Семинар-практикум для педагогов "Игры с прищепками: Творим и говорим"
консультация по логопедии
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_prishchepkami.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с прищепками: Творим и говорим
Консультация учителя-логопеда
«До пяти лет ребенок-строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. В работе с дошкольниками педагоги МДОУ все чаще используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Младший и средний возраст:
В ходе подготовительного этапа педагог показывает детям прищепки и рассказывает об их предназначении в быту. Ребятам предлагается взять прищепки в руки, рассмотреть их внимательно и поиграть с ними.
Взрослый показывает каждому малышу, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить ее к раю небольшой картонной коробки, и сопровождает свои действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем ребенку следует показать, как прищепка может открыть и закрыть «ротик» (для этого, удерживая прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами, раскрываем ее; в этот момент локоть опирается на поверхность стола).Далее педагог предлагает малышу самостоятельно помочь прищепки открыть и закрыть «ротик».
- Упражнения с речевым сопровождением для развития мелкой моторики.
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе.
Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Лиса
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания теста.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Крокодил
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
Глупая ворона.
Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей).
Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.
Увидела бумагу –
Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось….., фантик!
В следующих упражнениях задействованы обе руки взрослого, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста.
Зайчики
- Глазки мыли?
- Мыли.
- Ушки мыли?
- Мыли
- Лапки мыли?
- Мыли.
- Хвостик мыли?
- Нет, забыли.
- Упражнения с прищепками для сенсорного развития.
Коробочки
Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.
Оборудование: 4е картонные коробки с приклеенными на дно кружками красного, жёлтого, синего и зеленого цвета, прищепки такого же цвета.
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
На донышке коробки
Огонёк горит.
Какие брать прищепки,
Он нам говорит.
Ты выбирай, не путай,
Внимательно смотри,
Такую же по цвету
Прищепку прикрепи.
- Развитие творческого воображения в играх с прищепками.
Для проведения игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную.
В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (Автор Г.А. Пичугина) что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.
Ежик Солнышко
Ежик, ежик, где гулял? Солнышко утором
Где колючки потерял? Рано встает.
Ты беги скорей к нам, ежик. Лучики тянет – тепло нам дает.
Мы сейчас тебе поможем.
Самолет Дом
Самолет, самолет Дом сломался – вот беда.
Отправляется в полет. Где крылечко? Где труба?
Но без крыльев и хвоста Мы умеем мастерить,
Не взлетит он никогда Можем домик починить.
Жучок Бабочка
Очень наш жучок устал - Тельце, крылышки, усы –
Бегал по дорожке. Вот и бабочка смотри!
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
Игры драматизации для детей старшего дошкольного возраста.
Прищепки можно также использовать в разыгрывании сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Родитель и ребенок передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. Можно использовать различные сказки «Репка», «Колобок».
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений.
Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, умственное развитие, усвоение знаний, навыков, умений осуществляются как поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний, умственный план.
В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников.
Слон или собака?
Цель: формировать пространственные упражнения.
Оборудование: две крупные игрушки, прищепки.
Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине – к левому.
Затем он сажает на два стула крупные игрушки (например, слона и собаку), и сообщает ребятам, что слон собирает в свою команду тех, у кого прищепка на правом рукаве, а собака – тех, у кого прищепка на левом.
По сигналу взрослого дети встают друг за другом к стульям с игрушками, затем слон и собака «проверяют», не перепутал ли кто из ребят колонну.
Найди пару.
Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив.
Оборудование: прищепки (по количеству детей).
Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине – к левому.
Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.
Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишие:
Хоровод, хоровод,
Не смотрели мы вперед.
Хоровод мы разобьем,
Себе пары мы найдем!
С последней фразой дети поворачиваются лицом к центру круга и ищут себе пару по принципу: у кого прищепка на правом (левом) рукаве, тот берет за руки того, у кого прищепка на том же правом (левом) рукаве.
Логопедические игры с использованием прищепок.
Тематические цепочки.
Цель: активизировать предметный словарь по разным лексическим темам.
Оборудование: Коробка с прищепками.
Дети по одному прикрепляют прищепки одну к другой, называя предметы по заданной лексической теме.
Чья цепочка длиннее.
Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», учить различать близкие по значению родовые понятия. (другие темы: - столовая и чайная посуда; - взрослые животные и их детеныши; - овощи и фрукты и др.)
Собери звуковые бусы (со словами)
Цель: учить различать гласные и согласные звуки.
Оборудование: Коробка с прищепками красного и синего цвета.
Ребенку предлагается собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные символизируют гласные звуки, синие - согласные.
