"Играем кинетическим песком с детьми с ОВЗ. Песочная терапия»
материал по логопедии (подготовительная группа)
Игры с песком надолго увлекают ребенка и развивают его мелкую моторику, связанную с развитием речи, мышлением, воображением, зрительной и двигательной памятью, координацией и вниманием. В процессе занятий у детей развиваются тактильная чувствительность и осязание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кинетический песок и дети с ОВЗ | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия: играем с кинетическим песком с детьми с ОВЗ»
В процессе работы с детьми с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи», возникает необходимость в подборе новых методов и приёмов, улучшающих результативность занятий. Сложность речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Одним из таких методов является арт. - терапия, а именно использование кинетического песка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.
Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.
О кинетическом песке
Кинетический песок — материал для детского творчества, разработанный в Швеции. На 98% он состоит из кварцевого песка, а на 2% из синтетического компонента — пищевой добавки Е900. Она абсолютно безопасна, гипоаллергена и нужна для того чтобы песок был одновременно сыпучим и пластичным. Кинетический песок рассыпается в пальцах, но может принимать любую форму. Он не пересыхает и не прилипает к рукам, одежде и поверхностям. На столе песок не разделяется на отдельные песчинки, а остается в виде однородной массы, которую легко собрать. Для придания формы его не нужно смачивать водой, но воды песок не боится — он быстро сохнет и не теряет своих свойств.
Обычный кинетический песок имеет стандартный песочный цвет, но выпускаются и наборы с цветным песком. Смешивать песок разных цветов не стоит — после этого вы уже не сможете рассортировать песчинки, а материал приобретет серо-розовый оттенок.
Чем полезна песочная терапия
Игры с песком надолго увлекают ребенка и развивают его мелкую моторику, связанную с развитием речи, мышлением, воображением, зрительной и двигательной памятью, координацией и вниманием. В процессе занятий у детей развиваются тактильная чувствительность и осязание.
Песок представляет собой однородную вязкую массу, состоящую из мелких песчинок. Его можно мять, резать, тянуть, создавать различные формы и лепить фигурки. Во время игры ребенок начинает различать размеры и определять, сколько песка нужно взять для строительства фигурки или поместить в формочку. Занятия с песком подразумевают создание различных форм, а значит у ребенка развивается образное мышление и фантазия.
Песочная терапия способна улучшить эмоциональное состояние малыша, избавить его от тревоги, переживаний и стрессов. Играя с песком, ребенок сам контролирует ситуацию: он может создать фигурку, что-то в ней изменить или просто сломать. Таким образом, он видит, что всегда может исправить то, что ему не нравится. Это ощущение успокаивает и дает уверенность. Обычно во время занятий даже те малыши, которые пришли в плохом настроении, увлекаются и к концу урока становятся веселыми.
Работа с песком полезна детям и взрослым в любом возрасте, но в основном такая терапия показана малышами от 3 до 7 лет. Каких-либо ограничений по количеству человек, которые могут одновременно играть с песком нет: ребенок может заниматься один, вместе со взрослым или в группе. Если вы планируете заниматься в детском центре, выбирайте небольшие группы до четырех человек. Такого количества детей вполне достаточно, чтобы каждый получил необходимую долю внимания педагога, а также пообщался со сверстниками, развивая свои коммуникативные навыки.
Как играть
С кинетическим песком можно играть прямо на столе, но лучше это делать в песочнице. Детям нравится оставлять на песке отпечатки своих рук и сравнивать их со взрослыми. Это упражнение помогает разобраться в понятиях «большой» и «маленький», а протыкая песок палочкой или пластиковым стеком, дети быстрее понимают, что значит глубина.
На песке можно рисовать и даже писать. Особенно такие упражнения полезны в период обучения письму. Многие дети боятся сразу писать буквы и цифры на бумаге, опасаясь, что они допустят ошибку, и с ней уже ничего нельзя будет сделать, а на песке все легко исправить.
И конечно же, из песка можно лепить куличи и фигурки с помощью формочек в виде геометрических фигур, фигурок животных и окружающих предметов. В процессе игры дети знакомятся с новыми словами, расширяют словарный запас, различают формы. С помощью штампов на песке можно создавать различные узоры и изображения, а затем украшать их бусинками, камушками, ракушками или пуговицами. Так у ребенка развивается внимание и логика.
Во время игры с песком ребенок может узнавать о разных профессиях. С игрушечным самосвалом, подъемным краном и грузовой машиной он может представить себя строителем, а делая песочные куличи, тортики и пирожные — пекарем-кондитером.
Если же вы не можете придумать сценарий игры, не расстраивайтесь и просто оставьте ребенка с песочницей на некоторое время. Он сам быстро придумает собственные правила и начнет играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста
В данной презентации представлены игры с кинетическим песком, которые помогают детям снять напряжение. В играх с кинетическим песком гармоничнои интентсивно развиваются все познавательные функции (вос...
Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаи...
статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...
Методическая статья «Песочная терапия: играем с кинетическим песком с детьми с ОВЗ»
Знакомство со свойствами кинетического песка...
Занятия с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста.
Занятия с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста.Кинетический песок является очень распространённым игровым материалом в развивающей предметно-пространственной среде современного Д...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с "кинетическим" песком с детьми раннего возраста"
На мастер-классе дётся небольшой экскурс в историю создания "кинетического" песка и песка "космического". А также приведена подборка игр, которые можно провести с малышами св...
Проект "Игровая деятельность с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста"
Проект «Игровая деятельность с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Паспорт проекта2. Актуальность3. Постановка проблемы4. Цель, задачи проек...