Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему
Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска по заиканию у детей. Система работы предлагает организацию работы с детьми каждой группы риска по заиканию, работу с семьями этих детей, а так же создание условий для эффективности профилактических действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_profilaktike_zaikaniya_u_doshkolnikov.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для профилактики заикания у детей дошкольного возраста необходимо выявление детей с факторами риска по заиканию. Для выявления таких детей и объединения их в группы риска по заиканию, для дальнейшей работы с ними с целью профилактики заикания необходимо провести анкетирование родителей. В основу предложенного опросника для родителей легла классификация групп детей с факторами риска по заиканию, предложенная Л.И.Беляковой и Е.А.Дьяковой:
1. Дети с тревожными чертами характера.
2. Дети с ранним речевым развитием.
3. Дети с некоторой задержкой речевого развития.
4. Дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством
5. Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием,
6.Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.
При заикании дошкольников большое значение имеют профилактические мероприятия, которые должны быть направлены на:
1) предупреждение возникновения заикания;
2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
3) предупреждение нарушений социальной адаптации.
Для организации профилактического воздействия мероприятия сгруппированы в 7 основных блоков.
Первые четыре блока объединяют профилактическую работу по предупреждению возникновения заикания у дошкольников, из них I, II, III блоки составляют общие оздоровительные, психолого-педагогические и логопедические мероприятия, IV блок включает индивидуальную работу с детьми с факторами риска по заиканию.
Три следующих блока направлены на профилактику хронификации заикания, предупреждение рецидивов заикания и предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся.
Одним из важнейших условий предупреждения заикания у дошкольников является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях. Поэтому организация и содержание работы с родителями включены в программу по профилактике заикания у старших дошкольников в соответствующие блоки.
Содержание работы по профилактике заикания у старших дошкольников
I БЛОК. Общие мероприятия. Оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом.
Используем гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий, содействующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма:
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных санитарными правилами и нормами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений;
2. Соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Режим дня и рационального питания. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
Поскольку многие заикающиеся дети являются соматически ослабленными, в составлении распорядка дня детей, склонных к заиканию, прежде всего, важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их домашней работой и пр.
Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.
Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня ребенка-дошкольника, предрасположенного к заиканию, на сон должно быть отведено не менее 10— 11 часов ночью и 2 часов днем.
От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
Режим дня в нашем учреждении разработан на основе санитарно – гигиенических норм и правил содержания детей в образовательном учреждении для каждой возрастной группы в соответствии с реализуемой Программой в дошкольном звене.
Режим дня утверждается на учебный год ГЦСЭН в г. Сыктывкаре. В режиме дня четко регламентируется содержание и продолжительность каждого вида деятельности, отведено время для организованных групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий, игры, получения необходимого сна, приема пищи, гигиенических процедур, прогулки.
Согласованность в работе специалистов позволяет режим сделать гибким в целях индивидуального подхода и учета особенностей каждого ребенка.
Питание организуется в соответствии с утвержденным 10-дневным меню. Ежедневно соблюдается и документально фиксируется баланс белков, жиров и углеводов в рационе, а так же поддерживается необходимая калорийность. Набор и выполнение процента натуральных норм продуктов питания анализируется еженедельно. Особое внимание уделяется микроэлементному составу пищи, ее достаточной витаминной обеспеченности и сезонной витаминизации.
Закаливающие процедуры. В режим дня ребенка с факторами риска по заиканию включаются и закаливающие процедуры. Ежедневное пребывание на свежем воздухе благотворно воздействует на ребенка. Оздоровительные силы природы, использование которых происходит во время прогулки, игр на свежем воздухе, различных спортивных развлечений (санки, лыжи) также успокаивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом происходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее.
Солнечные ванны при осторожной и продуманной дозировке усиливают и повышают обмен веществ в организме. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.
Наиболее целесообразны и применимы в ДОУ воздушные и водные методы закаливания:
- Босохождение по ребристой доске, аппликаторам и массажным коврикам перед сном
- Прогулки, соответствующие по времени режиму дня.
- Одежда по погоде, а не по времени года.
- Строгий режим проветривания.
Проводится достаточно большая работа с родителями воспитанников по выработке единых требований для проведения закаливающих мероприятий в домашних условиях, индивидуальный подход к выбору и назначению закаливающих процедур с учетом особенностей состояния здоровья ребенка.
Физическая культура. Физические упражнения, развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Эти упражнения у детей, предрасположенных к заиканию, способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Как указывалось ранее, заикание у детей обычно сопровождается различными нарушениями моторики. Поэтому физические упражнения для детей, предрасположенных к заиканию, приобретают важное значение.
К здоровьесберегающим средствам двигательной направленности относятся:
- Физкультурные занятия, которые проводятся в группах по расписанию НОД. Нагрузка, на занятиях дозированная в зависимости от возможностей, противопоказаний, ограничений, степени физической подготовленности.
- Физкультминутки
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
- Су-джок терапия
- Подвижные игры на прогулке и в режиме дня, в том числе во время праздников и развлечений.
- Ежедневная утренняя гимнастика.
- Ежедневная гимнастика после сна.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика
II БЛОК. Упорядочение поведения.
Характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.
Для упорядочения поведения каждого ребенка были созданы условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.
К числу таких условий в первую очередь относится:
- создание определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма;
- создание уравновешенной, спокойной психологической обстановки;
- воспитание у каждого ребенка умения длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности. В случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности, нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое.
III БЛОК. Развитие речи.
Сделать речь ребенка четкой, содержательной, фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого логопеда, родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.
В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.
1. Расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).
Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.
Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.
2. Развитие у детей способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.
3. Устранение фонетических несовершенств речи детей. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.
К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников.
Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте до 6-7 лет речь близких взрослых является образцом.
IV БЛОК. Индивидуализация профилактики
1. Дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.
Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.
2. Группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.
Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова, речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.
В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.
3. Дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.
Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).
Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).
В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.
4. Дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии). У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.
Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).
5. Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие. Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).
Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
6. Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания. Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.
Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
V БЛОК. Профилактика хронификации заикания
При “остром” начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм.
Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную; создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация психоневролога.
При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.
Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка.
Родителям рекомендовано использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.
Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.
Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.
VI БЛОК . Предупреждение рецидивов заикания
Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания.
Следует учесть, что несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.
Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу. Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе. Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.
Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.
При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.
Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет.
Следующим “опасным” для рецидива заикания возрастом является пре- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания. Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью.
Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.
VII БЛОК. Предупреждение нарушений социальной адаптации
Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.
Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях. Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее, при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой.
Формы логопедической работы по профилактике заикания у старших дошкольников:
1. Психолого-педагогическое изучение ребенка, склонного к заиканию. С него фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания. Психолого-педагогическое изучение ребенка, склонного к заиканию, состоит из первичного анкетирования, изучения анамнеза, динамического наблюдения в процессе логопедической работы с ним и заключительного обследования (эпикриза) перед выпуском. Результаты изучения и наблюдения за ребенком, предрасположенным к заиканию, должны фиксироваться логопедом в соответствующей документации, например, в логопедическом дневнике.
2. Логопедические занятия. Они являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное воздействие логопеда на предрасположенного к заиканию ребёнка (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда (см. выше) составляют систему косвенного логопедического воздействия, так как, по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.
Логопедические занятия проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Речевые занятия, являясь основной формой логопедической работы с детьми, тем не менее, не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические занятия должны проводиться на фоне правильного отношения окружающих к ребенку из группы риска по заиканию и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимыми оздоровительными мероприятиями.
На основании сказанного можно сформулировать основные требования к логопедическим занятиям с детьми из групп риска по заиканию:
1) Логопедические занятия должны, прежде всего, отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность ребенка, предрасположенного к заиканию, содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
2) Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных общеметодических (дидактических) и специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления (принципов здоровьесбережения):
- Принцип сознательности (осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера).
- Принцип активности (предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества детей).
- Принцип наглядности (максимальное использование форм привлечения органов чувств человека к процессу познания).
- Принцип систематичности (обеспечивает регулярность, планомерность, непрерывность на протяжении всего периода обучения).
- Принцип последовательности (система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала).
- Принцип повторения умений и навыков (усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требует их повторяемости, а в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы).
- Принцип постепенности (включает вариантные изменения в стереотипы, он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой).
- Принцип доступности и индивидуализации (исключение негативных и вредных последствий для организма детей вследствие чрезмерных требований и заданий).
- Принцип непрерывности (выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса). Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности (способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления, заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения).
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (на его основе происходит формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий).
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности (имеет важнейшее значение, он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка).
- Принцип активного обучения (заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения).
- Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой (призывает настойчиво приучать детей применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения).
3) Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
При организации речевых занятий важно учитывать также интересы ребенка. Новая игрушка вызывает интерес, значит, она должна быть включена в занятие в качестве наглядного пособия. Ребенок любит помогать по хозяйству, значит, нужно предусмотреть речевые упражнения в процессе трудовой деятельности. Девочка любит рисовать, играть в куклы, и это следует включать в занятия и сопровождать речью. В семье часто бывают гости, значит, нужно обыгрывать мотив «гости и хозяева» и т.д.
4) В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у детей с факторами риска по заиканию в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д.
Фактически с этой же целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.
5) Логопедические занятия должны быть обязательно оформлены в соответствующей документации. Система планирования, учета и отчетности, отражающиеся в логопедической документации, способствует изучению детей, предрасположенных к заиканию, в результате работы с ними, помогает продумывать последовательность и содержание логопедических занятий, уплотнять рабочее время. Все это имеет значение для повышения эффективности логопедического воздействия.
Логопед должен правильно и регулярно составлять перспективный (календарный) и текущие планы занятий с детьми, фиксировать результаты их выполнения.
3. Организация самостоятельной работы ребенка. Эта работа должна быть направлена на выполнение заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания логопеда для самостоятельной работы строятся с учетом успехов ребенка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно предусмотреть в этих заданиях посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными условиями, в которых находится ребенок, и с его отношениями в коллективе. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее занятие в определенное время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценируемой сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, разговаривать с родителями неторопливо и многое другое.
Безусловно, положительную роль в организации самостоятельной работы ребенка играют его родители и педагоги в случаях, когда они активно и правильно включаются в этот процесс. Напомнить ребенку о необходимости выполнения заданий логопеда, прийти на помощь в момент его трудной речи, подсказать логопедический прием, создать необходимые условия для нормализации окружающей среды и правильного отношения к ребенку, умело использовать меры поощрения и наказания для стимуляции к самостоятельной работе — все это и многое другое помогает создать необходимую систематическую работу ребенка над собой и своей речью, способствует развитию сознательного, активного и, следовательно, эффективного упрочения навыков правильной речи и поведения.
Для стимуляции ребенка в его самостоятельной работе и для контроля за ее выполнением логопед обязывает родителей вести специальный дневник, в который записывает задания логопед и ведется учет за их выполнением дома, в детском саду. Записи в дневнике делают родители, педагоги и сам ребенок, если он владеет письмом. Логопед должен оценивать результаты проделанной работы.
4. Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Обязательность названной формы логопедической работы объясняется необходимостью воздействия на окружающую микросреду ребенка с факторами риска по заиканию. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для педагогического воздействия на такого ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.
Ближайшими помощниками логопеда в создании необходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги детского сада. Для того чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в лечебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.
В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления, методах устранения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, о необходимом отношении окружающих к заикающемуся ребенку.
Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопеда для родителей о каждом ребенке в отдельности.
Помимо бесед, необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к профилактике заикания, с замечаниями логопеда детям, приемами по предупреждению у детей речевых судорог.
Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.
Такая консультативно-методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия их в закреплении навыков правильной речи и поведения детей в их повседневных бытовых и учебных условиях.
Весьма значимыми в этом отношении оказываются посещения логопедом ребенка на дому, в группе детского сада. Непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет, позволяет глубже судить об особенностях его речи и поведения, возможностях жизненно-бытовых условий и действеннее преобразовывать эти условия в соответствии с необходимыми.
Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка является частью той большой и обязательной работы логопеда, которая называется пропагандой логопедических знаний.
Формы этой пропаганды: лекции, беседы, выступления логопеда на родительских собраниях и педсоветах, в «университетах здоровья», в обществе «Знание», в «родительских университетах», по радио, телевидению, на страницах газет и журналов, в специальных бюллетенях и т.д.
Консультативно-методическая работа, как и логопедическая пропаганда, должна планироваться и учитываться логопедом в специальной тетради, в которой отмечаются, где, когда, для кого и на какую тему намечена (была проведена) логопедом лекция или беседа.
5. Повышение квалификации логопеда. Одной из форм работы логопеда, имеющей серьезное влияние на эффективность предупреждения и преодоления заикания, является постоянное самообразование логопеда, повышение его деловой квалификации.
Формами повышения квалификации логопеда являются следующие:
1) постоянное самообразование путем изучения специальной литературы;
2) обмен опытом работы путем: посещения логопедических занятий у своих коллег с последующим обсуждением; участия в соответствующих научно-практических конференциях, знакомства с методами, приемами и результатами работы разных специалистов, принимающих участие в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания;
3) участие в работе методических объединений, специальных семинарах и т.д.;
4) обобщение собственного опыта работы по предупреждению заикания в виде дневниковых записей или статей;
5) занятия на курсах повышения квалификации по логопедии, организуемых институтами усовершенствования учителей, или стажировка по логопедии в специальных учреждениях.
Постоянное совершенствование своих знаний, повышение квалификации, самообразование — неотъемлемое качество современного логопеда, необходимая и обязательная часть его работы.
Совокупность названных форм работы составляет целостную и необходимую систему организации логопедической работы по профилактике заикания старших дошкольников.
Анкета «Выявление факторов риска по заиканию у дошкольников»
Фамилия, имя, отчество ребёнка_____________________________________
Дата рождения ________________________________________________
1. Каковы особенности речевого общения с ребенком в семье?
а) часто разговариваем с ребёнком,
б) часто читаем детскую литературу
в) недостаточность речевого общения
г) ребёнок часто смотрит телевизор, играет в компьютерные игры
2. Как ребёнок относится к литературе?
а) быстро запоминает стихи, песни
б) знает очень много стихов, сказок, песен и любит их демонстрировать
в) интересуется книгами
г) не любит слушать сказки, стихи, рассказы
3. Имеются ли у ребёнка нарушения звукопроизношения?
а) да, б) нет, говорит чётко
4.Время появления первых слов:
а) до года, б) в 1 год, в) в 1г.3мес., г). около 1,5 лет
5. Время появления простой фразы.
а) в 1г.6м- 1г.8м б) в 2 года в) в 2,5 года г) в 3 года
6. Время появления развернутой фразовой речи.
а) в 2 года, б) в 2,5 года в) в 3 года, г) в 3,5 года
7. Наличие запинок в речи ребёнка
а) случаются иногда, б) не наблюдалось в) были раньше
8) Имеются ли в речи родственников следующие особенности речи:
а) Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
б) Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
в) Заикание у родителей.
г) Заикание у сестер и братьев.
д) Заикание у деда или бабушки по линии отца и матери.
е) Левшество у близких родственников (указать у кого)
9) Какая рука ведущая
а) правая б) левая
10) Имело ли место переучивание с левой руки на правую?
а) нет б) да
11. Как ребёнок привыкал к детскому саду?
а) легко и быстро привык
б) много болел
в) долго привыкал, плакал
12. Имеются ли у ребёнка контакты с заикающимися людьми:
а) нет, б) были раньше в) да
13) В семье имеется двуязычие (говорят на 2 и более языках)?
а) да, б) нет)
При наличии двуязычия какой язык преобладает в общении___________
14. Каковы особенности взаимоотношений в семье
а) Имеют место частые конфликты в семье –
б) чрезмерное заласкивание ребёнка
в) излишняя строгость в воспитании
г) неровность в обращении с ребенком;
д) взаимоотношения в семье дружеские
15. Каковы основные черты характера ребёнка? (выберите подходящий вариант ответа в каждой предложенной паре):
а) спокойный - б) возбужденный,
а) подвижный – б) медлительный,
а) уравновешенный - б) капризный
16.Какие ниже перечисленные черты поведения встречаются у ребёнка?
а) слезливость,
б) тревожность,
в) негативизм,
г) истощаемость,
д) расторможенность,
е) трудность переключения с одной деятельности на другую,
ж) плаксивость,
з) боязливость,
и) раздражительность.
Вопросы анкеты и варианты ответов на них были подобраны так, чтобы удобнее было определить наличие группы риска по заиканию у дошкольников при обработке данных анкетирования. Ключ к анкете:
1. Вопросы 1-6 направлены на выявление группы риска детей с задержкой речевого развития. Варианты ответов: 1-в или 1-г, 2-г, 3-а, 4-г, 5-г, 6-г указывают на предрасположенность ребёнка к этой группе риска, а совпадение трёх и более ответов на принадлежность к этой группе риска по заиканию.
2. Вопросы 4-7 отвечают за выявление группы риска детей с ранним речевым развитием и совпадение двух или более вариантов (4-а, 5-а, 6-а, 7-а или 7-в) указывает на наличие у ребёнка факторов риска по заиканию.
3. Вопросы 8 – 11 указывают на генетическую предрасположенность к заиканию и выявляют детей с этой группой риска при совпадении следующих вариантов ответов: 8-а, б, в, г, д, е, 9-б, 10-б, 11- б или в.
4. Положительный ответ на вопрос 12 (12-б или 12-в) говорит о том, что ребёнок попадает в группу риска по заиканию, как имеющий в близком окружении лиц с заиканием.
5. Вопрос 13 выявляет семьи с двуязычием и детей, входящих в эту группу риска по заиканию.
6. Варианты ответов 14-а, 14-б, 14-в, 14-г, 15-б, любой положительный ответ на 16 вопрос (16-а, 16-б, 16-в, 16-г, 16-д, 16-е, 16-ж, 16-з или 16-и) усугубляют ситуацию во всех группах риска по заиканию.
Для выявления группы риска детей с тревожными чертами характера использовалась анкета по выявлению тревожности ребёнка
Анкета по выявлению тревожности ребенка (Авторы: Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) [39]
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».
Ребенок | Да | Нет |
1. Не может долго работать, не уставая | ||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован | ||
5. Смущается чаще других | ||
6. Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | ||
8. Жалуется, что снятся страшные сны | ||
9. Руки обычно холодные и влажные | ||
10. Нередко бывает расстройство стула | ||
11. Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16. Часто не может сдержать слезы | ||
17. Плохо переносит ожидание | ||
18. Не любит браться за новое дело | ||
19. Не уверен в себе, в своих силах | ||
20. Боится сталкиваться с трудностями |
При подведении итогов анкетирования необходимо суммировать количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...
Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...
Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений......
Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
В данной консультации рассказывается о том, что такое заикание, его причины, общие правила поведения родителей для того, чтобы у ребенка не возникло заикание, а также лечение заикания....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для профилактики заикания у детей дошкольного возраста необходимо выявление детей с факторам...
Организация условий по профилактике заикания у детей дошкольного возраста
для педагогов дополнительного образования, воспитателей детского сада, логопедов...