Например: Участники игры должны по очереди назвать слова, начинающиеся на гласный или согласный звук.
Различай и называй
Цель: учить различать, правильно произносить звуки С - Ш
Оборудование: картинки, прищепки двух цветов.
Перед ребенком на столе разложены картинки (игрушки), в названии которых слышится звук С (например, красный цвет), Ш (синий цвет). Нужно прикрепить «нужную» прищепку к «правильному» слову.
Игры для развития мелкой моторики с использованием прищепок.
Кыш!
Сильно кусает Прищепкой дети прищепляют
Котенок – глупыш! ногтевые фаланги пальцев
Он думает, что это правой, а затем левой руки
Не палец, а мышь! на каждый ударный слог –
Но я же играю с тобою, малыш! от большого пальца к мизинцу.
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш!»
Клюква.
Мы шли, шли, шли, Прищепкой дети прищепляют
Много клюквы нашли! ногтевые фаланги пальцев
1, 2, 3, 4, 5 – правой, а затем левой руки
Мы опять идем искать! на каждый ударный слог –
от большого пальца к мизинцу.
Таким образом, данная методика с использованием предметов – заместителей способствует преодолению речевого негативизма, развитию сенсорных и пространственных отношений, мелкой моторики рук, формирует звуковой и слоговой анализ, правильное звукопроизношение.
Памятка для родителей и педагогов
«Творим и говорим: игры с прищепками»
С младшей группы у детей отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательных процессов, следовательно, и наблюдаются системные нарушения звуковой стороны речи, слоговой структуры, лексико-грамматического строя и собственной связной речи.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе коррекции речи. А так как речевой и двигательный центр расположены рядом в коре головного мозга, отсюда и вытекает связь между осязанием и развитием речи.
Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми им нужно много самых разных игрушек.
Сегодня в магазинах огромный выбор дорогостоящих наборов для конструирования, головоломок и т.д.
Однако не стоит забывать и о предметах домашнего обихода, если немного ими пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для малышей, чем специализированные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми относятся к нетрадиционной форме работы. Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны.
О пользе использования прищепок в своё время говорила Мария Монтессори: «До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было».
Целями игр является:
- развитие мелкой моторики рук;
- расширение и активизация словаря;
- развитие творчества и воображения;
- развитие памяти и внимания.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
«Лиса» «Интересный разговор» | «Крокодил» пообедал у зверей, «Гусь» |
«Зайчик и собачка»
Указательный и средний пальцы левой руки подняты вверх, остальные сжаты. Указательный и большой пальцы правой руки открывают и закрывают прищепку. Во время произнесения последней строчки стихотворения левая рука прячется за спину.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает.
Собака злая лает,
Зайчик убегает.
Упражнения для расширения и активизации словаря по теме «Домашние животные»
Собака и щенок Курица – цыплята | Кошка и котенок Свинья и поросенок |
Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками
Тучка и дождик | Самолет |
Данные виды заданий можно использовать, как при индивидуальной, так и при групповой форме работы с детьми.
Вам была предоставлена лишь самая малость игр с прищепками, которые можно использовать как на логопедических занятиях, так и на занятиях дома. Как мы видим, игры с прищепками очень увлекательны и познавательны.
У ребенка развивается:
- мышление;
- чувство пространства;
- координация движений пальцев рук, мелкая моторика;
- творческое воображение, фантазия;
Все это благотворно сказывается на развитии личности ребенка в целом.
Надеюсь, что полученный материал вы возьмете на заметку и будете использовать в своей работе с детьми.
Желаю успехов!
«Прищепки: творим и говорим» ЦЕЛЬ: - развитие мелкой моторики, внимания; - совершенствование сенсорных эталонов; - активизация предметного и глагольного словаря. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с прищепками: Творим и говорим
«До пяти лет ребенок-строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. В работе с дошкольниками педагоги МДОУ все чаще используют пластмассовые белье...
Консультация для родителей: "Игры с прищепками: ТВОРИМ и ГОВОРИМ"
«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предост...
Игры с прищепками. Творим и говорим.
Игры с прищепками. Творим и говорим....
Сценарий семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста "Пальчики учат говорить"
Развивать малыша с пеленок - модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее комфортнее освоится в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружат...
презентация Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста «Учите детей говорить правильно»
Игровой урок, наши встречи в клубе "Мы вместе"«Компас» нашей встречи!Прекрасна речь, когда она как ручеёк,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готов внимать ее поток...
Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкол...
Консультация для педагогов "Игры с прищепками: творим и говорим "
Игры и упражнения с использованием предметов-заместителей (пластмассовых бельевых прищепок разного цвета и размера) для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия...