессов, участвующих в деятельности по исправлению ОНР можно подразделить на последовательные этапы:

  • вход (ребенок с проблемами ОНР, выявленными по результатам диагностики);
  • деятельность по изменению входа в выход;
  • выход (здоровый ребенок, как итоговый вывод медико-психологической комиссии).

Процессы деятельности по преобразованию входа в выход, в соответствии с общепринятой классификацией международных стандартов ИСО 9000:2000, можно подразделить на управленческие, вспомогательные и ключевые (основные). К управленческим процессам следует отнести как процессы руководства ДОУ, так и деятельность логопеда как главного распорядителя и общего координатора коррекционной работы всех участников процесса (воспитатели, специалисты ДОУ, психолог, врачи, родители, логопед и собственно сам ребенок) по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.

Вспомогательными следует считать процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов. К вспомогательным процессам мы относим: обеспечение необходимыми кадрами, соответствующего профессионального образования; материально-техническое обеспечение всех основных процессов в технологии коррекционной работы и бесперебойной работы самого ДОУ.

Ключевыми или основными процессами в деятельности будут процессы, обеспечивающие выполнение коррекционной работой по преодолению общего недоразвития речи. К основным процессам следует отнести деятельность логопеда как главного исполнителя, деятельность воспитателей, деятельность музыкальных работников, медико-психологическая деятельность, деятельность родителей. При этом, последовательность и взаимодополняемость основных процессов обязаны обеспечивать необходимую эффективность и результативность путем выполнения промежуточных и итоговых индикаторов преодоления ОНР у детей дошкольного возраста.

Таким образом, автор попытался разработать единую комплексную технологию коррекционной работы по устранению нарушений ОНР у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений России. Технологию, включающую в соответствии с процессной деятельностью, оформленные документально уровни и этапы процедур основного процесса деятельности всех ее участников. Точное и своевременное выполнение всех прописанных процедур логопедом, воспитателями, специалистами ДОУ и родителями, обеспечит достижение качества результата всеми специалистами. Все результаты достижений фиксируются в речевой карте ребенка.

Особенной ценностью технологии является полная разработка и единое документальное оформление всех процедур потому, что освобождает время логопеда и воспитателей от необходимости заполнения стандартных бланков, самостоятельной разработки учебных и рабочих программ и многократно облегчает деятельность родителей при выполнении ими домашних заданий вместе со своими детьми.

Предлагаемая технология может быть достаточно быстро внедрена в любом ДОУ после приобретения предлагаемого авторского комплекта пособий и проведения краткосрочного практического обучения на семинаре логопеда и воспитателей. Необходимый минимальный уровень специалистов: логопед - высшее дефектологическое образование, воспитатель – среднее специальное (помощник учителя-логопеда).

Как и во всякой технологии, некоторые процедуры и процессы данной разработки могут быть усовершенствованы с точки зрения сокращения времени на их выполнение или увеличения их эффективности. Процесс изменений обычно, в соответствии с принятыми правилами, осуществляется после сбора и анализа предложений по улучшению, но не чаще 1 раза в год. При этом остальные процедуры процессов будут выполняться в штатном режиме, как это и прописано в технологии.

Для выполнения поставленных задач автор начиная с 2000 года начал самостоятельную разработку методик, пособий и отдельных необходимых бланочных документов. Все разработанные материалы прошли неоднократную в течение последних 5 лет проверку, адаптацию и необходимое усовершенствование не только лично автором на базе ДОУ №145, но и благодаря поддержке коллег-логопедов в других ДОУ города Чебоксары и Чувашской Республики. Только после этого они были предложены для внедрения в качестве основных этапов и процедур основного процесса коррекционно-воспитательной деятельности по исправлению нарушений ОНР у детей-дошкольников.

В соответствии с планом деятельности по разработке технологии в 2000 году мною была разработана «Речевая карта для ребёнка с ОНР». Основными особенностями и отличиями этой карты от уже известных и применяемых логопедами являются ее комплексность, широта и охват изучаемых вопросов. Речевая карта удобна в использовании, т.к., если ребёнок посещает коррекционную группу два или три года, учителю-логопеду не нужно заводить каждый год новую карту, или вставлять в карту листы с записями нового обследования. Учитель – логопед просто каждый год заполняет только те графы, которые соответствуют возрасту ребёнка. К карте разработано электронное приложение в виде презентаций на обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, импрессивной и экспрессивной речи.

Этим пособием пользуются сейчас многие учителя – логопеды г. Чебоксары, г. Новочебоксарска, районные учителя – логопеды Чувашии.

Основные принципы разработанной технологии потребовали иного, нового подхода к методическому оформлению и материально-техническому обеспечению коррекционной работы. Поэтому мною в соавторстве с Волковым О.Г. разработано и подготовлено пособие «Логопедические карточки» как основное технологическое звено ключевого процесса коррекционной деятельности по исправлению ОНР. Образцы карточек приведены в Приложении № 1.

Данное пособие предназначено для практикующих логопедов образовательных и медицинских учреждений, воспитателей коррекционных групп и родителей. Пособие является результатом личного опыта и творческих практических наработок 10-летней деятельности в качестве логопеда-практика в ДОУ №145 города Чебоксары. Пособие представляет собой комплект из 7 основных разделов-блоков в виде дозированных заданий на 583 карточках для артикуляционной гимнастики, автоматизации и дифференциации звуков. Логопедические карточки могут использоваться как вечернее задание воспитателям или как домашнее задание родителями. Настоящее пособие отличают следующие основные особенности:

- компактность: в кабинете логопеда или в группе карточки могут быть систематизированы в виде картотеки;

  • удобство в использовании по размеру (основной формат карточек - А5), что позволяет, например, вкладывать их в тетрадь ребёнка, как домашнее эадание или носить карточки с собой, занимаясь частной практикой (помещается в дамскую сумочку);
  • выполнено на двусторонней плотной белой бумаге (235 г./кв.м.), следовательно, нет необходимости дополнительно наклеивать его на более плотную бумагу, как это делается обычно с другими пособиями;
  • упрощается процедура вечерних заданий логопеда воспитателю;
  • задания на каждой карточке дозированы, рассчитаны на 7-10 минут индивидуальной работы;
  • многофункционально, т.к. есть возможность варьировать карточки, например для голоса и для звука, для дыхания и для звука и т.д;

- имеется возможность давать разные задания нескольким детям, у которых нарушен один и тот же звук;

- пособие в соответствии с авторской технологией системного и комплексного подхода является универсальным по полноте и объему подобранного материала и не требует приобретения других пособий.

Приказом Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от года за № 263 пособию присвоен гриф «Допущено Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики».

На пособие получены положительные отзывы от ученых и преподавателей МГОПУ, ЧГПУ, учителей-логопедов Чувашии. Пособие прошло аппробацию учителями-логопедами школ и ДОУ. Более 200 логопедов различных городов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья смогли приобрести и начать пользоваться пособием. Среди них как логопеды, работающие в ДОУ, на школьных логопунктах, в медицинских учреждениях, так и занимающиеся частными уроками. География использования пособия: г. Москва, г. Санкт-Петербуг, г. Йошкар-Ола, г. Казань, муниципальные образования Чувашской Республики, Мордовской Республики, Республики Марий-Эл, Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия) и многие другие.

При написании пособия «Логопедические карточки» авторами в соответствии с избранной технологией были использованы отдельные наработки, дидактические игры и др., опубликованные в 49 учебниках, монографиях, сборниках и пособиях.

В соавторстве с О.Г. Волковым, в целях оформления очередных процедур основного процесса авторской технологии, разработаны пособия «Рекомендации воспитателям коррекционных групп для занятий с детьми по лексическим темам» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа). Приказом Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от г. № 931 пособиям присвоен гриф «Допущено Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики».

Данные пособия являются основным механизмом – прибором в деятельности воспитателей коррекционных групп (или параллельным этапом) к деятельности логопеда («Логопедические карточки») в основных процедурах ключевого процесса совместной деятельности всех участников по преодолению ОНР у детей разных возрастных групп, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Другими причинами, побудившими меня к написанию данных пособий, явились:

  • стремление высвободить рабочее время логопеда, которое он тратит на «бумажную» работу, с целью увеличения времени для индивидуальных занятий с детьми;
  • желание сделать более тесной и результативной взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы;
  • недостаточное количество методической литературы такого плана для практической работы.

В пособиях представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития у дошкольников среднего, старшего и подготовительного к школе возраста с сентября по май включительно, а также – различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте. С форматом пособия можно познакомиться просмотрев Приложение № 2.

Основное назначение пособий – попытка создания строго документированной, продуманной системы логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей при тесном взаимодействии воспитателя и логопеда.

Особая значимость этих работ в том, что:

  • логопеду предоставляется возможность варьировать последовательность лексических тем по своему усмотрению;
  • с лексической темой увязаны упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
  • в соответствии с лексической темой подобраны загадки;
  • удобной представляется форма пособий, где каждая лексическая тема выделена отдельным блоком.

При составлении пособий использовались такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала. Весь материал подобран в соответствии с учётом актуальности той или иной темы для детей разных возрастых групп. Данные пособия ориентированы на выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и на методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактические материалы также могут быть использованы воспитателями ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

При составлении пособия были использованы авторские тексты, стихи и другие наработки, прошедшие многолетнюю апробацию в результате 12-летней работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении № 145 г. Чебоксары. При разработке собственной технологии и написании пособий авторы внимательно изучили достижения и предложения известных российских ученых и практиков в области логопедии и дефектологии.

Некоторые из этих наработок, после тщательной перепроверки и личной апробации были использованы при составлении пособий.

В частности, для подготовки пособий «Задания воспитателям коррекционных групп по лексическим темам для преодоления у детей общего недоразвития речи» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа)» было использовано 14 пособий, книг и сборников.

Не менее важна при работе логопеда по преодолению ОНР его взаимосвязь с родителями. В 2005 году мною напечатано и уже представлено на получение грифа Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики пособие «Рекомендации родителям для домашних заданий с детьми» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа). Приказом Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от г. № 931 пособиям присвоен гриф «Допущено Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики».

Причинами, побудившими меня к написанию данных пособий, явились:

  • стремление высвободить рабочее время логопеда, которое он тратит на «бумажную» работу, с целью увеличения времени для индивидуальных занятий с детьми;
  • желание сделать более тесной и результативной взаимосвязь учителя-логопеда и родителей, чьи дети посещают коррекционную группу.

Целью данного пособия является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятий речевых умений и навыков в свободном речевом общении, т.е. в повседневной жизни. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с ОНР может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Каждое домашнее задание составлено с учётом лексической темы; речевых возможностей детей; возрастной группы детей и распространением билингвизма в нашей республике (Приложение № 3).

Для детей с ОНР характерна слабость речевой регуляции действий. Они испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. В 2007 году мною было разработано и издано в типографии учебно-методическое пособие «Обучающая игра «Найди картинку», которому присвоен гриф «Допущено Министерством образования Чувашской Республики» (приказ № 108 от ). С использованием данного пособия у детей формировался интерес к таким видам деятельности, которые особенно важны им как будущим школьникам.

Использование пособия на подгрупповых занятиях позволяет решать следующие задачи:

- повысить речевую активность детей;

- развивать образное воображение;

- расширить словарный запас дошкольника;

- научиться ориентироваться в пространстве, в частности, на листе бумаги;

- формировать навыки отличия одушевленных и неодушевленных предметов;

- отрабатывать категории числа и рода существительных;

- развивать фонематический слух;

- овладевать навыками звукового анализа;

- осваивать понятия звонкости-глухости, твёрдости-мягкости согласных.

Образцы карточек игры представлены в Приложении № 4.

Представленные авторские методические пособия являются основными компонентами авторской технологии. Но любая технология не может быть чем-то незыблимым, это живой организм, который со временем будет дополняться, и в чём-то обязательно изменяться. В последние годы, в частности, мною создано более 100 развивающих игр-презентаций для развития речи, внимания, мышления, памяти у детей с речевым недоразвитием.

Таким образом, предпринята попытка разработать единую комплексную технологию коррекционной работы по устранению нарушений ОНР у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Технологию, включающую, в соответствии с процессной деятельностью, оформленные документально обязательные этапы и процедуры всех основных процессов деятельности. Считаю, что точное и своевременное выполнение всех прописанных процедур ответственными за основные процессы (логопед, воспитатели, специалисты ДОУ, медицинские работники, родители и др.), позволит обеспечить достижение результата необходимого качества по преодолению ОНР у ребенка.

Приложение 1

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ
КАРТОЧКИ

(Образцы карточек)

КАРТОЧКА 1 ТРЕНИНГ РЕЧЕВЫХ МЫШЦ

Тренировка мышц нижней челюсти

При выполнении упражнений:

  • голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её;
  • челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения;
  • каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счёт 1-5
  • исходное положение: рот открыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнение 1. Открыть рот и закрыть. (Рот следует открывать так, чтобы в него могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами.)

Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, вернуть в исходное положение.

Упражнение 3. Выполнить боковые движения нижней челюстью, принять исходное положение.

Упражнение 4. Круговые движения нижней челюстью.

Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд, вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Нижними зубами прикусить верхнюю губу, затем верхними зубами – нижнюю, подержать под счёт 1-5, расслабиться.

Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Расслабиться. Принять исходное положение

Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.

КАРТОЧКА 2 ТРЕНИНГ РЕЧЕВЫХ МЫШЦ

Тренировка мышц нижней челюсти

Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и с открытым ртом.

Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюстью вперёд-назад с одновременными наклонами головы вперёд-назад.

Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.

Упражнение 12. Коснуться подбородком поочерёдно правого и левого плеча.

Упражнение 13. Коснуться подбородком груди.

Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.

Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

КАРТОЧКА 13 С

1. Произносить цепочки слогов

аст-аст-аст яст-яст-яст аст-ост-уст-ыст

ост-ост-ост ест-ест-ест ост-уст-ыст-аст

уст-уст-уст юст-юст-юст юст-ист-яст-ест

ыст-ыст-ыст ист-ист-ист ист-яст-ест-юст

2. Произносить слова по одному, по два, меняя порядок слов

август крест мост тост

куст лист хвост помост

наст пианист баянист танкист

хоккеист таксист тенисист холмист

густ пуст пласт балласт

3. Спрягать в прошедшем времени

Стоять у стола. Стоять у моста.

4. Проговаривать предложения, выделяя звук С голосом:

В саду стоит аист. Под кустом стоит петух.

Петух поднимает хвост. За садом высокий мост.

КАРТОЧКА 14 С

1. Повторять цепочки слогов

стра-стра-стра сра-сра-сра стра-стро-стру-стры

стро-стро-стро сро-сро-сро стро-стра-стры-стру

стру-стру-стру сру-сру-сру сра-сро-сру-сры

стры-стры-стры сры-сры-сры сро-сра-сры-сру

2. Повторять слова по одному, по два

страх струпья костры срыв

страны струсил острый с рыбой

страдание быстрый с рынка срок

стройка с трудом люстры сруб

строение с трубой сравнение срубили

строгий магистраль с Раей с родными

струны настрой с рамой

струи быстро срам

  1. Учить чистоговорку

Страус страшно быстрый.

КАРТОЧКА 15 С

#1055;роизносить слоги и слоговые цепочки

ска-ска-ска аск-аск-аск ска-ско-ску-скы

ско-ско-ско оск-оск-оск ско-ску-скы-ска

ску-ску-ску уск-уск-уск аск-оск-уск-ыск

скы-скы-скы иск-иск-иск оск-уск-иск-аск

  1. Произносить слова

скат скот доска наскоро мускул писк

скалы скоро миска осколок тоска диск

скальпель скулы каска раскол лоскут риск

сказ(с) скулит киска оскомина блеск пуск

скафандр скудно дискант раскопки треск плеск

скука наскок вереск лоск

  1. Игра «Сосчитай от 1 до 10» слова скала, доска, диск.
  2. Произносить фразы

раскопать доску острый скальпель скоро пуск

осколок диска кискина миска страшный треск

каскад искр скучает киска на скале вереск

  1. Учить пословицу

Не бери таской, а бери лаской.

КАРТОЧКА 16 С

  1. Произносить слоги и слоговые цепочки

сна-сна-сна сма-сма-сма сма-смо-сму-смы

сно-сно-сно смо-смо-смо сна-сно-сну-сны

сну-сну-сну сму-сму-сму смы-сма-сму-смо

сны-сны-сны смы-смы-смы сны-сна-сну-сно

  1. Произносить слова

снаряд сны лесной с нами смокинг

снайпер вкусно снова с носом смог

снадобье косный сноб с норовом смолы

блесна опасный основа с новым смотр

десна парусный бесноватый с нулём с мамой

весна дёсны мясной с маком

  1. Произносит фразы

весна красна лесная смола снадобье с маком

опасная блесна основа снадобья сноб с норовом

снова с носом смотр снайперов воспаленная десна

  1. Учить пословицу Кто кого смог, тот того и с ног.

Приложение 2

РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЯМ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

(Образцы заданий)

Овощи

И.И. Волкова, О.Г. Волков Задания воспитателям средней группы

Тема: «ОВОЩИ».

  1. СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:
  • предметы:

огурец, помидор, лук, капуста, тыква, морковь, картошка, горох, кабачок, свёкла, репа, грядка, урожай, земля, куст, кочан, огород, огородник;

  • признаки:

большой, маленький, гладкий, шершавый, твёрдый, мягкий, сочный, несочный, красный, зелёный, жёлтый, коричневый, оранжевый, душистый;

  • действия:

сажать, растить, поливать, собирать, выдёргивать, срезать, выкапывать, зреть, рыхлить.

  1. ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
  1. множественное число существительных

Д/и «Один – много».

- Один огурец, а когда много - как говорим?

- Огурцы.

помидор – помидоры репа – репы грядка - грядки

морковка – морковки тыква – тыквы куст - кусты

кабачок – кабачки свекла – свёклы кочан – кочаны

луковица – луковицы огород – огороды

  1. существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Д/и «Большой - маленький»

- Большой огурец, а маленький…?

- Огурчик.

помидор – помидорчик картошка – картошечка грядка - грядочка

капуста – капустка морковь - морковка куст - кустик

тыква – тыковка горох - горошек кочан - кочанчик

свекла – свеколка лук – лучок репа – репка.

  1. предложный падеж существительных с предлогами «В», «НА»

Д/и «Где растёт?»

- Где растёт картошка? (свекла, морковь, репа, лук)

- В земле.

- Где растёт огурец? (тыква, кабачок, капуста)

- На грядке.

- Где растёт помидор? (горох)

- На кустике.

И наоборот:

- Что растёт в земле?

- Что растёт на грядке?

- Что растёт на кустике?

Делать обобщение: то, что растёт в огороде – это овощи.

И.И. Волкова, О.Г. Волков Задания воспитателям средней группы

  1. подбор действия к предмету и наоборот

Д/и «Как соберём урожай?»

- Как соберём урожай моркови? (лука, свеклы, репы)

- Морковь (что будем делать?) - выдёргивать.

- Как соберём урожай картошки?

- Картошку (что будем делать?) - выкапывать.

- Как соберём урожай капусты?

- Капусту (что будем делать?) - срезать.

- Как соберём урожай помидоров? (огурцов, кабачков, тыквы, гороха)

- Помидор (что будем делать?) - срывать.

И наоборот: - Что будем выдёргивать?

- Что будем выкапывать?

- Что будем срезать?

- Что будем срывать?

  1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

В огород пойдём, урожай соберём: (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты, (имитировать движения)

Круглый, гладкий, очень вкусный, (показать круг, погладить ладошку, вверх палец)

Огурцов нарвём немножко,

И вернёмся на дорожку. (маршировать на месте)

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В огороде много гряд: (сжимать и разжимать кулачки)

Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох, (загибать пальцы по одному)

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (поочерёдные удары ладошками

Нас прокормит целый год! и кулачками)

  1. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Д/и «Отгадай на ощупь»

Д/и «Отгадай на вкус»

  1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление описательного рассказа об овоще с опорой на схему. Добиваться фразовой речи.

Ребёнок получает натуральный овощ и отбирает картинки символы, выставляя их на доску или на наборное полотно. Если не получается фразовой речи, воспитатель показывает на овощ – на картинку-символ.

План-схема: Пример:

- Что это? - Это помидор.

- Какой по форме? - Помидор круглый.

- Какой по цвету? - Помидор красный.

- Сочный или нет? - Помидор сочный.

- Пахнет или нет? - Помидор не пахнет.

- Какой на ощупь? - Помидор гладкий.

- Где растёт? - Помидор растёт в огороде на кустике.

- Как собирают? - Помидор срывают.

И.И. Волкова, О.Г. Волков Задания воспитателям средней группы

  1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Д/и «Что я спрятала?» (использовать 3-4 овоща)

  1. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Д/и «Четвёртый лишний»

Придумывание загадок об овощах.

Пример: - Красный, круглый, сочный, гладкий, растёт на кустике. ( Помидор)

Отгадывание загадок

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки:

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.

(горох)

Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли,

А потом хвалили?

(картошка)

Расту в земле

На грядке я,

Красная, длинная,

Сладкая.

(морковь)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…

(горох)

И зелен и густ

На грядке куст.

Покопай немножко,

Под кустом…

(картошка)

Лежит меж грядок

Зелен и сладок.

(огурец)

Лежит бычок – белый бочок,

Толстенький, гладкий,

Привязан к грядке.

(кабачок)

Кто

его раздевает -

Тот слёзы проливает.

(лук)

Длинный и зелёный

Вкусный и солёный.

(огурец)

Семьдесят одёжек

И все без застёжек.

(капуста)

Прежде, чем

Его мы съели,

Все наплакаться

Успели.

(лук)

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные, да круглые,

Вот такие крупные!

Летом зеленеют,

осени - краснеют.

(помидоры)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.

(морковь)

Кругла, да гладка,

Откусишь – сладко.

Засела крепко

На грядке…

(репка)


Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

(Образцы заданий)

Волкова И.И. Средняя группа

Тема: «Человек и его тело.»

#1053;аучить ребёнка различать части своего тела:

- Покажи, где у тебя: голова, волосы, нос, рот, зуб, губа, ухо, туловище, живот, спина, рука, нога, палец, ноготь, локоть, колено.

Научить ребёнка называть части своего тела, спросить про вышеуказанные части тела:

  • Что это?

2. Учить ребёнка образовывать множественное число существительных

Поиграть в игру «Один – много»

- Одна губа, а когда много как говорим? – Губы.

волос – волосы зуб – зубы рука – руки колено - колени

палец – пальцы нога – ноги ноготь – ногти локоть – локти

3. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Нарисовать в тетради большого и маленького гнома.

Поиграть в игру «Гном и гномик». Спросить про вышеуказанные части тела.

- У гнома нос, а у гномика…? – Носик.

голова – головка рот – ротик волосы – волосики

губа – губка ухо – ушко колени - коленки

спина – спинка зуб – зубик локти – локотки

рука – ручка палец – пальчик нога - ножка

#1056;асширять глагольный словарь ребёнка, учить его подбирать действия к предметам.

Поиграть в игру «Кто больше?»

- Что могут делать ноги? – Ходить, бегать, прыгать, танцевать, пинать…

- руки – хлопать, гладить, обнимать, писать, лепить…

- глаза – открываться, закрываться, плакать, подмигивать…

  • нос – нюхать, дышать, хлюпать…

#1055;риклеить в тетради или нарисовать: зубную пасту, расчёску, мыло, шампунь, ножницы. По каждому предмету спросить:

  • Что будем делать пастой? – Чистить зубы.

мылом – мыть руки. расчёской – расчёсывать волосы

шампунем – мыть волосы. ножницами – стричь ногти

6. Выучить стихотворение-загадку

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора! (глаза и нос)

Нарисовать отгадку, задать ребёнку вопросы:

  • Что за два красивых озерца?
  • Что за гора?

Волкова И.И. Старшая группа

Тема: «Человек и его тело.»

  1. Научить ребёнка называть части своего тела: голова, волос, нос, рот, зуб, губа,

нёбо, язык, щека, висок, ухо, подбородок, шея, грудь, живот, спина, рука, нога, ладонь, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. По каждой части, показывая её, спросить, добиваясь ответа фразой:

  • Что это? – Это голова.

  1. Нарисовать в тетради человека, учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один – одна – два – две»
  • Чего у человека по одному? – Один нос, рот, язык, подбородок, живот.

- Одна голова, спина, шея, грудь.

- Чего у человека по два? – Два колена, локтя, виска, уха.

  • Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.

  1. Учить ребёнка делать обобщения

Поиграть в игру «Назови одним словом»

-Пальцы, ладонь, локоть – это что? – Рука.

Пальцы, пятка, ступня, колено – нога.

Спина, грудь, живот, бока – туловище.

Губы, зубы, язык, нёбо – рот.

Волосы, лоб, затылок, виски, глаза, нос, рот, щёки, уши – голова.

4. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям

Поиграть в игру «Наши помощники»

  • Что помогает нам слышать? – Уши.

видеть – глаза. бегать (прыгать, ходить) – ноги

нюхать – нос. обнимать (работать, гладить) – руки.

кусать – зубы. целовать – губы.

разговаривать – язык.

#1054;бвести в тетради руку ребёнка, попросить ребёнка раскрасить её и назвать пальцы, начиная с большого:

  • Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

#1042;ыучить стихотворение, показывая при этом пальцы на руке:

Это – палец большой, Названья этому не дали,

Толстый какой! Безымянным лишь прозвали.

Это – указательный, Ну а это – наш любимчик,

Палец внимательный. Маленький мизинчик.

Это – средний,

По росту не последний! И.Волкова

Волкова И.И. Подготовительная группа

Тема: «Человек и его тело.»

  1. Научить ребёнка называть части своего тела: голова, волосы, брови, ресницы, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щёки, ухо, виски, подбородок, лоб, затылок, шея, плечи, грудь, живот, спина, туловище, рука, нога, ладонь, кисть, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. Показывать части тела и спрашивать:
  • Что это?

  1. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных и развивать мышление

Поиграть в игру «Чего у человека много?»

- Чего у человека много?

  • У человека много волос, зубов, ногтей, пальцев, ресниц.
  • Что у человека можно сосчитать?
  • У человека можно сосчитать руки, ноги,…пальцы…зубы…
  • Что у человека нельзя сосчитать?
  • У человека нельзя сосчитать волосы, ресницы.

3. Учить ребёнка образовывать существительные с преувеличительными суффиксами. Добиваться полного ответа.

Поиграть в игру «Великан»

  • У тебя нос, а у великана? – У меня нос, а у великана – носище.

зубы – зубищи живот – животище ноги – ножищи глаза - глазищи

губы – губищи спина – спинища руки - ручищи

4. Учить ребёнка употреблять притяжательных местоимений «мой», «моя», «мои»

Поиграть в игру «Не ошибись»

- Про какую части тела можно сказать «моя»? - Моя голова, моя нога…

- Про какую часть тела можно сказать «мой»? - Мой нос, мой лоб…

- Про какие части тела можно сказать «мои»? - Мои волосы, мои щёки…

#1059;чить ребёнка подбирать антонимы

Поиграть в игру «Скажи наоборот»

  • Грустный, а наоборот как будет? – Весёлый.

большой – маленький тонкий – толстый холодный – горячий

высокий – низкий сухой – мокрый мягкий – твёрдый

длинный – короткий чистый – грязный тёмный – светлый

сильный – слабый

6. Выучить стихотворение

Кран, откройся, Мойтесь, уши, Мойся,

Нос, умойся! Мойся, шея! Намывайся!

Мойтесь сразу, Шея, мойся Грязь с меня

Оба глаза. Хорошенько! Смывайся!

Приложение 4

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
«НАЙДИ КАРТИНКУ»

(Образцы заданий)

Волкова И.И. «Найди картинку» Звуки Д-ДЬ № 1

Волкова И.И. «Найди картинку» Звуки Д-ДЬ № 3

Волкова И.И. «Найди картинку» Звуки Д-ДЬ № 2

Волкова И.И. «Найди картинку» Звуки Д-ДЬ № 4

Волкова И.И. «Найди картинку» Звуки Д-ДЬ № 5

Звуки Д-ДЬ

1

2

3

4

5

Д

(начало)

Духи

**

мои

Дартс

*

мой

Дыня

**

моя

Дом

*

мой

Дождь

*

мой

Д

(середина)

Подушка

***

моя

Удочка

***

моя

Помидоры

****

мои

Радуга

***

моя

Художник

***

мой

Д

(конец)

Велосипед

****

мой

Гепард

**

мой

След

*

мой

Поезд

**

мой

Виноград

***

мой

ДЬ

(начало)

Диск

*

мой

Деньги

**

мои

Девочка

***

моя

Дельфины

***

мои

Дети

**

мои

ДЬ

(середина)

Индюк

**

мой

Колодец

***

мой

Одеяло

****

моё

Радио

***

моё

Гвоздика

***

моя

- назовите картинку в правом (левом ) верхнем углу листа;

  • назовите картинку в правом (левом ) нижнем углу листа;
  • назовите картинку в середине листа;
  • про какую картинку спросим «кто?» («что?»)
  • про какую картинку скажем «мой» («моя», «мои»);
  • в названии какой картинки 1, 2 (3) слога;
  • найдите картинки с Д (ДЬ) в начале слова;
  • найдите картинки с Д (ДЬ) в середине слова;
  • какой звук находится в конце названия оставшейся картинки, как проверить?

- разобрать по составу 1 слово;

- придумать предложение с 1,2,3 картинками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

30.03.2016 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Сказкотерапия – это старейший и в тоже время инновационный метод развития и коррекции личности ребенка. Появление сказки связано с различными источниками: мифы, легенды, басни, притчи, которые в...

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

Особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Коррекционно - воспитательная работа по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В презентации подробно описаны: понятие ОНР, Причины возникновения, классификация уровней (4 уровня), коррекционно-воспитательная работа....

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...